Истинность наших представлений о Боге
Начиная размышлять на тему человеческих знаний о Боге, на мой взгляд, следует строго разграничить понятия "знание о Боге" и "знание Бога". Святой Боговидец Апостол Иоанн говорит в Евангелии: Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:18)
Мы утверждаем наши представления о Боге на основании Божественного Откровения, на основании тех знаний, которые Сам Бог Открывает нам недостойным по своей великой Любви к нам на протяжении всего периода существования человечества. И здесь необходимо отметить, что истинного знания не может быть без веры. Перподобный Иустин Попович в своем труде "Догматика Православной Церкви" говорит следующие слова: "Все свое знание о Боге Православная Церковь основывает на вере, поэтому и свой Символ веры начинает словом: «Верую», а не словом «знаю»." [1] Вера - это двусторонний акт: с одной стороны, человек доверяет Богу, с другой стороны Сам Господь Дарует человеку крепость веры. Святые догматы, как Откровение Бога о Самом Себе, имея божественные свойства нетварности и бесконечности, всегда превышают человеческий разум, который тварен ограничен, потому без веры восприятие человеком Божественных смыслов невозможно и, как правило приводит к ересям, которые согласно словам Апостола Павла, суть дела плоти и Царствия Божьего не наследуют.
Почему мы говорим об истинности наших представлений о Боге? Потому что эти знания открыты в теле Христовом-Церкви, они открыты нам Духом Святым через святых мужей и исходят от Самого Бога-Слова, который и есть Истина: Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня(Иоан.14:6)
«Нам не дана власть утверждать всё что угодно, – свидетельствует святой Григорий Нисский, – в каждом догмате мы руководствуемся Священным Писанием как правилом и законом... Посему и отказываемся постулировать наши догматы, руководствуясь правилами диалектического искусства, на основе выводов и разложения понятий, выстроенных знанием – ведь такой образ изложения ненадежен и подозрителен при удостоверении истины. Ибо всякому понятно, что диалектическая выспренность имеет одинаковую силу как для одного, так и для другого – и для ниспровержения истины, и для осуждения лжи»[2].
Об уверенности в истинности Воскресения Христова говорит другой святой ХХ века - великий святитель Николай Сербский в своих письмах: "Принимаю свидетельство и от грешников и ненавистников Его, ибо их отрицание воскресения доказывает мне обратное. Мирской суд испытывает показания свидетелей и по степени их правдивости определяет ценность свидетельства. Когда свидетели святые и чистые утверждают, что знают о Христовом воскресении, то радостно приемлю свидетельство их как истинное. Когда нечистые, неправедные и грешные отрицают воскресение, они лишь подтверждают свидетельство первых и укрепляют мою уверенность в истинности воскресения Господа моего. Ибо отрицают не по знанию, а по злобе [3].
Итак, истинность наших знаний и представлений о Боге основана, прежде всего, на свойстве Самого Источника этих знаний - Господа Нашего Иисуса Христа, Который и есть Истина. Истина - это "Кто", а не "Что", потому и вопрос Пилата "Что есть истина?" никогда не получит должного и адекватного ответа, в каком бы веке и из чьих бы уст он не звучал.
Список использованной литературы:
[1] Преподобный Иустин (Попович), Челийский Собрание творений. Том 2. Догматика Православной Церкви
Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovich/sobranija-tvorenij-tom2/1_2
[2] Там же.
[3] Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма
Электронный ресурс: http://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/pdf/letters.pdf