Вы здесьОпределение индуизма и пути присоединения к немуОпределение содержания индуизма представляет собой весьма сложную и запутанную проблему. По свидетельству первого премьер-министра независимой Индии Джавахарлала Неру, «индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему»[1]. О том же говорят ученые: «В отличие от христианства, ислама и многих других религий мира, - отмечает социолог Дж. П. Суда, - санатана дхарма [самоназвание индуизма], или индуизм, - это религия, не имеющая догматов веры» [Суда, 1978, с.49]. Другой автор вторит ему: «Можно верить в Бога, либо оставаться атеистом, не верящим ни в какого личного или абстрактного Бога, либо быть просто вольнодумцем и все же иметь право при желании называться индусом» [Мехта, 1974, с.5]»[2]. Немного о терминологии Поскольку нам повстречалось слово «индус», давайте определимся, что мы будем под ним понимать. Источником этого слова является понятие «hindu», изначально выработанное иностранцами для обозначения принадлежности людей, объектов и явлений к сложившейся в Индии специфической социально-культурно-религиозной общности. Русифицированным вариантом этого понятия является слово «индус», которым русские изначально обозначали любого коренного жителя или выходца из Индии, не проводя различия между географическим и религиозным смыслом этого понятия. Позднее, когда стало очевидно, что далеко не все жители и выходцы из Индии исповедуют индуизм, в обиход вошли слова «индиец» (т.е. коренной житель или выходец из Индии) и «индуист» (т.е. лицо, исповедующее индуизм). В связи с этим многие современные ученые считают слово «индус» обиходным и не нужным для научного оборота. Такая позиция представляется необоснованной, поскольку отношение к Индии имеют три крупных группы людей: - индийцы, не исповедующие индуизм, т.е. не являющиеся индуистами; - индуисты, не являющиеся индийцами; - индийцы, исповедующие индуизм, т.е. являющиеся индуистами. Третья группа на порядок более многочисленна, чем первая, не говоря уже о второй. И именно она в настоящее время определяет характерное лицо Индии. Для обозначения членов этой группы вполне приемлемо понятие «индус», т.е. «индиец, исповедующий индуизм». Именно так оно используется в настоящей статье. Что касается самих индийцев, то они давно уже сами используют понятие «hindu», которым, в частности, во время государственной переписи населения обозначают лиц, исповедующих индуизм. О невозможности определить индуизм по кругу присущих ему идей говорит и Г. фон Штитенкрон: «В «индуизме» едва ли найдется одно-единственное фундаментальное учение, которое бы безоговорочно принималось бы всеми индусами, не говоря уже о комплексе таких учений. То, что принимается за истину одной группой индусов, опровергается утверждениями других. Анимизм и политеизм, пантеизм, панентеизм и генотеизм, дуализм, монотеизм и чистый монизм существуют бок о бок»[3]. Вряд ли можно согласиться с утверждением о наличии в индуизме не только монизма (учения о едином БЕЗЛИЧНОМ начале всего), но и монотеизма (учения о едином и единственном ЛИЧНОМ Боге — Творце всего), однако в целом утверждение Г. фон Штитенкорна вполне верно. В то же время, по утверждению симпатизирующего кришнаитам российского религиоведа С.И. Иваненко, «юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966. С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков: - «почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»; - наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения, вытекающей из признания того, что истина многогранна; - признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии; - вера в перерождение (реинкарацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности); - признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями; - осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»; - понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием определённого набора философских постулатов»[4]. 2 июля 1995 года Верховный Суд Индии признал, что: «Тот, кто с поклонением принимает Веды, принимает то, что Освобождения можно достичь различными способами, признает ту истину, что можно поклоняться различным Богам, что является отличительными особенностями Индуистской Религии, может быть назван индусом»[5]. Согласно ряду решений индийских судов по религиозным вопросам, индусы склонны рассматривать другие формы поклонения, чужих богов и доктрины как недостаточно совершенные, а не как неправильные или спорные, они склонны верить в то, что высочайшие божественные силы дополняют друг друга ради благополучия всего мира и человечества. Судя по всему, основная масса индусов действительно разделяет приведенные выше идеи, но это еще не значит, что их действительно разделяют все направления индуизма. Так, например, лингаяты отрицают реинкарнацию и авторитет Вед, хотя единственный объект их поклонения – символ полового члена (лингам) Шивы – является общепризнанной святыней в индуизме[6]. Маханубхавы также отрицают авторитет Вед, хотя среди признаваемых ими пяти аватар «Наивысшего бога» две (Кришна и Даттатрейя) являются общеиндуистскими.[7] Итак, в индуизме нет ни одной идеи, с которой были бы согласны все его направления. В такой ситуации невозможно дать определение индуизма по кругу присущих ему идей, что обрекает нас на единственно возможный выход: определение индуизма по кругу его приверженцев. К таковым, в первую очередь, относятся включенные в кастовую систему коренные индийцы, не исповедующие религии, отличные от индуизма (буддизм, джайнизм, сикхизм, зороастризм, ислам, христианство и т.д.). Однако Верховный Суд Индии лишен возможности использовать такой подход при определении индуизма, поскольку Конституция независимой Индии отменила понятие кастовости и неприкасаемости и запретила дискриминацию людей по этому признаку[8], а светское индийское государство ведет борьбу с кастовым строем. В силу этого, если Верховный Суд Индии признает, что кастовый строй является фундаментальной ценностью индуизма (по крайней мере, классического индуизма, все еще господствующего в Индии), то тем самым он признает, что Конституция Индии попирает, а светское индийское государство ведет борьбу с фундаментальными ценностями индуизма, на что Верховный Суд Индии не может пойти ни при каких обстоятельствах. Таким образом, наиболее обоснованным представляется следующее определение индуизма: Индуизм - это система религиозных, философских и социальных представлений и ценностей, воспринимаемых как традиционные участниками сложившейся в Индии кастовой системы, не исповедующими таких религий, как: - иные дхармические религии (буддизм, джайнизм, сикхизм); - религии внекастовых племен Индии; - религии неиндийского происхождения (ислам, христианство, иудаизм, зороастризм и т.д.), а также теми людьми, кого указанные выше участники кастовой системы признают индуистами. Стать индуистом можно двумя совершенно различными путями: - путем рождения в семье, включенной в кастовую систему индуизма (коренные индусы); - путем присоединения к религиозному сообществу, которое признается индуистским коренными индусами (присоединившиеся индуисты).[9] Столь же различны требования, предъявляемые индуизмом к его адептам: - Коренным индусам, чтобы признаваться индуистами, достаточно не заявлять об отказе от индуизма в пользу иной религии. При этом они могут исповедовать практически неограниченный круг идей, в том числе не укладывающихся в приведенное выше определение Верховного Суда Индии, вплоть до атеизма. - Присоединившимся же индуистам, чтобы признаваться индуистами, нужно по своему мировоззрению и образу жизни соответствовать требованиям того индуистского религиозного сообщества, членами которого они признаны. При этом само религиозное сообщество, признавшее их своими членами, должно признаваться индуистским коренными индусами. [1] Глушкова И.П. Из индийской корзины: Исторические интерпретации. – М.: Вост. лит., 2003. – С.36. [2] Древо индуизма. / Отв. ред. И.П. Глушкова. – М.: Вост. лит., 1999. – С 453. [3] Древо индуизма. / Отв. ред. И.П. Глушкова. – М.: Вост. лит., 1999. – С 250. [4] Иваненко С.И. Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние. Учение и практика. Социальное служение, благотворительность, культурно-просветительская деятельность. – М.:Философская книга, 2008. – С.76. [5] Там же. C.78. [6] Глушкова И.П. Указ.соч. С.45. [7] Там же. С.37 [8] Иванова Л.В. Индуизм. – М.:2003. – С.125. [9] Этот путь сравнительно «свежий», появился в конце 19 в. с возникновением и распространением неоиндуизма.
Автор: Николай Корытько Опубликовано 14 мая, 2017 - 18:14
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |