Вы здесьАрхимандрит Анатолий (Берестов). О лжестарцах- Приходится видеть, как самозванные «старцы» ломают доверчивые человеческие души, коверкают судьбы, подчиняют «словесных овец» своей злой воле. А новые неопытные «овцы» все идут и идут на заклание к этим духовным мясникам. Как относиться к подобному распространенному явлению? Чем можно помочь потенциальным и реальным жертвам такого «духовного окормления»? - Появление самозванных «старцев» является одной из тяжелых проблем в наше время, которая может окончиться и уже оканчивается трагедией для многих людей. Святые отцы сравнивали неопытного наставника с недостроенным домом, за стенами которого люди хотели укрыться от бури, а он упал и задавил всех. Неопытность и претенциозность служит причиной того, что «недоучки», мало смыслящие в духовной жизни, легко берутся быть наставниками и руководителями на том пути, который они не прошли сами, в результате чего, по слову Евангелия, слепой ведет слепцов в яму. Здесь руководство нередко превращается в духовный деспотизм, а отношения между отцом и чадами - в отношения господина и его рабов. К сожалению, принцип авторитаризма и деспотизма выдается за православное послушание, и человек, недавно принявший сан или монашеский постриг, требует, чтобы на него смотрели, как на Антония Великого или как на одного из духоносных отцов. Неопытность в духовной жизни не всегда связана с наивностью. Часто самозванное старчество имеет под собой такие мотивы, как корыстолюбие, властолюбие и соединяется с холодным расчетом беспринципного дельца. Методы восточных гуру по ампутации человеческой воли и вместе с тем человеческой совести начинают проявляться в Церкви под видом православного старчества. О подобных явлениях мы можем найти указания и как бы предсказания в творениях святителя Игнатия Брянчанинова. Какие признаки лжестарца, дельца и прагматика, который забрался в Церковь, как волк в овечий загон? 2. Следующая черта, также характерная для диктаторов, - это стремление держать людей в информационном плену. Поэтому лжестарцы запрещают общаться с кем-либо и даже беседовать без их особого разрешения, а также читать книги без их цензуры. Если в католической церкви не разрешалось читать только книги, входящие в индекс (список запрещенной литературы), то лжестарцы - захватчики чужой души - вообще стараются все книги и другие источники информации заменить своей собственной персоной, а если пишут - то своей писаниной, которая в общине почитается и изучается, как Священное Писание. Лжестарцы не гнушаются ложью и клеветой и учат какой-то «святой лжи» своих учеников и учениц, чтобы правда о них не просочилась через стены их общины, подобно секте или ашраму. В этой общине развита слежка друг за другом, и она всячески поощряется «старцем» и его ближайшим окружением. Сказать правду или побеседовать с кем-нибудь из посторонних лиц о том, что творится в такой общине, считается изменой и предательством своего старца. Те, кто осмелится нарушить круговую поруку общины, оказываются в духовной изоляции, под общим негласным террором. Кажется, что над ними произнесена анафема или иудейский херем. Эта психологическая пытка продолжается до тех пор, пока «гуру» не убедится, что воля непокорных сломлена и раздавлена, а другие получили урок, как не слушаться старца. Надо сказать, что диктаторы также стремились к тому, чтобы люди меньше думали и меньше читали книг, а беспрекословно слушались их, Гитлер призывал солдат к жестокости: «Не вы отвечаете за это перед провидением, а я»; этим самым фюрер хотел заменить человеческую совесть принципом вождизма, то есть уничтожить совесть. Еще в сравнительно недавнее время диктата люди боялись говорить с иностранцами, чтобы их не обвинили в измене и шпионаже; если они встречались с иностранцами по делам службы или случайно, то должны были дать подробный отчет об этом, а для лжестарцев - этих доморощенных диктаторов - все те, кто не принадлежит к их общине, - иностранцы. Когда одного сиракузского тирана спросили, как он удерживает свою власть, то он повел своего гостя в поле и стал сбивать тростью колосья пшеницы, которые возвышались над другими. Лжестарцы обычно защищаются клеветой, то есть распускают лживые слухи и сплетают интриги вокруг тех, кого они считают своими возможными соперниками. Чем можно помочь жертвам такого «духовного» окормления? Мне кажется, что большое значение в этом деле может иметь местный архиерей. Слово «епископ» означает «надзиратель». Он должен оповещать монастыри и приходы о том, что послушание - это не порабощение, а вид передачи духовного опыта; что запрещение общаться с людьми и читать духовную литературу является агрессией против человеческой совести, то есть того, что принадлежит только Богу. Те священники и игумены, которые злоупотребляют своей властью и обращаются с прихожанами или насельниками монастыря, как со своей собственностью, должны быть предупреждены о недопустимости таких методов, а затем подвергнуты церковному прещению. Разумеется, это не значит, что надо впадать в другую, не менее пагубную крайность: не исполнять послушания, гулять и встречаться с кем попало, смотреть в монастырях телевизор, а также мирянам читать литературу и посещать зрелища, несовместимые с христианской нравственностью. В Элладской Церкви существует правило, что священник может принимать исповедь и руководить людьми по особому разрешению епископа. Конечно, изменять традиции своей Церкви нельзя и не стоит, но усилить контроль над духовными агрессорами - это одна из насущных задач современной церковной жизни. Думаю, что вопрос о лжестарцах должен найти свое место в архиерейских посланиях, которые читались бы в монастырях и храмах, и явились бы авторитетным голосом для верующих. Что же касается людей, попавших в духовный плен, то я думаю, что если они искренно верующие и не потеряли нравственного чувства, то Господь покажет им ложь и пагубность такого послушания. Они почувствуют духовное зловоние старцев-лжецов и вырвутся из этой паутины. А тем, кто идет на компромисс со своей совестью, помочь могут только страдания и разочарования в своих гнилых кумирах, а главное - молитвы Церкви. Опубликовано 19 июля, 2016 - 17:27
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |