Вы здесь

Олег Нагорный. Православные мощи и немощи протестантской критики

Предположение о том, что православные поклоняются мощам, нарушая заповедь о поклонении только Богу основано на многозначности слова “поклоняться” в русском языке:

1. Совершать поклоны (и то верно было бы «кланяться», но протестанты упорно приписывают поклонам православных термин «поклоняются»).

2. Относится с почтением, благоговением.

3. Служить к.-л./ ч.-л. – посвятить свою жизнь.

Давайте разберемся, что запрещает заповедь: “Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи”.

1. Запрещает ли она делать поклоны перед кем-то/чем-то помимо Бога? – Нет.

Библия полна примеров, когда кланяются и перед людьми, и перед бездушными святынями:

“Поклонюсь святому храму Твоему” (Пс. 5, 8).

“Поклоняюсь пред святым храмом Твоим” (Пс. 137, 2).

Пророк Езекия внушал: “пред жертвенником единым поклоняйтесь” 2Пар. 32:15.

“Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь подножию Его: свято оно!” Пс. 98:5.

“Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего” (Евр. 11, 21).

Соломон кланялся своим гостям (3 Цар. 1, 47), и ему кланялись (53).

Авраам поклонился перед народом (Быт. 23, 12).

Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его (Деян. 10, 25). Филадельфийской Церкви Господь говорит: “Я сделаю то, что они придут и поклонятся <тебе> и познают, что Я возлюбил тебя” (Откр. 3, 9).

2. Запрещает ли заповедь относиться с почтением к к.-л./ ч.-л. помимо Бога? – Нет.

В Библии находим множество примеров, когда с благоговением относятся к богослужебным святыням и людям:

“…святилище Мое чтите” (Лев. 26:2; сравн.: Исх. 30:22-29) – говорит Господь тому же народу, которому дал вторую заповедь.

“Почитай отца твоего и мать твою” Исх. 20:12.

“Пред лицем седого вставай и почитай лице старца” Лев. 19:32.

“…почитай священника, и давай ему часть, как заповедано тебе” Сир. 7:33.

“Почитай врача честью” Сир. 38:1.

И Новый Завет подтверждает, что почитать должно не только Бога: Еф. 6:2; 1Пет. 2:17; 1Кор. 16:18; 1Тим.5:17; Рим. 2:10 и др.

3. Запрещает ли заповедь религиозное самопосвящение к.-л./ч.л. помимо Бога? – Да воспрещает.

И об этом знают православные. За каждой литургией дьякон или священник от имени народа произносит: “Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим”.

Православные кланяются перед людьми и святынями, оказывая им тем самым знаки почтения. (Как мы видели, эта практика известна Библии) Но в православной практике и богословии нет места посвящению своей жизни людям (пусть даже достигшим праведности), рукотворным святыням или мощам.

Рад развеять Ваши опасения: то, что мы оказываем знаки почтения перед иконами и мощами (напр., кланяемся перед ними, целуем их), как они оказывались перед Библейскими святынями, не означает, что этим вещам мы посвящаем свою жизнь. Это даже не значит, что иконы или мощи для нас важны сами по себе. Наши знаки почтения, оказываемые перед ними относятся не к доске и краскам, не к костям и ризам, но к тем кто изображен на иконах, и кому принадлежат мощи. (А что Библия дозволяет почитать людей и святыни мы видели).

Отмечу, что в греческом языке проблемы полисемичности нет. Греческое богословие четко различает всецелое самопосвящение, служение Богу (latreia) и почитательное поклонение (timetike proskynesis) святыням и святым. Последним воздается честь не как Богу, но как людям, достигшим духовной высоты и соединившимся с Богом.

["Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения (proskynesis) точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста. Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах - 0.Н.) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (timetike proskynesis), не тем истинным по вере нашей богопочитанием (latreia), которое подобает единому Божескому естеству, но почитанием (proskynesis), фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному" Постановление 7-го Вселенского собора].

Теперь чуть подробнее о теме мощей.

Как в Библии народ Божий относился к мощам праведников: равнодушно, с пренебрежением или с почтением? – Ясно – с почтением.

Благочестивый царь Осия сжег множество костей умерших, но кости пророка Божия повелел не трогать: 4Цар. 13:21. Моисей при выходе из Египта взял с собою кости Иосифа (это явно не соответствует ни равнодушию, ни пренебрежению), и со своими костями просил поступить также.

Премудрый Иисус выражает почтение к костям 12 пророков: “да процветут кости их от места своего!” Сир. 49:12.

Но может ли Бог творить через мощи чудеса, может ли Он сделать их святынями – источником Своей благодати?

Библия дает и такие примеры:

“…по успении его [пророка Елисея] пророчествовало тело его” Сир. 48:14.

“И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои” 4Цар. 13:21.

Что уже говорить о телах, если даже одежда их (Деян. 19:20), даже тень (естественная икона [греч.: образ], написанная солнцем) их (Деян. 5:15) носят на себе чудотворную благодать Божию!

И если на ветхозаветных праведниках сбывались слова Библии о прославлении их (Сир. 46:14-15), но тем паче сбываются они на новозаветных святых (2Тим. 1:10).

Не удивительно потому, что православным известны не только ветхозаветные примеры чудотворных мощей : http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=104941

При таких фактах убеждать себя, мол, умершим праведникам неприятно, что их тела стали проводниками милости Божией, что Бог помимо их воли допускает приобщение к этим источникам благодати как можно больше верующих, дозволяя возить мощи, и в поезках творя чудеса через них – как то кощунственно.

И еще. “Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело – не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней человеческой личности, связь с которым личность таинственно сохраняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти” Иерей Олег Давыденков. Догматическое богословие.

Чтобы не оставалось сомнений, что я выразил мнение православной Церкви, а не свое личное, приведу напоследок некоторые цитаты:

«Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных” Постановление 7-го Вселенского собора.

“Они [святые мученики] и по смерти действуют, как живые, исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господней отражают всякое их злое нападение. Ведь в святых мощах всегда присутствует чудотворная благодать Святого Духа” Преп. Ефрем Сирин, Похвальное слово Мученикам во всем мире пострадавшим.

“В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, почитаю того, кто живет бессмертием добродетели; почитаю прах, освященный исповеданием Господа; почитаю в прахе семя вечности; почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за него… Да, я почитаю тело, которое Христос удостоил мученичества и которое будет царствовать со Христом на небесах” Св. Амвросий Медиоланский (Serm. 55,1.11; Patr. lat. 17, col-718 и 719).

“О чем ином чудеса эти свидетельствуют [чудеса от мощей мучеников], как не о вере, проповедующей, что Христос воскрес во плоти и с плотию вознесся на небо? Ибо и сами мученики были мучениками, т.е. свидетелями, этой веры… За эту веру положили жизнь свою они, могущие испрашивать это у Господа, за имя которого вкусили смерть. Ради этой веры предварительно обнаружено было ими необыкновенное терпение, чтобы потом проявилась такая сила их в этих чудесах” Блаж. Августин, О граде Божием, кн. 22, гл. IX.

“Святые сделались сокровищницами и чистыми жилищами Бога: вселюся в них и похожду, говорит Бог, и буду им Бог (II Кор. VI, 16). Праведных души в руце Божией и не прикоснется их смерть (Прем. Ill, 1), говорит божественное Писание. Ибо смерть святых скорее есть сон, чем смерть. Они утрудшиася в век и живи будут до конца (Пс. XLVIII, 9 – 11) И честна пред Господем смерть преподобных Его (Пс. CXV, 6). Действительно, что может быть честнее, как быть в руце Божией? Ибо Бог есть жизнь и свет, и находящиеся Вруце Божией пребывают в жизни и свете.

Что через ум Бог обитал и в телах святых, (об этом) говорит Апостол: невесте ли, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святого Духа суть (1 Кор. VI, 19). Господь же Дух есть (II Кор. III. 17). И аще кто Божий храм растлит, растлит сего Бог (Кор. Ill, 37). Поэтому, как же не почитать одушевленные храмы Божьи, одушевленные жилища Божии? Святые – живы и с дерзновением предстоят пред Богом.

Владыка Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния и изливают миро благовония. И пусть никто не сомневается (в этом)! Ибо если. по воле Божией, истекла в пустыне вода из крепкой и твердой скалы, а для жаждущего Самсона – из челюсти ослиной, то ужели невероятно, что из мученических мощей истекает благовонное миро? Никоим образом, – по крайней мере, для тех, которые знают могущество Божие и то, какой чести удостаивает Он святых.

По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него. Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом через них изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозревают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всяко даяние благо от Отца светов (Иак. 1, 17) через них нисходит на тех, которые просят с несомненною верою? Сколь много нужно было бы тебе потрудиться, чтобы найти покровителя, который представил бы тебя смертному царю и замолвил бы пред ним слово за тебя? Поэтому ужели не должно почитать предстателей всего рода человеческого, которые приносят Богу свои молитвы за нас? <…>

Взирая на образ жизни всех этих (святых), поревнуем (их) вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы” Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры. По закону всякий, прикоснувшийся к мертвому, почитался нечистым; но святые не суть мертвые. Ибо после того, как Тот, кто есть сама жизнь и Виновник жизни, был причтен к мертвым, мы уже не называем мертвыми почивших в надежде воскресения и с верою в Него. Да и как может чудодействовать мертвое тело? Каким образом через них изгоняются демоны, отражаются болезни, врачуются немощные, прозревают слепые, очищаются прокаженные, прекращаются искушения и скорби, и всяко даяние благо от Отца светов (Иак. 1, 17) через них нисходит на тех, которые просят с несомненною верою? Сколь много нужно было бы тебе потрудиться, чтобы найти покровителя, который представил бы тебя смертному царю и замолвил бы пред ним слово за тебя? Поэтому ужели не должно почитать предстателей всего рода человеческого, которые приносят Богу свои молитвы за нас? <…>

Взирая на образ жизни всех этих (святых), поревнуем (их) вере, любви, надежде, ревности, житию, твердости в страданиях, терпению даже до крови, чтобы и мы вместе с ними получили венцы славы” Иоанн Дамаскин, Точное изложение Православной веры.

Опубликовано 16 июня, 2016 - 16:09
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653