«Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» (Ин. 20, 21). «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Еф. 2, 19–20).
Исходя из этих слов Писания, мы постараемся показать цепь апостольского преемства нашей Церкви в соответствии со словами Тертуллиана: «если Господь Иисус Христос послал апостолов проповедовать, нельзя признавать других проповедников, кроме назначенных Христом, ибо Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын открыл (Мф. 11, 27); а Сын, как представляется, не открыл никому, кроме апостолов, и послал их на проповедь того именно, что Он им открыл. А то, что они проповедовали (именно то, что открыл им Христос), нужно (возражу и здесь) доказывать не иначе, как через те же церкви, которые сами апостолы основали, когда проповедовали, как говорится, и живым словом и впоследствии через послания. Если это так, тогда ясно, что всякое учение, единодушное с этими апостольскими церквями, прародительницами и основательницами веры, нужно считать истинным; в нем, без сомнения, содержится то, что церкви получили от апостолов, апостолы — от Христа, а Христос — от Бога. Все же прочие учения нужно считать ложью, ибо они противны истине церковной, апостольской, Христовой и Божьей… Мы имеем общение с церквями апостольскими, ибо у нас нет различия в учении: таково свидетельство истины» (Теруллиан. «О прескрипции против еретиков». 21). Подобно этому говорил и св. Ириней Лионский, ученик духовного сына ап. Иоанна — сщмч. Поликарпа Смирнского: «Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви узнать предание апостолов, открытое во всем мире; и мы можем перечислить епископов, поставленных апостолами в церквах, и преемников их до нас, которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят» (Ириней Лионский. «Обличение и опровержение лжеименного знания». Кн. 3, Гл. 3, 1).
И вот так, «в таком порядке и в таком преемстве церковное предание от апостолов и проповедь истины дошли до нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде» (Там же. Кн. 3, Гл 3, 3):
Бог Отец
Господь Иисус Христос (1–34 гг.)
св. ап. Андрей 37 г. — основал Церковь в г. Византии.
св. ап. Стахий 38–54 гг. — (Рим. 16, 9).
Онисим 54–68 гг.
Поликарп 68–70 гг.
Плутарх 70–84(–86) гг.
Седекий 86–95 гг.
Диоген (Диомен) 95–110 гг.
Епевферий 110–123(–127) гг.
Филикс 127–137 гг.
Афинодор (Афиноген) 137–141 гг.
Евзой 141–157 гг.
Олимпий (Алипий) 157–171 гг.
Пертинакс 171–192 гг.
Олимпиан 192–203 гг.
Марк I 203–216 гг.
Кириллиан (Кириак) 216–232 гг.
Кастин (Кистин) 232–240 гг.
Тит (Трат, Торат) 240–276 гг.
Дометий (Дометиан) 276–301 гг.
Пров 301–313 гг.
Патриархи Константинополя:
св. Митрофан 315–325 гг. I Вселенский Собор.
св. Александр 325–340 гг.
св. Павел 340–350 гг.
Македоний I 341–360 гг. — осужден как духоборец.
Евдоксий 360–370 гг. — арианин.
Евагрий 370 г. — изгнан.
Демофил 370–380 гг. — арианин.
св. Григорий Богослов 381 г. — возобновил Православие и цепь законных иерархов.
Нектарий 381–397 гг. II Вселенский Собор.
св. Иоанн I Златоуст 398–404 гг.
Арсакий 404–405 гг.
Аттик 406–425 гг.
Сисиний I 426–427 гг.
Несторий 428–431 гг. — осужден на III Вселенском Соборе.
св. Максимиан 431–434 гг.
св. Прокл 434–447 гг.
св. Флавиан 447–449 гг. — убит на Разбойничьем соборе.
св. Анатолий 449–458 гг. IV Вселенский Собор.
св. Геннадий 358–471 гг.
Акакий 471–489 гг.
Франт 489–490 гг.
Евфимий 490–496 гг.
Македоний II 496–511 гг.
Тимофей I 511–518 гг.
Иоанн II Каппадокианин 518–520 гг.
Епифаний 520–535 гг.
Анфим I 535–536 гг.
св. Мина 536–552 гг.
св. Евтихий 552–565, 577-582 гг. V Вселенский Собор.
Иоанн III Схоластик 565–577 гг.
св. Иоанн IV Постник 582–595 гг.
Кириак 595–606 гг.
св. Фома I 607–610 гг.
Сергий I 610–638 гг. — монофелит.
Пирр 639–641, 654–655 гг. — монофелит.
Павел II 641–654 гг. — монофелит.
Петр 655–666 гг.
Фома II 667–669 гг.
св. Иоанн V 669–674 гг.
Константин I 674–676 гг.
св. Феодор I 676–678, 683–686 гг.
св. Георгий I 678–683 гг. VI Вселенский Собор.
Павел III 686–693 гг.
св. Каллиник 693–705 гг.
Кирр 705–712 гг.
Иоанн VI 712–715 гг.
св. Герман I 715–730 гг.
Анастасий 730–753 гг. — иконоборец.
Константин II 754–766 гг. — иконоборец.
Никита I 767–780 гг. — иконоборец.
св. Павел IV 780–784 гг.
св. Тарасий 784–806 гг. VII Вселенский Собор.
св. Никифор I 806–815 гг. — (+ 828)
Феодот I Касситер 815–821 гг. — иконоборец.
Антоний I 821–832 гг.
Иоанн VII 832–842 гг.
св. Мефодий 842–846 гг. Торжество Православия.
св. Игнатий 846–857, 867–877 гг.
св. Фотий 857–867, 877–886 гг. I Крещение Руси.
Начало отпадения Рима:
св. Стефан I 886–893 гг.
св. Антоний II Кавлей 893–895 гг.
Николай I 895–906, 911–925 гг.
Евфимий 906–911гг.
Стефан II 925–928 гг.
св. Трифон 928–931 гг.
Феофилакт 933–956 гг.
Полиевкт 956–970 гг. Крещение св. княгини Ольги.
Василий I Скамандрин 970–974 гг.
Антоний III Студит 974–979 гг.
Николай II Хрисоверг 983–996 гг.
Крещение Руси (988 г.).
Основание Русской Церкви, которая до 1448 года входила в состав Константинопольского Патриархата.
Первоиерархи Русской Церкви.
Митрополиты Киевские:
св. Михаил I 988–991 гг. Крещение Руси.
Леонтий I 992–1007 гг.
Иоанн I 1008–1035 гг.
Феопемт 1035–1049 гг.
Кирилл I 1050 г.
св. Иларион 1051–1054 гг.
Ефрем I 1055 г.
Георгий II 1067–1077 гг.
Иоанн II 1077–1089 гг.
Иоанн III 1089–1091 гг.
св. Ефрем II 1092–1097 гг.
Николай 1097–1102 гг.
Никифор I 1103–1121гг.
Никита 1122–1126 гг.
Михаил II 1129–1145 гг.
Климент Смолятич 1147–1154 гг.
св. Константин I 1155–1158 гг.
Феодор1161–1163 гг.
Иоанн IV 1164–1166 гг.
Константин II 1167–1177 гг.
Никифор II 1182–1198 гг.
Гавриил.
Дионисий упомянут в 1205 г.
Матфей упомянут в 1209–1220 гг.
Кирилл II 1224–1233 гг.
Иосиф I прибыл в 1237 г. Нашествие Батыя.
Кирилл III 1243–1281 гг.
Максим 1283–1305 гг. Кафедра перешла во Владимир.
св. Петр 1308–1326 гг. Митрополиты живут в Москве.
св. Феогност 1328–1353 гг.
св. Алексий 1355–1378 гг. Прп. Сергий.
св. Киприан 1381–1383,1390–1406 гг. Куликовская битва.
св. Дионисий 1383–1385 гг.
св. Фотий 1408–1431 гг.
Исидор 1437–1441 гг. — подписал унию и изгнан.
1448 г. — Автокефалия Русской Церкви:
св. Иона I 1448–1461 гг.
Феодосий 1461–1464 гг.
Филипп 1464–1473 гг.
Геронтий 1473–1489 гг. Свержение татарского ига.
Зосима 1490–1494 гг. Извергнут из сана за ересь жидовствующих.
Симон 1495–1511 гг.
Варлаам 1511–1521 гг.
Даниил 1522–1539 гг.
Иоасаф 1539–1542 гг.
св. Макарий 1542–1563 гг.
Афанасий 1564–1566 гг.
св. Филипп 1566–1568 гг. — убит во времена Иоанна IV Грозного.
Кирилл 1568–1572 гг.
Антоний 1572–1581 гг.
Дионисий 1581–1586 гг.
св. Иов 1586–1589 гг. Установление Патриаршества.
Патриархи Всероссийские:
св. Иов 1589–1605 гг. — низложен Лжедмитрием I.
Игнатий 1605–1606 гг.
сщмч. Гермоген 1606–1612 гг. Смутное время.
Местоблюстители:
митр. Пафнутий Крутицкий 1612–1613 гг.
митр. Ефрем Казанский 1613г.
Митр. Филарет (Романов) 1614–1619 гг. — в плену 1619–1633 гг. Патриарх и соправитель царя.
Иоасаф I 1634–1640 гг.
Иосиф 1642–1652 гг.
Никон 1632–1666 гг. Начало старообрядческого раскола.
Иоасаф II 1667–1672 гг. Большой Московский Собор.
Питирим 1672–1673 гг.
Иоаким 1674–1690 гг. Осуждение хлебопоклонной ереси.
Адриан 1690–1700 гг.
митр. Стефан (Яворский) 1701–1721 гг. местоблюститель Патриаршего престола.
С 1721 г. до 1917 Русская Православная Церковь управлялась постоянным собором архиереев (Синодом).
Московская епархия управлялась с 1721 г. по 1742г. св. Синодом.
Архиепископы:
Иосиф (Волганский) 1742–1743 гг.
Платон (Малиновский) 1745–1754 гг.
Тимофей (Щербацкий) 1757–1767 гг.
Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 гг.
еп. Самуил Коломенский 1771–1776 гг.
Платон (Левшин) 1775–1812 гг. — с 1787 г. — митрополит.
Отечественная война.
Августин (Виноградский) 1818–1819 гг.
Митрополиты:
Серафим (Глаголевский) 1819–1821 гг.
св. Филарет (Дроздов) 1821–1867 гг. — русский перевод Библии.
св. Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879 гг. — апостол Америки.
Макарий (Булгаков) 1879–1882 гг. — великий догматист и историк.
Иоанникий (Руднев) 1882–1891 гг.
Леонтий (Лебединский) 1891–1893 гг.
Сергий (Ляпидевский) 1893–1898 гг.
сщмч. Владимир (Богоявленский) 1898–1912 гг. — принял мучения за Христа от большевиков в Киеве.
св. Макарий (Невский) 1912–1917 гг. — апостол Алтая.
Святой Поместный Собор 1917–1918 гг. восстановил в Русской Православной Церкви Патриаршество.
св. патр. Тихон (Белавин) 21.11.1917–04.05.1922 гг. — арестован большевиками, в это время был Патриарший Местоблюститель.
митр. Агафангел 5.06.1922 – лето 1922 г. Местоблюститель.
св. патр. Тихон 14.06.1923–07.04.1925 гг. — После смерти патриарха полнотой его власти фактически обладал.
св. митр. Петр (Полянский) Крутицкий 12.04.1925–10.10.1937 гг. — Реально он управлял Церковью 12.04.1925–10.12.1925 гг., после чего был арестован и пробыл в тюрьме вплоть до своей мученической кончины. Вместо него церковь возглавляли заместители Патриаршего Местоблюстителя.
митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 10.12.1925–8.12.1926 гг.
митр. Иосиф (Петровых) Ростовский (Ленинградский) 8.12.1926–29.12.1926 гг.
архиеп. Серафим (Самойлович) Угличский 29.12.1926–12.04.1927 гг.
митр. Сергий (Страгородский) Нижегородский 12.04.1927–27.12.1936 гг.
В это время появились Карловацкий и Катакомбный расколы.
митр. Сергий (Страгородский) 4(27). 12.1936 г. назначен Синодом Местоблюстителем. Архиерейским Собором 30.08.1943 г. избран Патриархом.
Патриарх Сергий (Страгородский) 30.08.1943–2(15).05.1944г.
Патриарх Алексий I (Симанский) 31.1.1945–1970 гг.
Патриарх Пимен (Извеков) 1970–1990 гг.
Патриарх Алексий II (Ридигер) 11.6.1990 - 5.12.2008 г. 15-й патриарх Русской Церкви, 178-й архиерей от святых апостолов. При нем Русская Церковь, сохраняя единство со всеми другими Поместными Церквами, неповрежденно хранит апостольскую веру и готовит своих чад к встрече со Своим Небесным Главой, Христом.
Патриарх Кирилл (Гундяев) 27. 01. 2009 г.
Если рассматривать православность нашей Церкви с точки зрения верности ее Божественному Откровению, то можно засвидетельствовать, что источником нашего вероучения являются Священное Писание Ветхого и Нового Заветов (в том составе канона, как он был принят Вселенскими Соборами) и Священное Предание. Мы принимаем все постановления семи Вселенских Соборов, каноны святых апостолов, десяти поместных Соборов и 13 святых Отцов. Также мы принимаем постановления Константинопольских Соборов 543, 843, 879-881, 1076, 1156, 1157, 1341, 1351, 1484 годов, Иерусалимского Собора 1640 года, Большого Московского Собора 1666–1667 гг. (кроме анафемы на старые обряды) и Послание Восточных Патриархов (1848 г.). В понимании Откровения мы руководствуемся учением святых Отцов в том, в чем они не противоречат тому, чему учили все, всегда и всюду. Если у раскольников есть какие-то вопросы относительно нашего вероучения, то пусть они обращаются к этим источникам чистой воды Христова учения и пытаются найти в них нечто, могущее повлечь за собой потерю нами спасительной благодати.
Если касаться вопроса об апостольском преемстве в Московской Патриархии, в котором сомневаются некоторые схизматики и еретики, то надо сказать, что большинство наших архиереев в своем рукоположении так или иначе восходят к патриарху Алексию I (Симанскому), хиротонисанному в 1913 году патриархом Антиохийским Григорием IV, и все без исключения они имеют апостольское преемство от епископов Синодального постановления.
Итак, у нас нет реальной возможности усомниться в том, что истинной Церковью Христовой является лишь Вселенская Православная Церковь, частью которой является наша Русская Православная Церковь. Все остальные церкви, не имеющие евхаристического общения со Вселенской Православной Церковью, — еретические или раскольнические сообщества. О членах этих церквей можно со слезами сказать словами св. Киприана Карфагенского: «Всяк, отделяющийся от Церкви, присоединяется к жене-прелюбодейце и делается чуждым обетовании Церкви; оставляющий Церковь Христову лишает себя наград, предопределенных Христом: он для нее чужд, непотребен, враг ее. Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь. Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева. Господь так говорит в научение наше: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). Нарушитель мира и согласия Христова действует против Христа. Собирающий в другом месте, а не в Церкви, расточает Церковь Христову» (Киприан Карфагенский. «Книга о единстве Церкви»).