Дидахи (Учение двенадцати апостолов) (70-130 гг от Р.Х.):
"1. Чадо мое! Возвещающего тебе Слово Божие помни день и ночь,почитай же его, как Господа, ибо где возвещается господство, там Господь есть.
2. Даже ищи каждый день иметь личное общение со святыми, чтобы ты почивал на словах учения их"
Некоторые надписи на раннехристианских гробницах в катакомбах 2-3 го века:
"Молись о твоих родителях, Матроната Матрона"
"Аттикус, покойся в мире, ты в безопасности, и молись усердно о наших грехах"(найдено рядом с могилой мученицы Сабины)
"Павел и Петр, молитесь о Викторе"(найдено в катакомбах св. Себастьяна)
"Асхандий, мой отец, которого обожаю вместе с нежною матерью и со всеми моими родственниками, в мире Ίχθύς'β вспомни о твоем Пектории (Отэн, Южная Франция, на римском кладбище 3 века г. Августодунума).
"Госпожа Василисса [= святая Василисса], мы, Кресцентий и Мицина, вверяем тебе свою дочь Крескен[тину], которая прожила 10 месяцев и ... дней."
"Анатолий сделал это для своего достойного сына, который прожил 7 лет, 7 месяцев и 20 дней. Да упокоится твой дух в Боге. Молись о своей сестре."
Священномученик Ипполит Римский (+236)
"Прииди же, блаженный Исаия, восстань и скажи ясно, что ты предрек о городе - великом Вавилоне? (...) Да и тебя (самого) беззаконники по ненависти распилили равно как и Христа распяли.Впрочем, ты умер в мире, но продолжаешь еще жить во Христе.
31. Итак, кого же из вас я возлюблю более всего, как не тебя? Но ведь и Иеремия побивается камнями. Итак, Иеремию больше? Но и Даниил дает свидетельство. Следовательно тебя, Даниил, я должен восхвалить предпочтительнопред всеми? Но ведь и Иоанн не лжет. Какими же, следовательно, устами и языкомя буду прославлять вас, больше же всего то Слово, Которое говорило в вас? Правда, вы умерли вместе со Христом, но будете жить в Боге. Услышьте же и возрадуйтесь. (...) Все вы были учениками доброго Учителя. Вот почему я по достоинству и обращаюсь к вам, как к живым(свидетелям). Тем более, что вы имеете уже венец жизни и нетления,определенный вам на небесах.
32. Скажи же мне, блаженный Даниил, доставь мне уверенность - взываю к тебе! (...) Возрадуйся, блаженный Даниил, - ты не впал в заблуждение:исполнилось и это все" (О Христе и антихристе)
Ориген (+254):
"Молитвы (δέησις), ходатайства (ἔντευξις) и благодарения (εὐχαριστία) можно с несомненность обращать и к святым; два рода их, а именно ходатайства и благодарения не только к святым, но к людям и обыкновенным; молитву (δέησις) же только ко святым"
Святитель Григорий Чудотворец Неокесарийский (+ок. 269 г.)
" Радуйся, благодатная, источник Света, просвещающаго всех верующих в Него. Радуйся, благодатная, восток мысленнаго солнца и нескверный цвет жизни. Радуйся, благодатная, луг благоухания. Радуйся, благодатная, лоза всегда цветущая, веселящая души прославляющих тебя. Радуйся, благодатная, нива невозделанная и принесшая прекрасные плоды, сообразно с естеством, потому что сообразно с нами и потому что сообразно с временем чревоношения, но и против естества, или лучше выше естества, потому что свыше вселился Бог Слово и в святом Твоем чреве возсоздал Адама; и хотя способность к рождению Святой Деве подал Святой Дух, однако, истинное тело взято из Ея тела" (Беседа на Благовещение Пресвятой Богородицы).
Святитель Василий Великий (+379):
"Приемлю и святых Апостолов, пророков и мучеников, и призываю их в своей молитве к Богу, да будет по их предстательству милостив ко мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление согрешений моих" (Послание к Юлиану Отступнику).
Святитель Григорий Богослов (+389):
"О любезная и священная глава! Ты, который сверх прочих своих совершенств, особенно уважал меру в слове и в молчании, положи здесь конец и моему слову; хотя оно скудно перед истиной дел Твоих, однако же не имеет недостатка в сравнении с моими силами. А сам милостиво призри свыше на нас, на этот народ, и его управь так, чтобы он был совершенным поклонником совершенной Троицы, умосозерцаемой и почитаемой во Отце и Сыне и Святом Духе, а нас, если времена будут мирны, сохрани, сопастырствуя с нами; а если настанут брани, — изведи отсюда или возьми и поставь с собой и с подобными тебе (хотя и слишком велико просимое мною) в самом Христе Господе нашем, Которому всякая слава, честь, держава вовеки, аминь."(Похвальное слово св. Афанасию Великому).
Он же:
"Девица, отвергнув все другие способы, прибегает к Богу, и защитником от ненавистной страсти избирает Жениха своего, Который и Сусанну избавил от жестоких старейшин, и Феклу спас от немилосердого искателя ее любви и еще более немилосердого отца. Кто же этот жених? - Христос (...) и моля Деву Марию помочь бедствующей деве, присоединяет она и другое средство - пост и сон на голой земле, чтобы увяла красота, привлекшая на нее козни, а через это отнята была пища у пламени, истощилось служащее к возжжению страстей, и вместе, чтобы Бог умилосердился над ее смирением" (Слово 24 в похвалу священномученику Киприану).
Святитель Иоанн Златоуст (+407)
"Молитвы святых имеют очень великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (во грехах), и исправляемся. (...) Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых в молитвах, но для того, чтобы мы не ленились, и, предавшись беспечности и сну, не возлагали только на других того, что должны делать сами" (Толкование Евангелия от Матфея)
Святитель Кирилл Иерусалимский (+386):
"поминаем и прежде почивших , во-первых Патриархов , Пророков , Апостолов , Мучеников , чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше. Потом и о преставльшихся СвятыхОтцах, и Епископах, и вообще о всех из нас прежде почивших,веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, как Святая предлежит и страшная жертва."(Тайноводственное поучение пятое).