Вы здесь

Психолог о сектах (сборник статей)

Как правильно искать помощь: работа с консультантами

Очень часто, когда пострадавшие или родственники пострадавших от деятельности деструктивных культов и сект ищут помощь, они это делают неправильно. Может возникнуть вопрос, а как и откуда им знать, ведь это не "насморк", а кто-то попал в секту...

Я постараюсь описать, как правильно искать помощь и осуществлять первые контакты с консультантами по выходу. Несмотря на то, что "консультирование по выходу" явно не равная "насморку" проблема, часто обыватели более взвешенно подходят к выбору холодильника или телевизора (все читают, знают и крайне информированы), чем в поиске помощи пострадавшему. Я не буду обсуждать общение по телефону или очную консультацию, а напишу о наиболее частой практике - электронной переписке или онлайн-консультировании.

Самые большие 2 демотивирующие ошибки со стороны клиентов:

а) веерный спам "помогите, спасите!"

б) 2-4 предложение из 30 слов, как описание проблемы (это вместе со словами - "с уважением", "доброго дня" и т.п.) 

В первом случае, когда клиент меняет имена и фамилии консультантов, и начинает им рассылать одинаковые письма с разными ФИО (или 9-10 адресов e-mail в получателях письма). Это неправильно по простой причине - если Вы обращаетесь к консультанту, то обращайтесь к одному. Консультант по выходу не может давать советы (речь конечно об этике), если Вас параллельно будет вести другой консультант: есть опасность, что Вы начнете выбирать "приятные советы" из двух разных консультаций, а результата не будет.

Смысл тратить свое время на ответ на Ваше письмо, когда Вам без разницы кто Вам ответит? И консультанты по выходу часто обмениваются "начальными письмами" (первые контакты). Крайне неприятно, когда ты пишешь человеку ответ, а потом узнаешь, что он еще консультируется у кого-то. 

С другой стороны "паника родственников", которые "в шоке от общения с культистом" начинают писать десятки писем - понятная ситуация, но это мешает оказании грамотной и квалифицированной помощи. От того, что Вы "паникуете" ситуация не станет проще или легче, а самое главное что в 9 случаев из 10 "быстро" или "очень быстро" решить ничего нельзя.

Вторая частая ошибка это маленькие письма. Не может консультант дать Вам какой либо совет по 2-3 предложениям в Вашем письме. Чем больше и информативней письмо, тем качественней будет оказана консультация. Вот примеры поиска помощи:

Здравствуйте, Михаил Валерьевич!

Скажите как быть. Моя жена попала на курсы (  )

Денег нет, но она занимает у знакомых без моего ведома.

Подскажите выход.

Заранее огромное спасибо за любой совет или помощь.

или

как вытащить девушку из этих тренингов. очень важно. она идет на 3 курс. уже в эти выходные, не замечая при этом ничего.

и т.д. Фактически по такой малой информации консультант должен в ответ писать "спам-письма" или давать такие же обобщающие советы: "Выпейте чаю, утро вечера мудренее"...

Что Вы обязательно должны написать в своем письме:

1. Указывайте Город - очень часто консультанту проще перенаправить Ваш запрос специалисту из Вашего города (несмотря на то, что нас очень мало);

2. Пишите без "спасите, помогите!" - Вы должны понимать, что то что для Вас является "трагедией", для консультанта "еще один случай". Лишние эмоции, паника, поиск быстрого решения тут не помогут;

3. Прося помощи, понимайте ее ограниченность - Вы должны понимать, что в нашей стране нет инфраструктуры решения подобных проблем и консультации уникальны в своем роде. Консультант не сможет и не обязан бросить все свои дела и заниматься исключительно Вашей проблемой. Очень часто такие проблемы нельзя решить легко или быстро;

4. Указывайте свое образование/профессию/рабочую специальность, образование/профессию/рабочую специальность жертвы - консультанту не нужны копии дипломов или название работодателя, но общая информация об этом крайне важна;

5. Указывайте состав семьи и отношение семьи к проблеме - консультанту важно описание социального окружения до попадания в культ, а так же отношение родственников к проблеме. К сожалению, очень часто, часть семьи игнорирует проблему и т.п. Вывод человека из культа это коллективное действие, где консультант является не самым главным лицом (для культистов мы чужие люди, а часто представители "дьявола" и т.п.);

6. Название культа, книг и людей - указывайте название культа, адреса, название книг и авторов, а так же фамилии руководителей сект. Любая информация позволит быстрее классифицировать культ, найти необходимого специалиста и понять с какой проблемой Вы столкнулись. В отличие от пострадавших, у консультантов достаточно обширные базы данных (хоть и поверхностного характера), и нам проще определить культ, зная необходимую информацию;

7. Хронология - старайтесь излагать события в хронологическом порядке. Что было до культа, как произошло попадание в культ, что произошло после. Описывайте не только ситуацию с культистом, но и свою реакцию с родственниками.

8. "Показывайте все скелеты в шкафу" - Если Вы что-то не договариваете или Вам стыдно о чем то писать, то Вы сильно снижаете возможность помощи консультантом Вам. Онлайн-консультирование это крайне ограниченный вид консультирования, который не может заменить классического приема у специалиста. Чем сильнее Вы искажаете факты, тем не правильней могут быть советы консультантов. Не забывайте уточнять о социальных недугах или патологиях в своей семье (например были ли психически больные люди на 2-3 поколения назад, алкоголизм, наркомания, сложные смерти близких людей и т.д.).

9. "Бесплатный сыр" - Есть большая разница между "просить" и "требовать". Консультант не обязан Вам помогать, только из-за наличия проблемы у Вас. Большая часть консультантов, оказывая помощь, на самом деле работает по другому профилю или в другой тематике. Консультирование по выходу это не государственная услуга, где Вам что-то обязаны делать, это обыкновенное коммерческое консультирование (по крайней мере пока ситуация именно такая, хотя в том же Казахстане есть сеть государственных консультаций для пострадавших от сект). Фактически ситуация выглядит так, что "Вас много, а я один". Проблема не может разрешиться сама за одну или две встречи с консультантом. Если Вы просите помощи, то делайте это вежливо, а не требуйте "Вы нам должны помочь", "дайте адреса спецслужб", "сделайте нам это или то"! Если Вам нужна помощь, а Вы не готовы за нее платить, то научитесь "правильно слушать и правильно говорить" (лично меня особенно бесит требование "все объяснить и разжевать при бесплатном консультировании, когда родственникам лень начать изучать необходимую литературу"). Иначе консультанту проще уделить время тем, кто готов слушать рекомендации (хотя есть "проблема доверия", но это уже Вам решать).

10. "Мы уже столько попробовали" - сразу описывайте, что Вы уже делали в плане оказании помощи, какие беседы вели т.п. Очень часто бывает, что "оказывается уже привлекались представители традиционных религий, милиция, УФСБ" или что-то другое. Быть замыкающим в консультировании, когда Вы уже успели наделать все ошибки, какие смогли собрать - крайне печальная участь.

11. "Умение говорить спасибо и уход по английски" - если Вам что-то не нравится, то так и пишите в своих письмах. Консультанту сложно догадываться о Ваших мыслях и эмоциях. Часто клиенты забывают сказать "спасибо" и уходят "по английски" - просто пропадая. Если Вам не нравится консультант, то он Вам предоставит контакты другого. Если Вы считаете, что проблема решена, то так и скажите об этом. Несмотря на свою "черствость" - консультанты живые люди и каждый клиент это часть эмоциональных переживаний консультанта. Нам хорошо, когда у Вас все хорошо.

Важно помнить, что первое впечатление - самое неизгладимое. Большая часть консультаций заканчивается хорошо, лишь в тех случаях, когда в этом заинтересованы сами клиенты. Советы через интернет-консультирование лишь помогут Вам не сделать каких-либо ошибок, но не смогут заменить решение проблемы. А тут все зависит от Вас, готовы ли Вы делать это совместно с консультантом или будете делать "как проще и быстрее"?

P.S. Пост навеян порцией писем в 1-2 предложения, и Вы понимаете, что это только моя личная точка зрения. Удачи!

Заметки на полях: профессия "консультанта по выходу"

Долгое время преподавая на факультете психологии 2 консультационных курса + общаясь с молодыми психологами, сталкивался с непониманием всех сложностей классического психологического консультирования. Что уж говорить о "консультировании по выходу" (оно же "консультирование по реформированию мышления" или "консультирование пострадавших от деятельности деструктивных культов и сект")...

Многие выпускники или будущие психологи с трудом представляют себе "прелести" коммерческого психологического консультирования, не говоря уже о специфике работы с пострадавшими от деятельности сект, культов или радикальных организаций. Я постараюсь осветить некие "краеугольные камни", которые встречаются на каждом "профессиональном кладбище поприще".

"Системный подход и кругозор"

Если Вы думаете или планируете быть психологом, то Вы должны обладать знаниями выше среднего обывателя во многих различных сферах. Вы не можете заниматься консультированием, если не знаете (не ознакомлены) административного, гражданского, семейного, трудового, уголовного и уголовно-процессуального кодекса и их трактований.

Не знание каких-либо юридических норм и ограничений делает Ваши консультации опасными для клиента, т.к. в 99% случаев в ситуациях с культами, затрагиваются чьи-то права и обязанности, и речь идет о потенциально опасных правовых коллизиях.

Так же не  знать истории своего государства, культуры и других интересных особенностей развития общества - недопустимо в консультировании пострадавших от культов. Обычный обряд для какого-то этноса или религии может ошибочно стать для Вас "культовым ритуалом".  Постоянное расширение кругозора и знаний - Ваша защита от неправильных выводов.

Вы должны знать социальную психологию, социологию, психопатологию, демографию, не говоря уже о психофизиологии, религиоведении и немного из нейропсихологии. Можно сомневаться в этом длинном перечне знаний (просто набросал, подробнее в следующих заметках) - зачем они и т.д. Все эти знания позволяют Вам всегда выявлять в трудах и культовых практиках их "узость и обман", а так же это является Вашей основной защитой при контакте с культами.

Нет хуже специалиста, который дает советы и рекомендации, не применяя системного подхода (анализ проблем с разных позиций и наук). Смысл в советах, которые могут привести к судам за имущество или к нарушению чьих то юридических прав или культурных традиций?

Лично я устал сталкиваться с тем, что уровень большинства выпускников факультетов психологии крайне низок. Например, они могут прекрасно разбираться в возрастной психологии, но при этом не знать что такое "блокадный Ленинград" или "вьетнамский/афганский синдром" (т.к. ничего не знают о современных военных конфликтах).

"Сытый желудок"

Многие приходят в психологическое консультирование жертв деструктивных культов, не понимая, что это направление еще слабо развито в нашей стране. Зарабатывать и обеспечивать себя с помощью консультаций, в современных условиях, практически не возможно. Условия и барьеры входа в сферу психологический консультаций крайне высоки - участие в конференциях, публикации, общение, мониторинг информации, бесплатные консультации, судебные издержки и многое другое - все это требует от Вас много ресурсов (времени и денег). Фактически нужно долгое время работать на приобретение опыта и практики, прежде чем начать зарабатывать консультированием.

Обратной стороной подобного явления является "мышление желудком". Очень часто вижу у многих своих коллег-психологов в Самаре, для которых каждый клиент это возможность купить еды/туалетной бумаги на пару дней вперед. Они начинают исходить только из принципа "сколько стоит клиент и как быстрей получить (больше, дольше) деньги". Консультирование пострадавших от культовой деятельности не терпит "спешки/голода", т.к. результатом Вашей профессиональной ошибки может стать чья-то судьба или свежая могила на кладбище.

К счастью, у меня был только один случай в практике, когда я фактически стал свидетелем суицида не моего клиента-экскультиста из другого города (когда я еще только начинал изучать контроль сознания и культовые группы).

"Цена профессиональной деформации"

Погружаясь в культы и в проблематику культов Вы должны понимать, что "радиация" действует на всех и чем дольше Вы изучаете культы, то тем больше это отображается на Вас. Первые седые волосы у меня появились в 25 лет (возможно культы тут не основная причина, сложно спорить).

Скорее всего Вы станете более циничным, недоверчивым к голословным заявлениям, будете иметь более высокие требования к авторитетам, будете более реалистичным и немного пессимистом. Любое фанатичное проявление веры, будь то в культе, на работе или в традиционной религии будет Вас ставить автоматически в "оборону". Если Вы не священник и начинали, как светский специалист, то Вы как минимум станете агностиком или атеистом. И это не "предположение", а просто типичная защита Вашей личности от того с чем Вы сталкиваетесь.

Конечно это больше подходит для специалистов, кто изучал некоторое время культы изнутри, а не только занимался кабинетными исследованиями. Лично я считаю практику включенного наблюдения опасным, но обязательным методом при подготовке будущего специалиста по культам. На второй год из трех, что в среднем работал у меня практикант, погружаясь в культы - всегда фиксировалось их разочарование традиционными религиями и созданием собственного мнения о Боге, о загробной жизни, о будущем и прошлом и т.д. (подобная позиция должна вырабатываться самостоятельно у каждого специалиста, например, в вопросе - имеем ли моральное право помогать вернуться в реальность "счастливому в нереальности" индивиду; об этом я минимум 30 минут рассуждаю на своих тренингах для будущих специалистов).

Я бы отнес это все к естественной защите нашей психики, а не к какому-то явному поведению или идеологии антикультового движения. К тому же любой настоящий светский специалист по культам не борется с идеологиями и уважает право верить во что угодно любых верующих, он заботится о критичности мышления, психологическом и физическом здоровье, свободе выбора клиента (об этом как нибудь отдельно).

"Опасность vs. Безопасность"

Многие считают, что заниматься культами "очень опасно", т.к. они "могут убить или покалечить". Увы это не так. Профессиональная паранойя и недоверчивость к новым людям в окружении это цена знаний об уровне развития и проникновения культов в наше общество. Когда я начинал исследовать культы, то я в своем среднем окружении нашел много культистов и их вербовщиков, что стало для меня "откровением", когда я стал понимать, что это не праздная болтовня про новый метод чего-то, а профессиональная вербовка.

Несмотря на свои знания и некую популярность в научной среде, я постоянно сталкиваюсь с эффектом отторжения. Большая часть моих знакомых "вляпываясь в околокультные мероприятия" требуют, что бы я им "доказывал" вредность того или иного гуру. Иногда это утомляет, т.к. до ситуации с ними - ты "авторитет по культам", стоит им "наступить в кучку" - докажи. Как будто курение не убивает...

Но вернемся к нашим культам! Из всех ужасных злодеяний культов, насколько я знаю было только одно нападение за 20 лет в московском метро на православного сектоведа (его ударил по лицу кришнаит).

Почему так мало? Потому что даже если все русскоговорящие консультанты работали бесплатно 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, то мы не спасли бы и 1% попавших в культы (отдельная тема - сколько их). С точки зрения культов, в большинстве случаев, мы отбиваем "слабых овец".

Но это касается только публичных фигур, известных в профессиональной среде. Психологическая травля, распространение лживых слухов, звонки со вздохами и хрипением - все это может стать нормальным для Вас. Некоторые культы в благодарность, обклеивают пару кварталов вокруг моего офиса интересными памфлетами и т.п.

Когда же родственники пострадавших пытаются сами заняться проблемой "культистов", то это заканчивается очень плохо. Как минимум крупный конфликт или суд, и максимум в моей практике, сожгли заживо в дачном доме родственника культиста (младшую сестру), как предупреждение остальным родственникам. Следствие, несмотря на отравленного пса и подпертую дверь квалифицировало поджог, как неосторожное обращение с огнем (без всякого сговора и т.п. со стороны культистов).

Другими словами, если Вы занимаетесь психологическим консультированием, а не строите из себя публичную фигуру "Спасителя" и "Инквизитора", то шансов применения физического насилия к Вашей персоне - крайне мало. Психологического насилия - всегда высоки. Как уменьшить подобные риски напишу в следующих заметках.

"Работа с традиционными религиями и государством"

Тут все просто. Любые более или менее здоровые силы, у которых возможно другая идеология и Вы с ней не совсем согласны, но тоже борющиеся с культами - Ваши партнеры и помощники. Государство и традиционные религия именно те партнеры, которые Вам нужны, как психологу. Тут сотрудничество должно идти только на безвозмездной основе с Вашей стороны.

Проработав некоторое время в культовой теме, Вы будете неприятно удивлены, что реально работающих по этой теме в Вашем регионе единицы. Вы будете рады любой помощи и общению. Только не ищите партнеров в политических партиях и объединениях, старайтесь их обходить стороной (почему постараюсь рассказать отдельно).

"С хорошим не приходим"

В отличии от семейного, сексуального, педагогического и т.п. консультирования, Ваш вид консультирования - самый неприятный (хуже только консультировать детей, жертв сексуального насилия). Никто не придет с хорошим, никто не будет сразу слушать Ваши рекомендации, единицы Вам потом скажут спасибо. Правда именно после добрых слов этих единиц Вы понимаете, зачем Вы продолжаете заниматься этим неприятным видом консультирования - помощь при психологическом насилии в малых социальных группах.

Обычно 2-3 встречи у меня уходит на снятие "веры в гороскопы, сглаз, зомбирование" и т.п. чепуху. Часто Вы будете сталкиваться с ситуациями, когда мать хочет спасти ребенка из культа, а отец от него отказался. Или то, что семья уже все испробовала и сделала огромное количество ошибок, а потом уже приходит к Вам с целью решить эту проблему как-то. Без них и т.п. Еще сильней Вас может демотивировать, когда Вы понимаете, что для культиста "свобода концлагеря" стала лучшим выходом от "навязчивого семейного распорядка и влияния". Приятного мало, но такой уж вкус у нашего блюда! ;)

"Коллеги по цеху"

Тут можно очень много рассказать. Но Вы будете удивлены, как мало специалистов, и как много людей кто себя ими считает, и как мало общения между ними всеми. Лично я успел столкнуться с перепиской за спиной, доносами, откровенной ложью и грызней в антикультовом движении. Все как в любой "драме", где люди гибнут за свои привилегии.

Это тоже может демотивировать, но важным является то, что большинство из тех кого Вы будете считать хорошими специалистами, не участвуют в этой мышиной возне. Это радует.

По крайней мере в окружении тех специалистов,  которых я знаю - именно так.

Заметки на полях №2: профессия "консультанта по выходу"

Продолжу свои небольшие заметки про некоторые аспекты работы консультанта по выходу. Некоторые из них я потом опишу отдельно и более обстоятельно.

"Место работы, говорит о многом"

Если говорить о "сытом желудке" и "умной голове" консультанта, то место постоянной работы говорит о многом. Я, например, работаю в бизнес-сфере и большинство моих проектов коммерческие, основное место по трудовой - государственный вуз (где я действительно работаю), но работа с культами это мое научное хобби, а не основная профессия. А вот другие мои коллеги являются учеными некоторых вузов или психологическими консультантами.

В крупных городах (в основном Москве) уже есть целые бизнес-структуры, которые ищут клиентов для обычных психологов. Затем сдают кабинет для консультации на почасовое консультирование за роялти (40% где-то). Такой большой конвейер. Это не совсем хороший вариант.

Вариант, когда психолог Вас принимает на месте основной работы, связанной например с консультированием семейных пар, то же не совсем хорош, но наиболее часто встречаемый (т.е. для консультанта это подработка на основной работе, которая тоже связана с психологией).

Принимать на дому мне кажется сомнительной практикой, как для клиента, так и для консультанта (что мешает активному рядовому "искателю веры" потом "встречать Вас у дома"?).  Важно понимать, что самостоятельную практику, помещение и т.п. могут себе позволить единицы или кто построит свой маленький доходный психокульт.

Соответственно важно обращать внимание где проходит встреча и где работает тот кто ее оказывает. У "проходимцев" это обычно сомнительные "клубы по интересам" + недоступность личной информации о себе.

С другой стороны платя деньги за консультацию Вы должны понимать, что сюда не входит создание необходимой обстановки и т.п.

"Этические кодексы и мораль"

Очень сложный вопрос. Формально есть ряд кодексов и законов, которые распространяются на Вашу деятельность (о них отдельно напишу). Однако если Вы еще верующий, то на Вас дополнительно накладывается религиозное ограничение и идеология. С результатом такого влияния мы встречаемся в виде проявления абсурдных направлений, таких как "православная психология" или "поиск православного днк души".

Лично я стараюсь следовать рекомендациям российских практиков и кодексов по процедурам оказания консультации, но ориентируюсь на западные кодексы по принципам консультирования пострадавших от деятельности культов. Например, предоставить по первому запросу информацию о других консультантах или интересы "жертвы культа" становятся приоритетней интересов заказчиков, после начала личной коммуникации с "жертвой".

Как Вы видите нюансов очень много. А уж вопросов морали...

Многие из культистов и экс-культистов, считают недопустимым некоторые мои техники консультирования (работа через активные эмоции, выстраивание эмоциональных связей, консультирование с использованием активной подачи материала (книг) и т.п.), другие наоборот. Для кого-то запуск критического мышления, через иронию, юмор считается "детским ребячеством", а для кого-то (есть и такие, но это пример не моего метода) пассивный метод повышения критичности мышления "жертвы".

Специалистов и методик много, печально, что многие "специалисты" пытаются заниматься консультированием по выходу, основываясь только на своих знаниях и любимом методе, без системного подхода, активного самообучения или изучения методологии консультирования по выходу. Я, например, сталкивался с психологом-консультантом по аддикциям (алкоголь и наркомания), который практически ничего не знал из социальной психологии и искал генетическую предрасположенность к культам. А это согласитесь, так же звучит "как днк-души".

Мораль должна быть Вашей личной (!) основой выбора тех или иных действий в работе с пострадавшими культов, но не должна определять этот выбор. Мне например, как поборнику семейных ценностей (почти 15 лет в счастливом браке) сложно работать с людьми для которых беспорядочные половые связи норма, поэтому я стараюсь не работать с такими (только стоит учитывать, что я поклонник неофрейдисткой школы). Однако я не смею осуждать кого-то за его взгляды или веру. Работа консультанта по выходу это не борьба за правильный образ жизни, мораль и нравственность - мы должны помогать людям возвращаться к умению самостоятельно выбирать и принимать решения, критически мыслить, но не более.

В этом плане мораль должна Вам помогать не "гнуться" под культовым воздействием при "включенном наблюдении" (например, для многих мужчин, попадающих к Мормонам, важно что этот культ позволяет иметь жену+нескольких подруг жены (младшие жены) от 12 лет и старше; либидо многих мужчин может подтолкнуть их к принятию идеологии культа (только сразу прошу не надо говорить об Исламе, это отдельная и большая тема "заимствований форм из традиционных религий")). Но с другой стороны Ваша мораль должна заканчиваться там, где начинается чужая (кстати находясь в культе Вы должны демонстрировать отдельную от личной систему ценностей и морали, иначе становитесь автоматически объектом воздействия групповой динамики; об этом напишу отдельно)...

"Бесплатный сыр или волшебник на голубом вертолете"

Самый демотивирующий фактор в работе с клиентами. К Вам приходят с чрезмерно завышенными "надеждами" и "желаниями", и в итоге Вы конечно разочаровываете. Многие считают, что решение проблемы с сектой очень просто - 1-2 встречи с консультантом и "жертва" одумается и все вернется к прежнему образу жизни.

Или Вы дадите книгу со всеми ответами или "лекарство". А реальность совершенно другая. 5-10 встреч уходит на подготовку заказчиков, на осмысление ими проблемы, на нормальное общение с "жертвой" (без святой воды, чеснока и осиновых кольев), без веры в вуду или магического сглаза. Заказчикам нужно читать ряд книг, общаться между собой и т.п. Потом уже переходим к другим этапам подготовки по выводу из культа. Для многих Заказчиков меняться самим, что бы помочь другому является слишком высокой ценой.

В итоге они начинают искать другого консультанта или "спасителя". Не менее забавным выглядит: "А где та "служба/спецслужба", которая обязана и должна нам помочь? Почему нет медицинской или иной помощи от государства? Как Мы Вам еще и платить должны? А разве Вы не должны это делать из-за духовного спасения и доброты своей?" 

"Клиенты бывают разными"

Опять же - опыт и практика у всех разная. Если взять 10 обращений ко мне через интернет, то 1 будет нормальным и развернутым, 6-7 сообщений будет из 2-3 предложений "быстро срочно в двух словах помогите, спасите!", 2 сообщения "А ну ка докажите или убедите меня, что они секта".

За 7 лет у меня было всего 3 клиента, которые сразу самостоятельно все сделали правильно и не совершили наиболее типичных ошибок (пишу статью на эту тему). Это очень большая редкость. Большая часть клиентов сначала делает все по своему - "проверенными методами", потом ищет "милицию, полицию, прокуратуру, колдунов, церковь", и только потом уже ищет консультанта (частично виновата раздробленность антикультового движения, как такового).

В основном обращаются женщины, из мужчин 95% это мужья. В большинстве случаев они не ищут помощи, а ищут на кого переложить свою проблему, избавиться от стресса и страха перед непонятным (тут нужно понижать тревожность). Вот прям сейчас поступил один из таких запросов: "как вытащить девушку из этих тренингов. очень важно. она идет на 3 курс [michek: культовый уровень]. уже в эти выходные, не замечая при этом ничего". Возникает справедливый ответ: "А с чего Вы взяли,что есть быстрые решения или что достаточно Ваших двух предложений, что бы ответить на такой сложный вопрос?"

Многие клиенты доходят до уровня "меняться нужно самим" или "проблему быстро не решить", и сразу "бегут дальше".

Вы же как консультант должны самостоятельно решать хотите работать с этим клиентом или нет. Очередь большая и не всегда есть смысл кому-то доказывать долгое время простые вещи, когда есть кто действительно готов что-то сделать для близкого человека, попавшего в культ. Я постараюсь привести типологию клиентов и их реакций в своей новой статье.

Выход из культа: принципы общения с "жертвой"

Главное заблуждение, которое есть у родственников и близких "жертв" культов, что внешний консультант по выходу (психолог, специалист по работе с культами) самостоятельно "может решить проблему" и сделать, чтобы "все было как раньше". Консультант является чужим и незнакомым лицом для "жертвы" или культиста, а в некоторых культах "представителем злых/инопланетных/подземных сил на Земле".

В большинстве случаев коммуникация "культиста" со специалистом обречена на провал. По разным причинам. Перечислю некоторые из них:

- Консультант плохо разбирается в идеологии и ритуалах конкретного культа или секты;

- Консультант известен как публичный борец именно с этим культом (т.е. в культе его знают);

- Консультант (особенно это часто у психиатров и у представителей традиционных религий) привык к коммуникациям "мудрый родитель - несмышленое дитя";

- Консультант абсолютно незнаком и чужд для "жертвы" культа (не авторитет, не важен в докультовой жизни и т.п.);

и т.д. (остановлюсь на этих причинах).

Основная задача консультанта по выходу сформировать группу поддержки по выводу из культа "жертвы". В эту группу попадают: 

- Докультовые друзья;

- Коллеги по хобби/работе;

- Родственники и близкие;

- Экс-культисты;

- Эксперты и специалисты.

Группу формируют, те близкие или друзья, кто заинтересован в оказании помощи "жертве" культового влияния (этот процесс должен быть не демонстративным, не публичным и аккуратным; если "жертва" узнает о формировании "капитула инквизиции", то это станет поводом для конфликта). В идеале подобная группа должна обладать:

- Научным подходом к проблеме - понимать процесс и проблематику формирования культовой зависимости у "жертвы" (не магия, не зомбирование, не подмена НЛО, не бес вселился и т.п.);

- Умениями контролировать свою риторику и участвовать в эмоциональных дискуссиях - важно не высказывать всё что накопилось в душе и не выплескивать эмоциональные переживания на "жертву", а вести длительные нейтральные беседы (иначе Вы даете сработать внедренным культом фобиям/стереотипам у "жертвы");

- Знанием культовой специфики и идеологии 3-4-х культов - один из методов разговора о неприятном в культе, это разговор о культах, которые не имеют отношение к "жертве". Для этого нужно знать историю и идеологию 3-4-х культов, чьи деяния схожи с культом, где находится "жертва";

- Толерантностью, терпимостью и крепкими нервами - умение не вступать в бесперспективные религиозные споры, принятием права на существования чужой точки зрения, умением признавать свои ошибки в прошлом и настоящем (по крайней мере вслух; особенно актуально для родственников и близких, т.к. часто нахождение в культе связано со скрытыми проблемами в семье (не обязательно как следствие));

- Пониманием того, что нужно жертвовать своим временем, эмоциями и поведением для помощи "культисту" - часто многие участники не понимают, что процесс вывода из культа это не быстро, нет гарантированного результата и многое зависит от них самих, а не от консультанта + меняться (идти на уступки/компромисс) придется всем, а не только "жертве".

Консультант работает с группой, рекомендует им литературу, темы для обсуждения и т.п. Оговаривает условия проведения встречи с культистом и т.п. Я не буду описывать сам процесс вывода, т.к. в этом посте хочу уделить больше внимания тому, как и о чем говорить с культистом.

Важно понимать, что пока группа не избавится от своих стереотипов, эмоций и желания "победить любым путем" - нет смысла начинать процесс работы непосредственно с культистом. На этом этапе консультант должен помочь сформировать вышеописанные подходы, которые позволят свести к минимуму риски разрыва отношений с культистом.

Процесс вывода из культа крайне затруднителен, если близкие и родные "культиста" успели испортить с ним отношения, уже "попытались донести свои доводы" и успели поделиться своим "критическим" мнением о культе. Группа по выводу должна уметь вести нейтрально-позитивное общение с культистом, чтобы он:

- не ушел в "оборону" - начал защищать свои обязательства перед культом или факты посещения культа (он уже сделал это и не готов испытывать чувства вины за это; то что близкие и родственники считают трагедией, для культиста "лучшее событие в жизни" за последнее время); атаковать культ можно, только когда есть уверенность в том, что культист услышит критическую информацию (это отдельное мероприятие по выовду из культа, а не откровенный разговор на 1 час с близкими);

- не чувствовал опасности от общения - если культисту не комфортно или он получает негатив от общения, то он сразу уходит от общения с Вами, в дальнейшем и сильнее "прижимается" к культовой группе; в этой ситуации важно уметь слушать, демонстрировать легкий интерес и задавать нейтральные вопросы (демонстрировать нейтрально сомневающегося);

- ощущал от процесса общения с Вами позитив, какой он испытывал в докультовой жизни (докультовые интересы, контакты и сфера общения, затрудняет [но не прекращает] погружение "жертвы" в культ);

- чувствовал что может Вас переубедить или получить от Вас поддержку для культа - новообращенный "культист" часто рассматривает свое докультовое окружение как объекты для вербовки в культ и это модно использовать; демонстрация опасливого и сдержанного интереса к активности "жертвы" в культе и идеологии культа, плюс материальная или иная поддержка "жертвы" делает Вас одной из "целей" вербовки "жертвой" в ряды новых последователей культа; в результате "заинтересованности" он не избегает контактов с Вами (важно помнить, что не надо ходить на культовые мероприятия - это табу; только общение с "жертвой" (без взятия обязательств перед "старшими товарищами по культу")).

Мы все подвластны стереотипам, автоматизмам поведения, верим в свои наборы мифов и т.п. Часто причиной активации такого стереотипа или поведенческого автоматизма служит внешняя обстановка, в том числе место проведение беседы. 

Критические беседы или попытки узнать о жизни культиста лучше осуществлять на нейтральной для Вас обоих территории. Квартиры и офисы, где живет/работает культист не очень подходят, т.к. он там может чувствовать себя "хозяином" и "нападать" на Вас в споре или наоборот, нахождение в квартире для него может ассоциироваться с негативом и критикой, и он начнет искать другое место проживания (где культ будет контролировать его).

Некорректное общение с культистом, может стать для него лишним подтверждением правильности культа ("они делают именно то, о чем мне говорили в культе"), т.е. реализацией его фобий и стереотипов, которые внедрены в культе (Например: "Вам мешали развиваться и достигать Ваших целей "злопыхатели" из Вашего близкого окружения" и после некорректного общения он поймет кто именно "был этим злопыхателем").

Я всем рекомендую читать книгу Джорджа Колризера
"Не стать заложником. Сохранить самообладание и убедить оппонента"), где объясняются основные принципы переговоров и споров (не применительно к культам, но очень полезно для выработки компетенции общения со сложными людьми).

Важно соблюдать дистанцию с культистом. Когда это Ваш близкий родственник или партнер по отношениям, то для Вас это тоже большой стресс. Культ занимает Ваше место в глазах "жертвы" и Вы перестаете быть значимым для нее. Вам больно и Вы ищете "справедливости/отмщения/понимания/и т.п.".

"Жертва" со своей стороны уже находится в глубокой зависимости от культа и как любой аддикт готова жертвовать прежними отношениями, которые обесцениваются культовой группой (переоценка докультового опыта). В ответ на растущее непонимание и дистанцию с "жертвой" родственники или близкие пытаются исправить это через "контроль" и "внимание", а это лишь сильнее отталкивает "жертву" в культ.

Важно соблюдать определенную дистанцию, которая будет комфортна для культиста, но при этом не терять его из вида. Увеличение дистанции может привести к потере определенного контроля, страхам и волнениям со стороны близких о судьбе завербованного, но важно понимать, что разорванные с ним отношения это на порядок хуже, чем его слабо контролируемое нахождение в культе (как бы это не казалось парадоксальным).

Из культа можно вывести только если Вы используете позитивные эмоции и общение. Никакого негатива, никакого директивного давления и прямой критики. Культист уверен в своей правоте и правильности идеологии культа и без принятия его точки зрения общения не будет (или будет затруднено). Речь не о том, чтобы Вы согласились с ним и стали адептом культа или секты, а о том, что нужно принять за отправную точку общения тот факт, что культист по своему прав. Он имеет право на свою точку зрения, которая не совпадает с Вашей, но ничем не хуже ее.

Культ обесценивает докультовый опыт "жертвы" и его достижения. Сюда попадает семья, родители, друзья, учеба и работа, хобби и т.п. Задача близких не ухудшать ситуацию, а как минимум заморозить ее, сделать ее нейтральной. А задача участников группы затруднить негативную переоценку докультового опыта и событий в жизни "жертвы".

"Жертва" должна понимать, что:

- вне зависимости от споров и не разделения культовых постулатов - его принимают в семье "таким какой он есть" (что очень сложно, когда близкий напоминает "героинового наркомана" в ломке и разрушающего свой образ жизни);

- он всегда может вернуться м его всегда примут, его всегда ждут (часто культисты не выходят из культа, т.к. уверены, что "сожгли все мосты" и никому не нужны).

Ситуация вывода из культа требует изменений не только от "жертвы", но и от "спасателей". Так что родственники и близкие должны понимать, что даже при удачном выводе из культа - "как раньше" уже не будет. 

Правоохранительные органы и культы

Взаимодействовать с правоохранительными органами придется в любом случае - будь Вы консультантом или пострадавшим/родственником пострадавшего. Есть 2 варианта контакта с правоохранительной системой - когда она помогает Вам или когда мешает Вам. Фактически лишь от Вас зависит эффективность обращения в правоохранительные органы.

Важно понять, что в среде правоохранительных органов, лишь отдельные подразделения напрямую или косвенно занимаются проблемой деструктивных культов. Причем у них три разные условные функции: наблюдать, вмешиваться, наказывать. Очень редко бывает, что 2 варианта из 3. Обычно 1 подразделение одного ведомства занимается 1 из этих 3-х функций.

Вы должны учесть, что название этих функций общее и не совсем из курса правоведения или анализа правовой системы Российской Федерации. Я выбрал их для наглядности изложения.

Общие службы, часть подразделений которых хоть как-то связаны с проблемой активности культов в нашем обществе:

- Следственный комитет - их функция "наказывать", т.е. они занимаются доказательством вины в суде. Они доводят определенные следственные дела до суда. Результатом их работы может быть запрет на деятельность той или иной организации, уголовные наказания для представителей культов и т.п. В большинстве случаев представители Следственного комитета крайне загружены и Ваше дело, по которому Вы проходите "свидетелем" (часто вариант консультанта, хотя они называют Вас экспертом, но по документам Вы "свидетель"), для них одно из многих. Как правило, они крайне (!) слабо разбираются в вопросе культов и религиозных организаций. Специальных сотрудников, которые специализируются на религиозных и культовых вопросах у них нет, т.е. Ваше дело попадает кому-то на конвейер.

- МВД - их функция "вмешиваться". Причем Вы должны понимать, куда обращаться. Единственным подразделением МВД, которые косвенно занимаются культами и которые обязательно внимательно выслушают Вас - Департамент по противодействию экстремизму МВД РФ. Их специфика понятные уголовные дела связанные с имуществом, материальными средствами. Они предпочитают не участвовать и не вмешиваться в дела, которые не относятся к экстремизму, финансовым и материальным убыткам. Это связано с тем, что данный департамент в основном формировался из выходцев из налоговой полиции и госнаркоконтроля. На область у них около 4-х сотрудников, кто занимается религиозными вопросами в данном подразделении.

- ФСБ - основная функция "наблюдать", но в интересах национальной безопасности (на уровне своей ответственности: город-область) могут оказывать необходимое воздействие на другие правоохранительные системы. Обычно 2 сотрудника из отдела борьбы с терроризмом выделены на область/регион, один из которых курирует нормальные религиозные организации, а другой не нормальные. В большинстве случаев их больше интересуют культы, которые возникли за рубежом и которые привлекают иностранных граждан для работы в РФ. Важно понимать, что они не обязаны Вас "спасать" и "помогать", а действуют в интересах государственной безопасности и очень часто Ваша личная трагедия становится лишь описанием еще одного преступления культов. С другой стороны если у Вас есть фактура и доказательства подходящие для возбуждения исков, то они с удовольствием Вам посодействуют в этом (именно поэтом важна консультация с юристом "до обивания порогов инстанций", т.к. в 80% случаев "Ваша трагедия" не является нарушением закона, а наоборот реализацией права "свободы вероисповедания" культиста-родственника). Консультанту лучше работать в основном через ФСБ, т.к. это единственная правоохранительная система, которая осознает угрозу культов, их методы работы и т.п. Работа должна строится на безвозмездной основе, в рамках взаимного информационного обмена. Работая со спецслужбами Вы сможете получать доступ к внутренней культовой переписке, конфискованной литературе, работе с пострадавшими и фактически стать экспертом в своем деле. Однако Вы должны понимать, что спецслужбы не будут с Вами сотрудничать, если Вы занимаете антигосударственную позицию или крайне публичны и экспрессивны.

- МинЮст - в основном "наблюдает" за деятельностью зарегистрированных религиозных организаций и политический (культовых) движений. Однако в определенной ситуации могут "наказывать", т.е. не продлевать регистрацию или вносить в список запрещенных материалов и организаций книжную продукцию некоторых юр лиц или сами юридические лица (по решению Суда, а в суде у нас доказывает вину Следственный комитет). При МинЮсте в каждой области есть так называемый "религиоведческий совет". В его составе обычно консультант, представители основных традиционных религий, представители СМИ, представитель Губернатора, 1-2 депутата областной думы и руководитель территориального управления МинЮста. Обращение в этот совет от значимой группы пострадавших может способствовать созданию трудностей в легальной работе культа на территории Вашей области. Однако непосредственных прав у данного совета нет и в данном вопросе он выступает больше как лоббистский орган. Консультанту желательно сотрудничать или участвовать в работе данного совета, т.к. это позволит доносить светскую и взвешенную позицию до целого ряда сотрудников правоохранительных органов, СМИ и общественных организаций.

Вы должны понимать, что у правоохранительных органов много другой работы, они редко отличаются большими знаниями культовой деятельности, чем журналисты и борьба с культами у них не в приоритетах (долго, сложно и почти все разваливается в суде). Критиковать их за это бесполезно, т.к. набор юридической борьбы с культами в нашей стране крайне ограничен: "мошенничество", "удержание силой", "неуплата налогов", "отмывка преступных доходов", "сексуальное насилие", "нанесение вреда здоровью" и все... Вы должны постоянно помнить, что у нас в России полная свобода вероисповедания, а консультанты по выходу не борются с культами, а защищают психическое здоровье людей.

Правоохранительная система работает четко в трех случаях:

а) общественный резонанс или "звонок сверху";

б) доказуемый состав преступления (а как я Вам уже Выше объяснял, отнюдь не каждая чья-то трагедия может стать основой для возбуждения дела);

в) явная угроза национальной безопасности.

В итоге все упирается в доказуемость или в сам состав преступления. Например: если Ваш родственник добровольно отдал культу свои деньги - это не преступление, это его право. Если он отдал деньги запрещенной организации (согласно Федеральному списку), то это преступление.

Именно поэтому сначала нужно "не бегать и искать как отомстить", а проводить анализ ситуации и проблемы. Консультант по выходу и юрист должны обозначить клиенту те правовые и психологические инструменты, которые он вправе и наиболее эффективно может применить в ситуации борьбы с культами за знакомого/родственника.

Консультант работая с правоохранительной системой может:

а) выступать в роли "эксперта/специалиста" в суде или экспертизах;

б) обмениваться информацией о культе;

в) способствовать решению проблем пострадавших от культа;

г) получать новых клиентов для консультирования (правоохранительные органы могут рекомендовать обращаться к Вам за консультацией).

Фактически взаимодействие Клиента с правоохранительными культами будет эффективной, если он будет обращаться в конкретные подразделения к нужным специалистам, с необходимой юридической базой. Бегать по инстанциям с письменными заявлениями "спасти и запретить" не приведет к хорошему. Лишь даст возможность культу использовать Вашу агрессию против Вас ("Смотри как он злится, что ты стал лучше", "Смотри, как они бесятся из-за того что ты обрел веру" и т.п.).

Консультант по выходу должен понимать, что работая с правоохранительными органами он не зарабатывает (безвозмездное сотрудничество), а получает много интересной и редкой информации о деятельности культов. Важно понимать, что несмотря на все недостатки Государства, оно у нас одно и мы сами отвечаем за наше будущее. Обмен информацией, бесплатные лекции для сотрудников правоохранительных органов и т.п. деятельность лишь уменьшает Вашу работу по выводу из культа в дальнейшем. К тому же, если Вы собираетесь становится консультантом не по конкретному культу, а вообще по культовой деятельности, то без возможностей доступа к "информационным системам" (имеется ввиду "открытая" для анализа информация) правоохранительных органов Вы вряд ли этого достигнете.

Лично у меня за 10 лет работы сложилась интересная и позитивная практика по работе с правоохранительными органами и спецслужбами. Хотя конечно удручает, что в отличие от европейских коллег, у нас нет ни одного подразделения в правоохранительных органах или спецслужбах, которое специализировано противодействует культовому влиянию на общество и национальную безопасность. Остальная активная деятельность правоохранительных органов против культов в нашей стране носят импульсный характер и часто является инициативой рядовых сотрудников правоохранительной системы, которые не могут игнорировать угрозу культового насилия в нашем обществе.

Консультанты по выходу работают на уровне индивидов, граждан которые обратились к ним за помощью от культового насилия. Правоохранительные органы защищают в рамках правовых норм общество от деструктивных культов и сект. И мы и они делаем одну и ту же работу, но в разных масштабах и по разному. Их поле - право и сила, наше поле - психологическое и информационное консультирование.

P.S. Еще раз отмечу, что писал не в рамках правовых определений и терминов, а наоборот обобщенно. Есть определенные различия в статусе "свидетеля", "эксперта", "специалиста", но я не затрагиваю их в данной заметке.

Выход из культа: команда и участники

Когда люди сталкиваются с тем, что их родственник, близкий или знакомый стал адептом секты или психокульта, то они начинают искать помощь и действовать согласно своим представлениям о том, как должно происходить это спасение.

Обычно это смесь стереотипов о работе психологов, лечения наркомании и желания максимально быстро избавиться от тяжелого стресса и эмоционального прессинга вызванных тем, что контроль над ситуацией (конфликтом) потерян. Аргументация и критика не воспринимается и "пахнет серой"...

В процессе общения с клиентами (когда они начинают искать помощь у специалистов по данной проблеме) я начинаю разъяснять про роль консультанта и роли других участников процесса вывода жертвы из культа или секты.

Постепенно пришло понимание того, что нужно написать отдельный пост об этом, что бы делиться материалом с клиентами.

Тезис 1 "Выход из культа это групповая работа"

Да, как это не странно, многие люди считают, что работа по выводу близкого человека из культа или секты заключается в 2-3 встречах с психологом и что это - целиком работа только психолога. Они представляют себе этот процесс примерно так: 

- психолог говорит с культистом, 

- происходит "психотерапевтическое чудо" 

- и "жертва прозревает, отбрасывает от себя щупальца гуру", 

- возвращается в "лоно семьи",

- все счастливы.

На деле все абсолютно иначе.

Консультант по выходу часто для "жертвы" является представителем ада, инопланетных захватчиков, член колдовской ложи и является, как минимум, незнакомцем.

К изначальной "инфернальности" консультанта нужно добавить еще и специфику культа, которая влияет на "жертву". Здесь и фобии на уход, которые формирует культ у своих подопечных, замкнутость, сниженное критическое восприятие, эмоциональный дисбаланс (страх и чувство вины) у жертвы. Чтобы компенсировать влияние подобных условий на процесс выхода из культа, необходимо его проводить в доверительной обстановке, на нейтральной территории и т.д.

В общении тет-а-тет с консультантом невозможно преодолеть эти препятствия. 

Для работы по выходу нужна группа. Группа позволяет эффективней игнорировать внедренные установки культа и запускать критическое мышление у "жертвы".

Соответственно в этой группе должны быть те люди, которым культист доверял до попадания в культ, с кем у него были сильные эмоциональные  и социальные связи и с кем у него нет "активной борьбы".

Для консультанта клиентами являются обратившиеся за помощью родственники или близкие. Однако это меняется в процессе консультирования. На этапе работы непосредственно с культистом, клиентом становится он и его интересы для консультанта важнее желаний близких и родственников.

Поэтому, основу группы составляют: близкие, члены семьи, друзья, коллеги.

Дополнительно приглашаются для работы в группе (в зависимости от ситуации и возможностей): консультант по выходу, религиовед, священник, экс-культист, психолог.

Тезис 2 "Выход из культа это не только спасение "жертвы", а еще и изменение всех близких и родственников"

Часто, люди, желающие спасти близкого, не понимают, что косвенными причинами попадания в культ могли стать проблемы в семье/на работе, ошибки в общении с близкими, в то время, когда "жертву" только вербовали и т.д. Но даже если представить, что у "жертвы" все было хорошо в семье/на работе и в культ она попала по другим причинам, то нужно быть реалистами и понимать, что "после выхода из культа, все будет как было раньше" - маловероятно и не реалистично.

Нахождение в культе - это травматический процесс который меняет не только жертву, но и ее близкое социальное окружение. Для того, чтобы сделать "возможной жизнь без культа" для "жертвы", а ее близким научиться жить с человеком, пережившим психологическое насилие (потому что последствия пребывания в культе могут быть разной травматичности), придется измениться всем участникам ситуации.

Близкие и друзья должны понимать, что любое давление или резкая агрессия лишь подталкивает "жертву" вернуться в культ или не уходить из него, а "блоки в критическом мышлении" делают невосприимчивыми к любой критической информации. Поэтому возвращение к совместным контактам и совместному проживанию это дорога компромиссов.

Сначала близкие должны при помощи консультанта изучить проблематику культов с научной точки зрения, идеологию конкретного культа, скорректировать свое общение и восприятие проблемы, подготовиться (проиграть несколько встреч в игровой ситуации (попахивает гештальтом)) и самое главное понять для себя, что им более важно борьба с культом, или выход близкого из культа. А потом уже начинать "операцию по спасению".

В моей практике, треть клиентов (речь о родственниках культистов), во время обращения за консультацией, находятся в неадекватном состоянии: им кажется что их близкого человека подменили злые силы, инопланетяне, сглазили, бесы вселились, загипнотизировали, напичкали наркотиками и т.п. Такая бурная фантазия может быть обусловлена их личными фобиями и неврозами, а так же реакцией на подобный конфликт ("близкий в культе"). В итоге, перед консультантом стоит проблема, как помочь выстроить отношения между культистом и его неадекватными родственниками (неадекватность может быть разной глубины и запущенности). Подготовительная работа с родственниками (клиентами) становится необходимым условием успешности всего процесса вывода из культа. Потому что для культистов близкое докультовое социальное окружение - это те самые люди, которые могут помочь выйти из культа.

Тезис 3 "Сама по себе критическая информация ничего не значит"

Почти у всех клиентов есть этот стереотип, что наличие "критической информации" является первым по значимости фактором успеха спасения близкого из культа. К сожалению, это не так и часто приходится разрушать этот стереотип.

Ворох ссылок, распечаток, книг и фильмов это хорошие аргументы, но они не главные в процессе вывода из культа.

Большинство культов практикуют "техники остановки мышления". В совокупности с изменением моделей ролевого поведения, капитуляцией перед группой и культовой идеологией все это формирует невосприимчивость к критической информации. В разных культах это проявляется по разному.

Так что, давая в руки  культисту "100% правдивую критическую информацию со страшными фактами", можно с высокой долей вероятности ожидать, что в большинстве случаев она будет проигнорирована, оправдана или не воспринята, как критика.

Опираясь на мой субъективный опыт, важность различных факторов для процесса вывода культиста, можно ранжировать таким образом:

1. позитивные или нейтральные эмоциональные связи близких и родственников с культистом (еще не сожгли мосты и не прокляли друг друга);

2. возможность личного общения (культист находится не в Непале или другом отдаленном регионе. Вы можете контактировать);

3. родственники и близкие готовы читать, работать над собой и менять свой подход к проблеме/конфликту (без "пускай он поменяется или одумается");

4. наличие у родственников и близких эмоциональных и финансовых возможностей (либо тратите свои нервы, либо нанимаете консультантов в помощь);

5. наличие критической информации о культе или о данной группе; 

6. есть возможность привлечь экс-культистов из этого культа к процессу вывода.

Для запуска критического мышления у культиста (когда он сможет понять и воспринять необходимую критическую информацию для принятия решения) нужна обстановка, время (до 2-3 дней) и команда.

Как это работает?

Формально процесс вывода человека из культа включает в себя:

- замораживание коммуникационных конфликтов между клиентами и "жертвой", 

- выстраивание коммуникаций с близкими,

- подготовка группы по выходу и изучение материалов,

- подготовка проведения 2-3 дневной встречи в безопасной среде с культистом,

- проведение встречи,

- принятие результатов: либо продолжение поддержки общения, либо терапевтическая помощь по переживанию разрыва с культом.

Где проводить встречи с культистом?

Желательно встречи проводить на нейтральной территории, чтобы у культиста не сработала "защита" или не наложились воспоминания о каком-то событии. Квартиры или офисы в этом плане лишь затрудняют общение, т.к. несут в себе опыт предыдущего общения "до культа" или в "процессе вербовки". Могут сработать защитные стереотипы от "родитель-ребенок", "работа-подчинение", "событие-переживание" и т.п.

Нейтральная территория, где можно группе общаться с культистом, где он не будет себя чувствовать в опасности или беспокоиться - идеально подходит. Как пример: тихое кафе, фойе отеля, музей и т.п.

Если речь о начале процесса по выходу из культа, то: номер отеля, дом отдыха, переговорная в коворкинге и т.п.

Как поддерживать отношения?

Важно помнить про позитив, денежную подкормку и банальное поддержание связей. Не важно о чем идет общение (только без споров об идеологии культа), важно поддержание этой коммуникации. Без наличия контактов и социального общения Вы не сможете донести в дальнейшем критическую информацию до "жертвы".

Нужно отделить свои переживания и боль от работы с культистом. Это очень сложно, но без этого шансы позитивного решения проблемы резко снижаются. Вы будете "кричать о своей боли", а культист лишь будет глубже забиваться в объятия культа.

Описание участников группы по выводу и их функций в этом процессе

Консультант по выходу: помогает Вам не сделать типичных ошибок, замораживает конфликт, оценивает ситуацию и рекомендует стратегию работы, помогает подобрать участников команды со своей стороны, консультирует об особенностях культа.

Религиовед или священник: участвует в процессе работы, если жертва находится в религиозном культе. Помогает с подборкой необходимой информации по религиозной идеологии, помогает с контраргументами. Участвует в процессе религиозных споров и дискуссий с жертвой, в процессе вывода из культа.

Экс-культист: рассказывает группе про свой опыт выхода, про специфику своего культа, объясняет механику процессов и ритуалов в группе. Делится своим опытом и переживаниями с использованием культового новояза "жертве", а так же демонстрирует возможность самостоятельной жизни вне культа.

Родственники и близкие: изучают необходимую информацию, формируют реалистичное понимание проблемы "зависимости жертвы" (почти как с алкоголем, наркотиками и игроманией), помогают выстроить доверительные отношения и перейти к процессу общения группы с культистом.

Друзья и коллеги: аналогично родственникам, но еще показывают возможность другой формы поддержки (вне семьи), приводят понятные аргументы (с т.з. теории поколения), мобилизуются и т.п.

Результативность

Один в поле не воин. Чудес не бывает, а бывают только трудные проекты.

Работа по выводу человека из культа это всегда совместная работа родственников, близких, друзей и консультанта. 

Для многих столкнувшихся с этой проблемой становится откровением то, что это целиком их проблема и нет никаких законов или центров ФСБ по защите от сект, и судья не встанет на их сторону, потому что это секта.

Если Ваш близкий попал в культ или секту, то Вы должны понимать, что это целиком Ваша проблема и Вы с ней должны справляться самостоятельно. Именно от Вас зависит результат...

Консультант позволит избежать типичных ошибок, выбрать наиболее удачную стратегию, помочь методологически, но сам он чужой для Вашего близкого в культе и не может нажать на "волшебную кнопку", чтобы "культист вернулся в семью" или "вернуть все как было".

В большинстве случаев совместная работа приводит к тому, что культист принимает решение не посещать культ. Но важно понимать, что решение может быть и иным. Нужно быть готовым принять его, т.к. формально это решение самостоятельного человека, который вправе распоряжаться своей жизнью и имеет право на ошибки.

Главное помнить, что решения о компромиссе принимают обе стороны.

Источник

Раздел: 
Автор: 
Михаил Вершинин
Опубликовано 8 августа, 2016 - 16:22
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653