Во множестве европейских стран, являющихся светскими и демократическими конституционно, закреплено либо особая роль православия/католичества/протестантизма, либо особо выделяется в тексте Основного закона наименование религии, исторически свойственной данному государству. В связи с этим, хотелось бы привести пример европейского консттуционного регулирования данного вопроса.
Конституция Болгарии
Статья 13. пункт 3
«Традиционной религией в Республике Болгарии является восточно-православное вероисповедание»
Конституция Македонии
Статья 19.
«…Македонская православная церковь, другие религиозные объединения и религиозные группы отделены от государства и равны перед законом.
Македонская православная церковь, другие религиозные объединения и группы пользуются свободой учреждения церковных школ и других социальных и благотворительных учреждений в соответствии с предусмотренной законом процедурой».
Конституция Польши
Преамбула
«....мы, Пoльский Народ – всe грaждaнe Peспублики,
кaк вeрующиe в Бoгa, …. блaгoдaрныe нaшим прeдкaм зa их труд, за бoрьбу зa нeзaвисимoсть, стоившую oгрoмных жeртв, зa культуру, укoрeнившуюся в христиaнскoм нaслeдии Народа и oбщeчeлoвeчeских цeннoстях, ….».
Cтaтья 25
«...Oтнoшeния мeжду Peспубликoй Пoльшa и Kaтoличeским костелом oпрeдeляются мeждунaрoдным дoгoвoрoм, зaключeнным с Апостольским Прeстoлoм, и зaкoнaми.
Oтнoшeния мeжду Peспубликoй Пoльшa и иными цeрквами, a тaкжe вероисповедными союзами oпрeдeляются зaкoнaми, принятыми нa oснoвaнии дoгoвoрoв, зaключeнных Coвeтoм Mинистрoв с их сooтвeствующими прeдстaвитeлями».
Конституция Греции
Преамбула
Во имя Святой, Единосущной.
и Нераздельной Троицы.
Статья 3.
1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.
Статья 13.
Всякая известная религия свободна, и отправление ее культовых обрядов осуществляется беспрепятственно под охраной закона. Отправление культовых обрядов, оскорбляющих общественный порядок или нравственные нормы, не допускается. Прозелитизм запрещается.
Конституция Норвегии
§ 2.
Часть 2. «Евангелическо-лютеранская религия является официальной государственной религией. Исповедующие ее жители обязаны воспитывать в ней своих детей».
Конституция Испании
Статья 16.
Часть 3. «Никакое верование не может иметь характера государственной религии. Публичные власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с католической церковью и другими конфессиями».
Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 года.
преамбула
«Во имя Пресвятой Троицы, от которой исходят все власти и к которой как к нашей последней надежде должны быть направлены все действия человека и Государства,
Мы, народ Эйре, смиренно признавая все наши обязанности перед нашим Священным Господином Иисусом Христом, который поддерживал наших отцов в столетиях испытаний, ....»
Статья 6.
1. Все власти – управления, законодательная, исполнительная и судебная – в соответствии с Божьим велением исходят от народа, который вправе назначать правителей государства и решать все вопросы государственной политики в соответствии с требованиями всеобщего блага.
Конституция Мальты
Статья 2.
Государственная религия.
(1) Религией Мальты является римская католическая апостольская религия.
(2) Органы Римской Католической Апостольской Церкви обязаны и имеют право учить, какие принципы справедливы и какие ошибочны.
(3) Религиозное учение римской католической апостольской веры должно преподаваться во всех государственных школах как часть обязательного образования.
Конституция Исландии
статья 62
Евангелическо-лютеранская церковь является государственной церковью и как таковая пользуется поддержкой и покровительством государства.
Конституция Монако
Статья 9
Римско-католическая, апостольская религия является государственной религией.
Конституция Лихтенштейна
Статья 37.
Римско-католическая церковь является государственной церковью и будет пользоваться в качестве таковой полной поддержкой государства.
Конституция Дании
часть 1 пункт 4. Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства.
Конституция Финляндии
§ 76
«Законом "О церкви" устанавливаются устройство евангелическо-лютеранской церкви и ее управленческая система».
Англиканскую церковь в Англии и Пресвитерианскую церковь в Шотландиивозглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику.
Статья 2 Конституции Аргентины закрепляет, что Федеральное правительство поддерживает Римскую апостольскую Католическую Церковь.
Статья 3 Конституции Боливии устанавливает, что государство признает и поддерживает римскую апостольскую католическую религию. Гарантируется возможность публичного отправления любого другого культа. Отношения с Католической Церковью регулируются посредством соглашений, заключенных между боливийским государством и святым престолом.
В Италии, где Церковь официально отделена от государства, последнее регулирует свои отношения с католической религией при помощи специальных соглашений и законов, в частности "Нового Конкордата" 1984 года. Однако и здесь в самой Конституции основная религия страны названа и определена: "Государство и Католическая Церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому сфере" (статья 7). Следовательно, Конституция делит все религии на два разряда: "католическая" (ст. 7), с которой государство заключает Конкордат, и некатолические религии .
Таким образом, закрепления особой роли той или иной религии распространена во многих Европейских конституциях и вполне согласуется с такими характеристиками государства как «правовое, светское, демократическое». Подобная практика позволяет государству опереться на традиционные религиозные организации в сферах культурного воспитания населения, развития национально-культурных традиций, повышения нравственной и, как следствие, правовой культуры, духовно-нравственного и патриотического образования.
Семен Дробот, юрист, публицист (г. Новосибирск)
Источник