Вы здесьПромысел или Предопределение?"В мире нет Промысла, потому что все заранее предопределено", - такое утверждение часто можно встретить в кругах людей, увлекающихся восточными идеями пантеизма и ренинкарнации, основой которых является закон кармы, известный своим механистическим, бездушным принципом отношения к участи каждого человека. Помимо восточных философских течений, которые за последнее столетие претерпели ряд существенных трансформаций в процессе адаптации к постхристианскому европейскому сознанию, мы нередко встречаем подобные утверждения в кругу наших соотечественников, вернувшихся в языческую систему взаимоотношений человека и Бога, безоговорочно верящих во власть звезд, которую изучает древняя псевдонаука астрология. Следует отметить, что понятие "Предопределения" встречается и в классических мировых религиях, например в традиционнм Исламе.
При рассмотрении данных взглядов и изучении возможных аргументов против истинности данного утверждения неоходимо определить смысл самих понятий "Промысла" и "Предопределения".
Один из великих христианских богословов преподобный Иоанн Дамаскин в своем догматическом труде "Точное изложение Православной веры" дает следующее определение: "Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется" [1]. И далее, несколькими строками ниже, поясняет: "То, что зависит от Промышления, происходит или по благоизволению Божию, или по попущению" [2].
Также находим и другое определение у В.Н. Лосского: "Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари" [3].
То есть Промысел - это волевой акт Бога по отношению к человеку. При этом важно помнить о том, что Бог, в отличие от человека, обладает абсолютной свободой.
Далее продолжает преподобный Иоанн Дамаскин: "Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого <........> В нашей власти находится то, что мы свободны и сделать, и не сделать" [4].
Собственно, само слово "Предопределение" достаточно часто встречается в трудах святых отцов. И в контексте православного учения оно означает некий предвечный замысел, идею Бога о назначении каждого творения. Но в рассматриваемом утверждении понятие "Предопределения" приобретает иной смысл, здесь оно означает некую судьбу, рок, заранее установленный порядок наступления тех или иных событий. И здесь, на мой взгляд, уместно вспомнить один из аргументов против истинности такого понимания, который оставил нам один из трех великих отцов-каппадокийцев святитель Григорий Нисский: "А что не все может этот созидаемый вашим словом рок, или судьба, - пишет святой Григорий, - это ясно показывает неравенство произведений. Ибо если долговечность почитаем делом силы, то кратковременность жизни, конечно, есть дело немощи. Поэтому надлежит признать за несомненное, что иная судьба немощна – а другая могущественна, потому что кратковременность противоположна долговременности, а потому-то каждая из них производится, конечно, противоположностями" [5].
Другой великий святой Григорий, святитель Григорий Богослов напомнает нам о том, что человек создан свободным по образу и подобию своего Творца: «Бог почтил человека, даруя ему свободу, - пишет св. Григорий Богослов, - чтобы добро принадлежало лично тому, кто его выбирает, не меньше, чем Тому, Кто положил начало добра в природе»[6].
Таким образом, мы видим, что, во-первых, следует различать понятия "Предопределение" и "Предвидение", во-вторых, совершенно очевидно, что предопределение в значении некоей заранее известной системы событий совершенно несовместимо с православным учением о свободной воле Бога и человека: Сам Бог по Своему существу Неизменяем и Прост, Он находится вне времени, но Его действия в тварном мире, проистекающие из Его свободной воли, имеющие в своей основе любовь к человеку, происходят в том числе в рамках тварных категорий, среди которых и время. Божественная воля не статична, но динамична относительно времени, и особенно это касается человека, приносящего искренее покаяние: в отношении кающегося грешника Господь всегда готов изменить Свою волю, даровать ему прощение грехов и, как следствие, промыслительно послать ему другие события в жизни, совсем не те, которые были бы в случае отсутствия покаяния.
Список использованной литературы:
[1] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры;
Электронный ресурс:
[2] Там же
[3] Владимир Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ
Электронный ресурс:
[4] Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры;
Электронный ресурс:
[5] святитель Григорий Нисский. Против учения о судьбе. Опровержение астрологии с ее представлениями о власти звезд над жизнью человека.
Электронный ресурс:
[6] PG. T. 36. Col. 632
Опубликовано 19 июня, 2017 - 01:11
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |