Вы здесь«Синтез» эзотерики и науки: мираж? диагноз?Многолетнее господство натурализма, который в нашей стране был ориентирован на философию диалектического материализма, породило ответную реакцию – тоску по духовному, жажду веры. Стремление к духовности представляет собой достаточно значимое явление в жизни общества. Его социальные последствия трудно прогнозировать. Ясно одно: чем сильнее эта духовная жажда, тем серьёзнее могут быть ее последствия для общества, тем страшнее соблазны и угрозы духа, особенно для неискушённого в духовных борениях интеллигента. Сегодня наше общественное сознание наполняется разнообразными оккультными и эзотерическими учениями. Представления о Высшем Разуме, Абсолюте, Великих учителях, переселении душ и др. сопровождают нас повсюду. Что же происходит, почему магия и оккультизм так востребованы сейчас? Особенное внимание привлекают сегодня точки возможного соприкосновения науки и эзотерики, (т.е. те моменты, когда научные данные подтверждают или якобы подтверждают некоторые положения эзотерики), поскольку, как правило, ими обосновывается достоверность ее натурфилософских построений. Стремление видеть в отдельных результатах науки (например, квантовой механики) научное подтверждение эзотерических учений маскирует принципиальные различия между эзотерикой и наукой. В сознании нашего современника стираются грани между оккультизмом и научными воззрениями о мире: биополя, Высший Разум, космический магнит и другие представления современного оккультизма приобретают сегодня иллюзию научной доказанности. Тем самым создаётся устойчивое впечатление, что наука и эзотерика не противоречат, а «дополняют» друг друга. В какой мере такой взгляд на соотношение науки и эзотерики является справедливым? На чем строятся предположения о научном обосновании эзотерики и о возможности совмещения эзотерических и научных взглядов в новой мировоззренческой парадигме как единой системе непротиворечивых представлений? Современная эзотерика выступает в наукообразном обличии, часто в сопровождении графиков, формул и математических таблиц. Она апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии». «Современная теософия входит в мир через науку» — так утверждает Л.В. Шапошникова, вице-президент Международного центра Рерихов. Что же представляет собой этот «синтез науки и религии», каково действительное, а не декларируемое отношение теософии к научному знанию? Эзотерика имеет, безусловно, своё собственное мировоззрение. Это мировоззрение – энергетическое: «Мироздание является огромной энергетической системой, а человек — одна из структур этой системы. В огромном поле энергетики происходят самые сложные процессы, в первую очередь связанные с энергетическим обменом. Последний и является главной силой эволюции человечества. Энергетический обмен (горизонтальный, вертикальный и глубинный) идёт по разным направлениям... Горизонтальный обмен — это обмен на поверхности планеты, вертикальный — это обмен человека с космическими телами, с созвездиями Зодиака, с Солнцем, с планетами Солнечной системы, с созвездием Ориона, которое играет огромную роль как пространственно-временное помещение Космического Магнита» [1, с.14]. Утверждается основная тенденция мирового развития — движение к Синтезу, в котором глубинный энергетический обмен — обмен с другими мирами, мирами иных измерений — играет решающую роль. В этой онтологической картине все понимается через энергетику, даже такие, казалось бы, далёкие от неё объекты, как культура, Россия, человек. Со временные представители эзотерической мысли говорят о существовании некоего энергетического поля культуры и роли России в его формировании. К людям они относятся как к «субъектам» или «объектам» эволюции. Первые выполняют функцию одухотворения энергетической системы мироздания. Вторые — идут по энергетическому каналу эволюции неосознанно. Итак, все вокруг — энергетика; везде усматриваются биополевые структуры, тонкие миры, вибрации — все имеет энергетическую природу. Даже любовь рассматривается как энергетическое притяжение двух людей друг к другу и зависит от степени энергетического потенциала. Возникает и физическая модель семьи как двух шариков, испытывающих попеременное притягивание и отталкивание. Соединение двух людей, сложнейшие чувства, их связывающие, идущие от традиций, культуры, морали, долга — все рассматривается энергетически как притяжение и отталкивание шариков. Все очень просто, очень страшно и… забавно. В этом одномерном мире — мире энергетических потоков – нас могут окружать вампиры и отсасывать нашу энергию… В «биополевых» картинках мы встречаемся и с мифами о переселении душ, о жизни после смерти, с Шамбалой, Буддой, Христом и святыми. В них Шамбала является энергетическим центром мира, а святые и мудрецы, живущие в нем, являются проводниками энергии между космосом и Землёй. Будда и Христос — это вовсе не пророки буддизма и христианства. Их действия жёстко определены физическими законами. Имеют ли эти представления реальную почву? Прежде всего отметим, что научная картина мира КАРДИНАЛЬНО ОТЛИЧАЕТСЯ от эзотерической. Это можно проследить по центральным вопросам происхождения мира, жизни, человека. Вот взгляды эзотерики на происхождение человека: «Лунные боги создали тонкие тела человека, вокруг которого Природа строила эфирные и иные оболочки. Первоначально человек не обладал сознанием, но мог летать, не имел физического тела. Это первая раса. Вторая раса возникла путём уплотнения всех этих тел. Воспроизведение потомства людей второй расы происходило путём почкования». Об этом мы узнаем в недавно изданном эзотерическом словаре [2, с. 194], пропагандирующем взгляды Е.П. Блаватской на антропогенез [3, т. 2, с. 148]. С точки зрения науки, такие воззрения являются чудовищной профанацией и не имеют права на существование в серьёзной литературе. Так же, как и «научные» высказывания Е.И. Рерих о том, например, что Юпитер и Венера населены более совершенными, чем люди, обитателями, а гималайские махатмы пришли на нашу планету с Венеры для ускорения нашей эволюции. Сегодня это всерьёз повторяют проповедники эзотерических учений [4, с.61]. Не менее поразительны представления современных адептов Живой Этики и об историческом процессе: «Этот процесс называется закладыванием магнитов, что связано с созданием в определённом пространстве энергетического поля, которое служит основой для дальнейшего эволюционного и исторического развития этого пространства...»; «На нашей планете такие действия производились регулярно и определяли формирование земного исторического процесса. Магниты закладывались в преддверии переломных моментов эволюции и истории человечества». Л.В Шапошникова рассказывает, как экспедиция Рерихов в Центральную Азию заложила такие магниты по своему экспедиционному маршруту; причём вибрация камня, который закладывала Елена Ивановна, так же, как и ее собственная энергетика, была согласована с ритмом Космического Магнита. В результате этого: «места, по которым проходил путь Центрально-Азиатской экспедиции, станут со временем центрами развития нового энергетического вида человечества. Сформированное Рерихами энергетическое поле предопределило развитие этих регионов на много веков вперёд... Магнит, ритм которого созвучен Космическому Магниту, или предмет, принадлежащий Высокому Духу и использованный в качестве магнита, могут, по утверждению великих учителей, предрешать историю государства или страны по крайней мере на 1000 лет» [5, с. 332J333]. В таком же вопиющем противоречии с научными данными находятся предсказания эзотерики и по другим основополагающим проблемам космологии, биологии, палеонтологии и других наук. Все авторитеты бестрепетно отбрасываются. Для эзотериков не существуют ни Менделеев, ни Дарвин, ни Эйнштейн, ни другие гиганты науки, воззрения которых лежат в основе современных представлений о мире. Создаётся впечатление, что они не слышали ничего ни о естественном отборе, ни о генетике, ни о теории относительности, ни о Большом взрыве. Примеры профанации «от имени» науки бесчисленны. Вот некоторые из них: «С точки зрения современной физики, торсионные поля души (то есть поля кручения души) широко распространяются вокруг. Добрые мысли раскручивают торсионные поля в одну сторону, а злые в противоположную... Элементы торсионных полей отвечают за чувства страха, тревоги, негодования... Злые мысли и болезни действуют на душу одинаково — они раскручивают торсионные поля в негативную сторону» [6, с. 191, 193]. И ещё: «Иисус Христос... блестяще провёл воскресение Лазаря, соединив его с источником космической энергии. Поступление энергии вдохнуло душу в тело Лазаря. При этом Христос должен был пробить энергетический барьер, отделяющий их обоих от нематериального мира и обрушить на Лазаря поток энергии из некоего энергетического резервуара, которым и пользовался сам» [7, с.149]. Комментарии здесь излишни... Во многих современных эзотерических учениях постулируется наличие энергоинформационного поля Вселенной. Предполагается, что в нем отражена история развития нашей планеты и вся информация, накопленная человечеством. Именно существованием этого поля эзотерики объясняют явления спиритизма, ясновидения, пророчеств, экстрасенсорики: экстрасенс, подключившись к данному полю, получает знания о прошлом и будущем. На концепции информационного суперполя, связывающего все сущее во Вселенной и на Земле, основывается биоэнергоинформатика – «новое научное направление, которое объясняет все аномалии (не признаваемые официальной наукой) с позиций информационно-энергетического обмена» [8, с.128] — так обосновывает ее А.Ю. Савин — автор «ноокосмологии», представляющей собой соединение рерихианства и русского космизма. Духовная практика этой «новой науки» – прикосновение к высшим мирам, явления откровения и даже диалоги с «духовными субстанциями умерших людей», которые протекают через знание законов биоэнергоинформатики. Старинные идеи тайновидения, магии и оккультизма выступают здесь в предельно сциентизированном виде. Эзотерика и современный менталитет Победное шествие теософских идей свидетельствует о том, что они отвечают каким-то важным запросам европейского сознания. Учение оказалось воистину неистребимым, несмотря на многочисленные обвинения в неграмотности и шарлатанстве. Какие же тайные склонности, скрытые в бессознательном человека — как ХIХ века, так и современного, делают их жизнеспособными и нечувствительными к любой критике? Широкое распространение позитивизма в европейском обществе и отход его образованных слоёв от религии породили потребность в духовности и сакральности, которая дремала до поры до времени в общественном подсознании. Но она отнюдь не отменяет другой, столь же характерной для человеческих воззрений потребности — в рациональном обосновании духовных верований. Сегодня они должны быть, хотя бы для видимости, научно обоснованы. Наукообразное обличие современной эзотерики как раз и даёт ей возможность вписаться в систему требований современного менталитета. Какие же ещё вкусы и пристрастия современного человека способствуют популярности теософской доктрины? Очень важной чертой, характеризующей сознание европейца, является его потребность в самоутверждении, в укоренении своей индивидуальной, личностной значимости. Теософия резко повышает онтологический статус личности в общей картине мироздания и тем самым удовлетворяет один из его базисных духовных запросов. Воздействие на европейское общество магических воззрений античности и Египта, иудейской каббалы и других эзотерических учений можно проследить на протяжении всего развития западной культуры. В этих вероучениях человек выступает как властелин природы. Магия используется для достижения власти над ее законами в собственных целях, без участия и благодати Бога. Это открытый вызов христианской традиции – подмена христианского учения о Богочеловеке мечтой о человекобоге, который собственным магическим усилием достигает божественного состояния. Такая подмена совершается в эпоху Возрождения в рамках самого христианства и пропагандируется ее авторами как дальнейшее развитие христианской традиции. На деле же это — традиция оккультная. Она имеет гностические истоки, развиваясь в европейской культуре параллельно с христианством. В теософии Блаватской и Рерихов эта тенденция возвеличивания человека достигает своего апогея. Их сторонники утверждают, что человек в своей эволюции способен обрести сверхчеловеческие качества (телепатию, способность к путешествиям в астральных мирах и т.д.). Подобных качеств достигают восточные адепты, или махатмы – таинственные существа, обладающие всеми атрибутами божественности. Человек, совершенствуя себя, становится сверхчеловеком, т.е. тем бессмертным и безгрешным человекобогом, о котором мечтали маги и тайновидцы. Как утверждают эзотерики, махатмы — это Великие Учителя, старшие братья человечества. Они могут выделять из своего физического тела тонкие материально-энергетические оболочки, пребывающие в глубинах психики, свободно путешествовать в этих оболочках по миру, посещать учеников. Они участвуют в жизни человечества, сохраняя анонимность. Другой чертой, дремлющей в тёмном бессознательном европейского человека (и чертой поразительной), является неодолимая тяга к построению совершенного общества, в котором разрешатся все противоречия и несправедливости нашей жизни, – и вера в возможность построить такое общество не в потустороннем мире, а здесь, на земле силами самого человека, с помощью науки. Эта мессианская, эсхатологическая идея глобального спасения человечества выстраивается в конкретные модели достижения гармоничного общества. Психологическое объяснение этого явления мы находим в учении Юнга об архетипах коллективного бессознательного, присутствие которых он выводит из первобытных и унаследованных источников человеческого разума и которые считает «инстинктивным вектором, направленным трендом, точно так же, как импульс у птиц вить гнездо и у муравьёв строить муравейник» [9, с. 64;65]. С этой точки зрения мессианские чаяния о преобразовании мира и самого человека есть проявления архетипа «золотого века», вечно воспроизводимого в менталитете разных наций, в разные эпохи и в разных странах. В представлениях теософии и других эзотерических учений архетип «золотого века» разрастается до вселенских масштабов. Идея спасения человечества не ограничивается здесь одним островом (как у Т. Мора), одной страной и даже одной нашей планетой, а приобретает космические размеры: целые внеземные цивилизации эволюционируют к совершенству. Сама жизнь человека совершенствуется путём восхождения по лестнице космических Иерархий, приближаясь к Высшему Разуму. В этих представлениях воплощаются мечты утопических мыслителей, которые проходят красной нитью через всю историю европейской мысли. Итак, эзотерика генетически связана с европейским типом мышления и отражает глубинные запросы и потребности западного менталитета. * * * Какие изменения в общественном сознании можно ожидать в будущем под влиянием эзотерических идей? Мы уже видели, что эзотерика возвращает к архаическим представлениям о мире. Но главное не в этом, а в самом ее методологическом подходе. Течения эзотерической мысли подходят к духовным явлениям с мерками естествознания и дают им объяснение через природные процессы. «Теософическое знание слишком ориентировано на естественные науки и требует лишь их расширения на другие планы бытия... С лёгкостью переводит современная теософия сверхчувственное на чувственный язык и материализует духовное», — так писал Бердяев о теософии своего времени [10, с.4]. «Дух есть энергия, сила Природы», – провозглашает Л.В. Шапошникова сегодня [11, с.87]. Таким образом, духовные явления рассматриваются как материальные. Например, нимбы святых оказываются результатом проявления квантовых оболочек их мозга, а вовсе не святости, свидетельства духовного подвига и служения. В биополевой картине мира, которую пропагандируют современные эзотерики, все нравственные понятия – добро, зло, грех, справедливость – приобретают сугубо материалистическое звучание. А призывы к духовности, разговоры о том, что материю нужно понимать по-другому, чем понимает ее наука, – как проявление Духо-материи (каждый высший уровень материи по отношению к низшему, с точки зрения эзотериков, является Духом) — все это лишь слова. На деле же мы видим опрощение всего высокого и духовного – его истолкование как проявление энергетических, материальных сил. Эти идеи активно внедряются в современное общественное сознание. В результате развитие общественной мысли явно движется в направлении элиминирования духовных явлений и замене их сугубо материальными. Понимание мира становится все более грубо материалистическим, позитивистским. Современная эзотерика обращается преимущественно к естественным наукам, и потому представления гуманитарных наук о человеке и его истории – весь сложный комплекс духовных, социальных и культурологических характеристик человека – неправомерно упрощается и рассматривается исключительно как энергетический феномен. Научная картина мира заменяется биополевой – псевдофизической картиной. Любовь, добро, красота наделяются в системе биополей разной степенью тонкости, вибраций на разных планах бытия, то есть физическими характеристиками. Мир утяжеляется. Он лишается покрова Божественной Тайны и Тайны Божественного Промысла. Все сакральное, святое, чудесное отрицается, не находит себе места в биополевой реальности. Популяризация такого рода «материалистической» картины мира означает пропаганду непрофессиональных, псевдонаучных воззрений. Именно они, а не утверждения науки внедряются в массовое сознание и получают статус «научности» в глазах рядового члена общества, не обременённого научным образованием. Этот процесс поддерживается средствами массовой информации, проповедующими астрологию, алхимию и эзотерические учения. Об опасном для общества проникновении псевдонауки во все слои общества предупреждает обращение Президиума Российской академии наук к научным работникам, учителям и всем членам Российского интеллектуального сообщества, призывающее к активной борьбе с фальсификацией науки магией и оккультизмом [12, с.256J258]. Каковы же причины столь бурного наступления на науку со стороны модернизированной мистики и оккультизма? Я полагаю, что крушение марксистского мировоззрения, так долго заменявшего религию, оставило многих на пустом месте без всякой веры, которая является насущной потребностью человеческого духа. Сейчас масса откатывается к традиционной религии. Но для интеллектуалов возврат к мировосприятию предков является нелёгкой проблемой. Христианство с его верой в чудо, Тайну, в Воскресение Христово в большинстве случаев остаётся недосягаемым для их «элитарного» сознания. В метаниях духа интеллигент обычно и встречается с эзотерическими учениями разных оттенков. Как писал Бердяев, «современный европейский человек, рационалист и материалист по своему сознанию, одну лишь эволюционно-натуралистическую теософию может примирить со своей наукой и научностью» [13, с. 514]. Эта мысль и сейчас звучит современно. Актуальны и соображения философа о том, что атеистическое и рационалистическое сознание западного человека, привыкшего видеть в науке ключ к решению всех вопросов, более способно к восприятию теософских, восточных учений, нежели христианства. Наш современник — интеллигент, оглушённый наукообразием эзотерической фразеологии, — вполне подпадает под это определение. От понимания подлинной научности мы движемся к усвоению псевдонаучности. Наука дискредитируется, а общество становится все более материалистическим и бездуховным. Анализ влияния эзотерики на современное общественное сознание позволяет выявить и другую тенденцию: его дальнейшее развитие может привести к возникновению непредсказуемых явлений в нашем социуме. Мы говорим о неожиданно открывшемся поразительном факте — тяготении нашего современника к авторитарности и тоталитаризму. Свободолюбивое сознание европейца сегодня с готовностью воспринимает учения, внутренне заряженные крайней не свободой. Не парадокс ли? Вчитываясь в тексты теософии и Живой Этики, мы приходим к выводу, что они только на первый взгляд повышают значимость индивида, на деле же все обстоит совершенно иначе: Учение, провозглашая тезис о безграничных возможностях человека и санкционируя его духовное совершенствование, в то же время полностью лишает его свободы. Каждая мысль индивида контролируется. Ни одно действие не остаётся без оценки. Самое существование его зависит от решений Высшего Разума. Эволюция души человека протекает под неусыпным надзором высших сил, начиная с первого воплощения. Так свободолюбивые мечты о высоком метафизическом достоинстве человека, о его светлой миссии во Вселенной оборачиваются максимальной несвободой — глобальной космической тюрьмой, из которой некуда бежать. Да это и невозможно, так как за каждым человеком пристально наблюдают специально приставленные соглядатаи, доносящие Верховным Иерархам о любом его действии и любой мысли [8, с. 86]. И все это с необходимостью следует из основных принципов Учения, согласно которым подчинение низшего высшему есть вечный и неизбежный закон мироздания, а иерархическое начало управления Космосом вытекает из таинства самой космической жизни. Итак, контроль, подчинение, повиновение во вселенском масштабе — какой-то космический ГУЛАГ, из которого нет исхода. Удивительно, что эти идеи, казалось бы, в корне противоречащие внутренним потенциям европейского духа, находят сегодня сторонников и ярых пропагандистов. Тяга к свободе человека понятна, как и его приверженность идеям гуманизма и демократии, лежащим в основании общественного устройства и гарантирующим его права. Но подчинение? Почему оно так привлекательно? Какие тёмные движения бессознательного влекут нас к нему? Кстати, почему тоталитарные установки возникли у таких безусловно духовных личностей, как авторы Учения? Ответить на последний вопрос достаточно просто. Стоит лишь обратиться к духовной атмосфере времени формирования доктрины теософии и особенно Живой Этики. Конец XIX – начало XX веков – предреволюционное время. Оно было насыщено утопическими мечтами о будущем идеальном обществе. Менталитет той эпохи определялся ожиданием скорого возникновения земного рая. «Мы увидим все небо в алмазах», — провозглашали идеальные герои Чехова, вызывая сочувствие и приобретая огромную популярность. В светлых лучах этого предчувствуемого будущего повседневность казалась пошлой и чудовищной. Чем ярче были мечты о победе Правды и Добра, тем страшнее и грязнее представлялась окружающая реальная жизнь. Она воспринималась как воплощённое зло. Переделать хотели все — государство, семью, религию и даже язык. Это витало в воздухе: жажда нового и ненависть ко всему старому, мещанскому. И это должно было исчезнуть. Создатели эзотерических учений впитали в себя эту атмосферу напряжённого ожидания скорого наступления эпохи Света и стремление к разрушению всего пошлого и низкого. Понятны поэтому ненависть Рерихов к мещанству, их неприятие консервативных начал жизни, нетерпимость к людям, не принимающим новое (Е.И. Рерих характеризует их как «грязь», «тряпье»), и их выступления против ветхих предрассудков. «Народы неграмотны и покрыты вонью и мерзкими насекомыми. Который из ветхих предрассудков оплакивать? Весь сундук насекомых надо сжечь», — провозглашает Елена Ивановна [14, с. 46]. Отмена сословий и даже народностей, переделка городов как гнойников разврата, введение в Общине исключительно растительного питания, разрушение домашнего очага и даже самого понятия дома во имя коллективизма — вот те перемены, которые обещают Рерихи [14, с. 20]. Эти высказывания могут шокировать современного человека. Но их и нужно воспринимать как типичные всплески настроений предреволюционной эпохи. Грозные нотки в письмах и трудах Рерихов так и дышат революционным гневом и революционной нетерпимостью. Их симпатии к большевизму также симптоматичны для того времени. Ими страдали многие интеллигенты — вершители дум эпохи. Один из авторов сборника «Из Глубины» (А.С. Изгоев) писал, что вся интеллигенция ждала революцию и что большевики лишь осуществили на деле то, о чем она мечтала. Вполне понятно, что Николай и Елена Рерихи также были охвачены общим желанием «разрушения старого мира», чем объясняется и их сочувствие молодому советскому правительству и преклонение перед Марксом и Лениным — исполнителями высших целей Иерархии Света. Кстати, сегодня это создаёт большие трудности для современных последователей Живой Этики, заставляет их маскировать большевистские пристрастия Рерихов и их нетерпимость к иным, чем их собственные, идеям, религиозным убеждениям, книгам (планируемая чистка библиотек), умалчивать о коммунистическом характере рериховской Общины, в которой управление людьми должно осуществляться путём психического зомбирования. Итак, позиция творцов учения понятна, поскольку формирование ее относится ко времени, когда тоталитарная сущность режима большевиков ещё не была чётко проявлена. Но мы хотим получить ответ на другой вопрос — о тенденциях нашего менталитета, когда мы оказываемся лицом к лицу с ясно выраженным стремлением современника к несвободе. В самом деле, почему же люди из той относительной свободы, которой они обладают сейчас, так тянутся к тоталитарному режиму, которым изнутри заряжено Учение, тянутся к жёсткой иерархической структуре общества, где будет всеобщее подчинение и контроль высших над низшими, где человек потеряет свою самостоятельность и даже личность? Может быть, исследования мазохизма и некрофилии откроют нам эту загадку? А пока лишь согласимся с К.Г. Юнгом, что западный человек — создатель науки, рационалист, детерминист и активный покоритель природы — остаётся полным профаном в познании собственного внутреннего мира. Может быть, действительно архетипы сознания европейского человека разыгрывают собственный сценарий, невидимый и непонятный нам? Или сейчас происходит смена идеологий, в результате которой идеал свободы и гуманизма, заставляющий европейца видеть будущее в розовом свете (как осуществлённое общество справедливости и ненасилия), заменится другими идеалами – более страшными? И, может быть, разгул насилия и садизма, который обрушивается на нас по телевизору, со сцен театров и кино, оформится в новый идеал, который и станет новым символом веры? А может быть, в нас незримо работают какие-то непонятные законы, аналогичные тем стремлениям, которые заставляют леммингов совершать массовые самоубийства при повышении численности их популяции и очищать территорию для будущих поколений? Может быть, наше сознание таинственно работает в деле подготовки какого-то нового типа общества, способного выжить в ситуации нарастающей экологической катастрофы? Прогнозов нет, но есть симптомы. И симптомы тревожные... Литература 1. Пути восхождения. — М., 1995. 2. Эзотерический словарь. — Москва-Рига, 1993. 3. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. — М., 1991. 4. Ключников С.В. Как читать Агни-Йогу. — М., 1993. 5. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. — М., 1996. 6. Мулдашев Э. От кого мы произошли. — М., 1999. 7. Юрьев В. Вселенная экстрасенсов. — М.,1993. 8. Савин А.Ю. Ноокосмология. – М., 1994; см. также: Ажажа В.Г. Контуры философской парадигмы // Философские науки. – 2001.– № 3. 9. Юнг К.Г. Подход к бессознательному //Архетип и символ. – М., 1991. 10. Бердяев Н.А. Теософия и антропософия в России. – М., 1991. 11. Шапошникова Л.В. // Мир огненный. – 3/96.– №11. 12. Кругляков Э.П. Ученые с большой дороги. – М., 2001. 13. Бердяев Н.А. Смысл творчества. – М., 1989. 14. Рерих Е.И. Агни Йога, кн. 3. // Сердце (приложение к № 4J5). – СПб., 1993. Автор: Лидия Фесенкова Опубликовано 10 сентября, 2017 - 14:06
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |