Вы здесьОсновывал ли Сталин РПЦ?"РПЦ создали Сталин с Берией в сентябре 1943 года". Такой штамп достаточно давно гуляет по медийному пространству и является достаточно распространенным. Используется он, как правило, в двух случаях: 1) для дальнейшего перехода к "РПЦ – отдел КГБ" 2) РПЦ не имеет ничего общего с Церковью дореволюционной (а, стало быть, не имеет никакого отношения к имуществу оной). Правда, при просьбе дать номер сталинского указа или постановления правительства об учреждении РПЦ в лучшем случае доносится "об этом и так все знают" или "в интернете полно материалов". Ну что ж, обратимся к материалам. Первым номером у нас пойдёт коммюнике, опубликованное 5 сентября 1943 г. в газете "Известия": 4 сентября с. г. у Председателя Совета Народных Комиссаров СССР т. И.В. Сталина состоялся прием, во время которого имела место беседа с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием, Ленинградским митрополитом Алексием и экзархом Украины Киевским и Галицким митрополитом Николаем. Во время беседы митрополит Сергий довел до сведения Председателя Совнаркома, что в руководящих кругах православной церкви имеется намерение созвать Собор епископов для избрания патриарха Московского и всея Руси и образования при патриархе Священного Синода. Глава Правительства т. И.В. Сталин сочувственно отнесся к этим предложениям и заявил, что со стороны Правительства не будет к этому препятствий. При беседе присутствовал Заместитель Председателя Совнаркома СССР т. В.М. Молотов. Итак, мы видим, что никакого учреждения Церкви 4 сентября не произошло. Согласно тексту, была встреча Сталина и Молотова с представителями "руководящих кругов православной церкви". Итак, если на момент этой встречи никакой церкви ещё не было, то чем же руководили упомянутые представители? (из докладной записки зам. наркома внутренних дел Меркулова секретарю ЦК ВКП(б) Щербакову, 15 апреля 1943 г.) Противники РПЦ также утверждают, что по указу Сталина был назначен патриархом митрополит Сергий и создан Синод. Однако из текста сообщения видно, что это было намерением самих иерархов, а Сталин решил больше не препятствовать этому. Но, может, всё это было очередной пропагандой, запудриванием мозгов трудящихся, и на самом деле встреча проходила совсем по другому? Обратимся тогда к "Записке Г. Г. Карпова о приеме И. В. Сталиным иерархов Русской православной церкви", имевшей гриф "Секретно" и не предназначавшейся для печати. И что же мы видим? Митрополит Сергий сказал т. Сталину, что самым главным и наиболее назревшим вопросом является вопрос о центральном руководстве церкви, т. к. почти 18 лет [он] является патриаршим местоблюстителем и лично думает, что вряд ли где есть столь продолжительные вреды [трудности], что Синода в Советском Союзе нет с 1935 г., а потому он считает желательным, что[бы] Правительство разрешило собрать архиерейский Собор, который и изберет патриарха, а также образует орган в составе 5 – 6 архиереев. Митрополиты Алексий и Николай также высказались за образование Синода и обосновали это предложение об образовании как наиболее желаемую и приемлемую форму, сказав также, что избрание патриарха на архиерейском Соборе они считают вполне каноничным, т. к. фактически церковь возглавляет бессменно в течение 18 лет патриарший местоблюститель митрополит Сергий. Одобрив предложения митрополита Сергия, т. Сталин спросил... Итак, налицо та же самая картина: митрополиты предложили, Сталин не возражал. Единственное поставленное им условие было: На второй вопрос митрополит Сергий ответил, что архиерейский Собор можно будет собрать через месяц, и тогда т. Сталин, улыбнувшись, сказал: "А нельзя ли проявить большевистские темпы?" Обратившись ко мне, спросил мое мнение, я высказался, что если мы поможем митрополиту Сергию соответствующим транспортом для быстрейшей доставки епископата в Москву (самолетами), то Собор мог бы быть собран и через 3 – 4 дня. После короткого обмена мнениями договорились, что архиерейский Собор соберется в Москве 8 сентября. Требование Сталина понятно – к визиту английской делегации ему было необходимо наличие полноценного статуса главы Русской Церкви. Шло ли это как-то вразрез с церковными интересами? Отнюдь. Итак, мы с полным правом можем сказать, что в сентябре 1943 никакого учреждения или основания РПЦ не было. Тут даже термин "легализация" как-то не особенно подходит. Наверное, наиболее этой ситуации соответствует такое определение, как "частичные деблокировка и стимуляция" церковной деятельности. Теперь рассмотрим вопрос, как связана РПЦ с Церковью дореволюционной и постреволюционной, возглавлявшейся патриархом Тихоном. Кроме огромного числа, собственно, церковных свидетельств, говорящих о непрерывной связи РПЦ с исторической Русской и Российской Церковью, есть потверждения этого и в документах советских "органов": Направляю полученные НКВД копии патриотических обращений к верующим главы тихоновской церкви митрополита Сергия (Старгородского)... Последнее, за что цепляются "пользователи" рассматриваемого мифа – мол, та Церковь называлась по другому – Православная Российская Церковь. Но подобные аргументы трудно воспринять всерьёз . Достаточно вспомнить известный спортивный клуб ЦСКА, который ранее имел названия и ЦДКА, и ЦДСА, и даже ЦСК МО. Однако, никому почему-то не приходит в голову утверждать, что клуб этот был основан в момент приобретения им своего последнего, текущего названия в 1960 году. Источник: apologetics.ru Автор: Неизвестен Опубликовано 12 июля, 2016 - 18:42
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |