Вы здесь
Скопцы
Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору существовал хлыстовский "корабль" (община), во главе которого стояла самозваная "Богородица" Акулина Ивановна. К "кораблю" прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу разыгрывал из себя немого, а после неожиданно заговорил. Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова "богом над богами, царем над царями" и сделала его вторым человеком в общине. Нравы в хлыстовских "кораблях" были довольно свободными, о чем, в частности, писал лютеранский епископ Сигнеус, наблюдавший хлыстовские радения в начале XIX века: "Собрание продолжалось с 8 часов вечера до полуночи; тогда присутствовавшие ложились спать попарно, каждый со своею избранною... по формальному дознанию, плотское сближение не подлежало никакому сомнению". Против подобного свального греха и выступил Селиванов. "Бог над богами" предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений раз и навсегда — "раскаленным железом отжечь детородные своя уды". Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и был вынужден уйти из общины.
Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, возжелавших по его примеру "сокрушить душепагубного змия" путем оскопления. Богословских аргументов в пользу кастрации у Селиванова было более чем достаточно, поскольку в Евангелии было ясно сказано, что глаз, который тебя соблазняет, надлежит вырвать, а руку или ногу отсечь и "бросить от себя". Но секрет успеха нового учения заключался не только в этом. Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому одному скопцу наследует другой скопец. Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть. К тому же скопцу не надо было тратиться на семью, что также вело к немалой экономии. Поэтому, когда власть наконец-то обратила внимание на новую секту, среди ее членов было немало обеспеченных людей.
Прижизненный портрет Кондратия Селиванова (1732—1832), основателя секты скопцов.
Кондратий Селиванов на этом портрете, относящемся к петербургской поре его жизни.
Секта скопцов. Скопцы считали что для достижения духовного совершенства нужно отрезать половые органы. Скопцы нещадно преследовались нетолерантными православными. Инструменты которые скопцы использовали для своего духовного развития.
Изображенный на приведенном рисунке гвоздь помещен тут неслучайно: свинцовый гвоздь после наложения "большой печати" (отрезания члена) скопцы помещали в мочеиспускательный канал дабы тот не зарос. Как рассказывали сами скопцы такой гвоздь им приходилось носить 7-8 месяцев - именно столько времени затягивалась рана на месте отрезанного пениса
Многие женщины-скопцы отрезали груди.
Многие женщины-скопцы прижигали себе соски.
Основной специфический обряд скопцов называется «радением» и представляет собой ритуальную пляску, цель которой — довести участников до состояния экстаза.
Радения совершаются четырьмя способами: 1) «корабликом»: радеющие становятся в круг один сзади другого и ходят, сильно припрыгивая, друг за другом гуськом; 2) «стеночкой»: становятся также в круг, но плечом к плечу, и ходят посолонь (то есть по солнцу, слева направо), прыжком; 3) «крестиком»: 4-8 человек становятся по одному или по два в каждый угол и затем скорым шагом, опять-таки припрыгивая, крестообразно сменяют друг друга; 4) в «одиночку»: несколько человек выходят на середину и, под такт скороговорчатых «распевцев», начинают кружиться на одном месте, все быстрее и быстрее, так что рубахи их надуваются и шумят как паруса.
Скопец
Петр Третий, второе человеческое воплощение Иисуса Христа по верованиям скопцов, являлся объектом особого поклонения сектантов.
После гибели последнего в январе 1775 г. воплощением Христа стал Кондратий Селиванов, после него - Александр Шилов и последующие ересеиархи. В качестве "истинной непорочной Богоматери" скопцы почитали Императрицу Елизавету ; тот факт, что она вообще не была матерью Петра Третьего их нисколько не смущал. По скопческой версии отечественной истории Екатерина Вторая решила уничтожить своего супруга - Императора Петра Третьего - когда узнала, что он скопец. Император от супруги своей скрылся, а вместо него клевретами Императрицы был убит и похоронен гвардеец-гренадер, похожий на Петра ( гренадер тоже был скопцом ! ). Помимо упомянутых выше лиц скопцы почитали и "матушку-основательницу" Акулину, а также разного рода "малых пророков" из своей среды. Первый серьезный исследователь скопческой ереси Н. Надеждин вполне обоснованно назвал это учение "невообразимо-чудовищным баснословием".
Скопцы
"Икона" скопцов.
В верхней части "иконы" изображен Иисус Христос на берегу Иордана, обнимающийся с белым агнцем. Последний, как и белый лебедь, почитался скопцами символом секты. Нижняя часть "иконы" посредством весьма банальных зрительных образов повествует о земной жизни "белого агнца" ( скопца ), претерпеваемых им лишениях и заклании оного.
Скопцы
Опубликовано 24 марта, 2016 - 13:16
|
Библия с подстрочником
Святоотеческие толкования
Реабилитация наркозависимых
Как помочь центру?
Яндекс.Деньги: 41001964540051
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ" р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653
|