Вы здесьОккультные убеждения студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология»Севостьянов О. В., Руженков В. А., Боева А. В. Оккультные убеждения студентов, обучающихся по специальности «клиническая психология» Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Кафедра психиатрии, наркологии и клинической психологии Литературные данные (Москвитина У. С., Руженков В. А., 2010) свидетельствуют, что среди населения широко распространены архаичные взгляды как на сущность психических расстройств, так и на механизм их возникновения. Почти треть (30 %) населения полагают, что психические болезни во многом еще не разгаданные наукой явления, а 16,5 % считают, что за психически больных принимают людей, которые на самом деле контактируют с инопланетянами, 31,6 % населения допускает мысль, что психические заболевания являются результатом ворожбы, порчи, или сглаза. Наряду с населением (В. А. Руженков, У. С. Москвитина, 2010), архаичные взгляды на психические расстройства и их связь с паранормальными явлениями высказывают и более 20 % студентов старших курсов медицинского факультета, полагающие, что психические болезни во многом не разгаданные наукой явления, и 22% – что иногда за психически больных принимают людей, которые «на самом деле контактируют с инопланетянами». Кроме того, 22 % студентов высказали предположение, что «психические болезни являются результатом ”ворожбы, порчи”», а помощь при психических расстройствах могут оказать экстрасенсы (22 %) и астрологи (11 %). Сходные данные получила и Л. Я. Серебрийская (2005). По данным психиатров Украины (А. Бачериков с соавт., 1999), из группы обследованных психически больных только 15,6 % до обращения к психиатрам не обращались к представителям оккультной медицины, в связи с отрицательным отношением к этому виду помощи и к религии. За годы независимости МОЗ Украины выдало 7000 лицензий на медицинскую практику всевозможным «экстрасенсам» и «хилерам», не имеющим вообще медицинского образования, а многие дипломированные врачи (С. Глузман, 1998) подменяют традиционную медицинскую практику так называемыми нетрадиционными методами лечения («экстрасенсорное воздействие» и т.п.). Причиной подобной ситуации является слабо развитая психотерапевтическая служба, функции лидеров в которой взяли на себя колдуны и экстрасенсы. Считается, что если врач, как представитель науки и научного мировоззрения, поощряет распространение мифологического мышления, то его поступки следует признать неэтичными (В. Д. Менделевич, 1997). В связи с широким внедрением в последние годы в медицинскую практику методов клинической психологии и введение в штат должностей клинических психологов, целью исследования было изучение распространенности и структуры оккультных убеждений специалистов данного профиля для разработки рекомендаций по оздоровлению медико-психологического микроклимата и повышению уровня научных знаний о психической сфере человека. Материал и методы исследования В течение 2012 года нами проведен анонимный анкетный опрос 277 студентов старших курсов – 227 (81,9 %) женского и 50 (18,1 %) мужского пола, обучающихся по специальности «Клиническая психология» (по этическим соображениям место учебы не указывается). Возраст студентов на период исследования был от 17 до 27 (19,2±1,2) лет. Предъявлялась анкета, включающая 70 вопросов, освещающих четыре группы показателей (вера в существование оккультных явлений, вера в возможности излечения методами оккультизма, испытание на себе оккультных воздействий, мнение о медицинской пользе или вреде оккультизма). В ходе исследования применялись следующие методы исследования: фактологический, интерпретационный и статистическая обработка материала (описательная статистика) при помощи пакета Primer of Biostatistics (Version 4.03 by Stanton A. Glantz. Copyright©1998 McGraw Hill. Перевод на русский язык © 1998 «Практика»). Результаты исследования и обсуждение Вера в существование оккультных явлений. Большинство респондентов – 169 (61 %) верят в существование и возможность колдовского воздействия на человека, остальные 110 (39,7 %) человек отрицают существование колдовства. При этом убеждены, что при помощи колдовства возможно: управлять психикой человека – 114 (41,2 %) студентов, вызвать заболевание – 79 (29,3 %) и «приворот» – 62 (22,4 %), «наложить проклятие» – 54 (19,5 %) и «венец безбрачия» – 29 (10,5 %), а также вызвать импотенцию – 17 (6,1 %) респондентов. Отрицательно на этот вопрос ответили лишь – 98 (35,4 %) респондентов. Кроме этого 82 (29,6 %) человека считают, что при помощи «колдовского зелья» можно «приворожить человека». Верят в возможность «зомбирования» человека – 179 (64,6 %) студентов, а в возможность управления при помощи гипноза – 239 (86,3 %). Несколько большее число студентов – 191 (69 %) верят в существование порчи, сглаза и 197 (71,1 %) – в реальность ясновидения. Убеждены в том, что гадалки могут предсказать судьбу 112 (40,4 %) респондентов, а что при помощи гадания можно узнать свое будущее утвердительно ответили 127 (45,8 %) студентов. В период гадания отдавали деньги цыганкам и другие ценные вещи 31 (11,2 %) опрошенный. Большинство респондентов – 168 (60,6 %) по собственной инициативе «гадали на святки», при этом предсказания сбылись в 113 (67,2 %) случаях отгадавших. В действенность «Черной магии» верят половина студентов – 141 (50,9 %). Наряду с этим подавляющее большинство студентов факультета клинической психологии верят в вещие сны – 140 (50,5 %); приметы – 103 (37,2 %); ясновидение – 86 (31 %); НЛО – 51 (18,4 %); порчу, сглаз – 112 (40,4 %); родовое проклятие – 29 (10,5 %); венец безбрачия – 23 (8,3 %); во многое из перечисленного – 41 (14,8 %) и только – 52 (18,8 %) человека не верят в паранормальные явления. Убеждены в эффективности ношения на шее: крестика – 188 (67,9 %), оберегов – 36 (13 %) и амулетов – 31 (11,2 %) респондентов и только – 64 (23,1 %) студента не верят в действенность оберегов и амулетов. В то же время, несмотря на веру в действенность, амулеты носили 19 (6,9 %) и обереги 37 (13,4 %) человек. В астрологический прогноз верят 99 (35,7 %) и в хиромантию 141 (50,9 %) респондент. В то же время большинство респондентов – 174 (62,8 %) не знают разницы между амулетом и оберегом, а 200 (72,2 %) – вообще не интересовались специальной литературой по оккультизму. Тем не менее большинство – 144 (51,9 %) человека в детстве мечтали стать магом, волшебником или колдуном, а 50 (18,1 %) человек мечтали об этом и после достижения 18-летнего возраста. Более трети – 106 (38,3 %) респондентам нравятся компании, где обсуждают магию, колдовство, экстрасенсов, НЛО. Что касается веры в возможности эффективного лечения человека от заболеваний при помощи оккультных методов, то результаты следующие. Убеждены, что при помощи молитвы можно вылечить человека от заболевания 185 (66,8 %) человек, при помощи волшебства – 76 (27,4 %), заговоров – 89 (32,1 %) и колдовского «зелья» – 29 (10,5 %) респондентов. Гомеопатии доверяют – 102 (36,8 %) человека. Обнадеживает факт, что, несмотря на формальную веру большинства обучающихся по специальности «Клиническая психология» в оккультные явления, тем не менее фактически только треть убеждены в их лечебных свойствах и силе. Значительное число респондентов испытывали на себе силу оккультного воздействия. Так, по мнению 76 (27,4 %) человек, кто-то пытался навести на них порчу или сглаз, а 29 (10,5 %) испытывали на себе воздействие колдовства. С различного рода личными проблемами обращались к «бабкам», «колдунам», «ясновидящим» 82 (29,6 %) респондента, а 46 (16,6 %) – ходили к гадалкам, чтобы узнать свое будущее и 19 (6,9 %) гадали с этой целью у цыганок, а большинство – 178 (64,3 %) интересовались своим астрологическим прогнозом. Значительную часть респондентов – 122 (44 %) человека в детстве родители лечили у «бабок» в связи с испугом и другими проблемами. Почти половина обследованных – 136 (49,1 %) человек, самостоятельно обращались за помощью к целителям, при этом было улучшение в 39 (28,7 %), без изменений в 93 (68,4 %) и ухудшение в 4 (2,9 %) случаях. Обращались за помощью к гомеопатам 195 (70,4 %) респондентов, при этом эффективную помощь получили 18 (9,2 %), незначительную – 39 (14,1 %) и 138 (70,8 %) эффекта не почувствовали. Большинство опрошенных – 233 (84,1 %) человека в тяжелых и кризисных жизненных ситуациях рассчитывают на помощь «высших сил»: при тяжелых болезнях родных – 139 (50,2 %), в кризисной ситуации – 80 (28,9 %) и при собственной тяжелой болезни – 89 (32,1 %), при неразрешимых конфликтах – 45 (16,2 %) и «другое» – 21 (7,6 %) человек. Только 44 (15,9 %) респондента рассчитывают на свои собственные силы. Данное обстоятельство с высокой степенью вероятности обусловлено защитным психологическим механизмом – «регрессией», выбором пассивной жизненной позиции и надеждой на помощь извне (в данном случае на «высшие силы»). Наряду с этим 32 (11,6 %) респондента полагают, что у них имеются «экстрасенсорные способности», а 28 (10,1 %) использовали «магию» и «колдовство» в личных целях. Несмотря на то, что значительная часть респондентов верят в реальность силы воздействия оккультных практик, только 81 (29,2 %) человек из них знает людей, которым эффективно помогли целители и экстрасенсы, а остальные 196 (70,8 %) утверждают, что целители не оказали должной помощи. Большинство – 195 (70,4%) студентов считают, что при обращении к адептам оккультизма может быть нанесен вред психическому и 74 (26,7 %) – телесному здоровью. Значительная часть респондентов – 59 (21,3 %) полагают, что целители и экстрасенсы не окажут никакого влияния на здоровье и лишь 6 (2,2 %) человек убеждены, что от этого может быть только польза. В случае возникновения проблем со здоровьем у родных и близких треть респондентов – 91 (32,9 %) человек рекомендовали бы обратиться за помощью к народным целителям, а 33 (11,9 %) – к колдуну или экстрасенсу. Наряду с этим, большинство – 202 (72,9 %) опрошенных считают, что обращение за помощью к гадалкам, экстрасенсам и ясновидящим может нанести вред здоровью, а остальные 75 (27,1 %) полагают, что от обращения будет только польза. Аналогичная точка зрения и относительно магов и колдунов: соответственно 181 (65,3 %) и 96 (34,7 %) человек. Что касается будущей практической деятельности в качестве клинического психолога, то лишь 9 (3,2 %) опрошенных готовы рекомендовать как своим пациентам, так и родным лечение «колдовским зельем», а 28 (10,1 %) – лечение у целителей и экстрасенсов. Еще большее число опрошенных доверяют гомеопатии; 77 (27,8 %) человек будут рекомендовать ее в качестве лечебного подхода для родных и близких, в случае возникновения проблем со здоровьем. Значительное число респондентов – 24 (8,7 %) человека полагают, что имеется необходимость разрешения на государственном уровне официальной медицинской практики «ясновидящим», а также создавать государственные специализированные учреждения, в которых практиковали бы: экстрасенсы – 32 (11,6 %), ясновидящие – 20 (7,2 %), народные целители – 20 (7,2 %), колдуны – 3 (1,1 %), шаманы – 4 (1,4 %), гадалки – 3 (1,1 %), астрологи – 22 (7,9 %) человек. Против такой практики большинство – 209 (75,5 %) респондентов. Таким образом, в результате исследования выявлено противоречивое отношение студентов факультета «Клиническая психология» к оккультизму. С одной стороны – более чем 60 % из них имеют архаичные убеждения в возможность колдовства, «зомбирование» и «наведение порчи», треть испытывали на себе силу оккультного воздействия («наведение порчи», «сглаз»), почти половину – 44 % в детстве родители лечили у «бабок» в связи с испугом и другими проблемами, а 49 % обращались к целителям за помощью по собственной инициативе. Данное обстоятельство, с высокой долей вероятности, объясняет приверженность оккультизму респондентов и послужило причиной выбора профессии. Большинство опрошенных – 84 % в тяжелых и кризисных жизненных ситуациях рассчитывают на помощь «высших сил» – что, по нашему мнению, связано с психологическим защитным механизмом – «регрессией». В то же время большинство респондентов – 70 %, считают, что при обращении за помощью к адептам оккультизма может быть нанесен вред психическому здоровью, тем не менее почти 45 % рекомендовали бы обратиться к ним за помощью своим родным в случае проблем со здоровьем. Несколько иное отношение респондентов к оккультизму в случае практической деятельности в качестве клинического психолога – только 14 % будут рекомендовать своим пациентам обращение за помощью к адептам оккультизма. Выявленное противоречие в оккультных убеждениях респондентов на житейском и научном уровнях требует более тщательного анализа и коррекции учебных программ, направленных на интериоризацию научных убеждений. Список литературы 1. Бачериков А., Петрюк П., Бредня Т. Некоторые вопросы обращаемости психически больных к представителям оккультной медицины // Вісник Асоціації психіатрів України. – 1999. – № 3. – С. 145–151. 2. Глузман С. Переписка АПУ с госпожой Ани Добантон (Посольство Франции в Украине) // Вісник Асоціації психіатрів України. – 1998. – № 4. – С. 155–157. Менделевич В. Д. Психиатрическая пропедевтика: Практическое руководство для врачей и студентов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Техлит: Медицина, 1997. – 496 с. 3. Москвитина У. С., Руженков В. А. Представление о психических расстройствах и отношение к психиатрии населения средней полосы России (на материале Белгородской области) // Вестник новых медицинских технологий. – 2010. – №1. – С. 74-75. 4. Руженков В. А., Москвитина У. С. Рейтинг врача-психиатра, представления о психических расстройствах и отношение к психиатрии студентов медицинского факультета // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2010. – №3. – С. 35-37. 5. Руженков В. А., Москвитина У. С. Рейтинг врача-психиатра и представления о психических расстройствах студентов медицинского факультета и населения (на материале средней полосы России – Белгородская область) // Российский психиатрический журнал. – 2010. – №4. – С. 34-38. 6. Серебрийская Л. Я. Социальные представления о психически больных и психиатрии в контексте проблемы стигматизации // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. – 2005. – Т. 105, № 3. – С. 47-54. Рецензенты: Ретюнский Константин Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России, г. Екатеринбург. Тарабаева Виктория Борисовна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом ФГАОУВПО Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород. Опубликовано 16 ноября, 2017 - 15:17
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |