Вы здесь

Юрий Табак. «Тайное знание» - неплохой капитал

В последнее время возродился интерес к каббале. Мнения относительно некоторых современных трактовок этого древнего еврейского учения расходятся. Так, в "НГ-религиях" (№ 10 от 2 июня 2004 г.) было опубликовано интервью с Михаэлем Лайтманом, автором многочисленных книг по каббале, и довольно критический отзыв о новых "каббаллистах" известного раввина Штейнзальца. Мы сочли необходимым взглянуть на новые веяния под несколько иным углом зрения.

Успех современного проповедника зависит не только от харизматичности и ораторских способностей, но и от умения "поставить на нужную лошадь". Средневековая мистика уже не вызывает священного трепета у образованной публики. Приходится совмещать традиции с последними веяниями науки, подавая слова "дух" и "Творец" в одной упаковке с "психологией", "кибернетикой" и "биологией".

Это, похоже, хорошо понимает выпускник Ленинградского политехнического института Михаэль Лайтман, уехавший в Израиль в 1974 г. Он решил научить израильтян, а потом и весь мир, "науке" каббале. Напомним, что настоящая каббала - это доступная лишь избранным часть иудейского религиозного наследия, которая связана с мистикой и магией. В среде ортодоксального еврейства у нее всегда находились противники, и даже сами каббалисты считали, что это тайное знание может быть опасно для душевного здоровья. К изучению каббалы может приступить только глубокий знаток иудейской традиции, достигший сорокалетнего возраста.

Каким образом бывший советский гражданин Михаил Лайтман, обратившийся к религии в возрасте тридцати лет, всего два года спустя занялся каббалой, а вскоре даже начал ее преподавать, не совсем ясно.

Если почитать интервью Лайтмана и прогуляться по его сайту (http://www.kabbalah.info), то выясняется, что большей известностью в мире, чем сам Лайтман, вряд ли кто-то пользуется из ныне живущих землян. Начав с кружка слушателей в Израиле, он расширил свою аудиторию, и к настоящему времени создал "Международную академию каббалы" со "150 отделениями в 25 странах". Лекции его "по всему миру слушают от сотен до тысяч слушателей". Насчет "всего мира", конечно, сильно сказано. Но, говорят, среди московского бомонда каббала стала популярна, и семинары Лайтмана посещают обладатели тяжелых кошельков.

Иудейским авторитетам оказалось несложно разобраться в творчестве Лайтмана. Ведь легко понять, что Лайтмана вообще мало что связывает с иудаизмом. Последний для него - не более чем "массовые ритуальные действия". И чтобы познать каббалу, не только иудаизм необязательно изучать, но даже книжки о ней можно читать на любом языке, заявляет Лайтман. Изучать иврит, как источник каббалистических знаний, оказывается, не нужно. Хотя все изучение классической каббалы основано именно на познании скрытых тайн древнееврейского языка.

Смысл заявления очевиден: читай книжки Лайтмана по-русски - и познаешь тайны Творца. И не только познаешь Творца, но и сам станешь Творцом - именно такую мысль проводит Лайтман: "Каждый человек должен стать равным Творцу". Тогда он сможет управлять миром, "будучи наделенным его функциями и возможностями". Мысль совершенно дикая для иудаизма, где Творец мыслится недосягаемым и непостижимым.

В результате знаменитый раввин Штейнзальц довольно жестко, но справедливо, оценил деятельность Лайтмана: "Последнее время каббала стала очень популярна… Когда к тебе приходит кто-то и заявляет, что он может продать мудрость за 10 копеек без каких-либо других условий - такому человеку в принципе нельзя доверять, и очевидно, что здесь какой-то подлог. Либо пытаются продать дешевку, либо вместе с рекламируемым товаром хотят всучить что-то совсем не безопасное".

Но вот столичные ученые-академики, в отличие от верующих иудеев, на идеи Лайтмана клюнули. Так, в Московском доме ученых в честь Лайтмана даже был организован "круглый стол", в котором приняли участие известные российские ученые.

Что же так привлекло академиков в исследованиях Лайтмана? Ведь, казалось бы, тексты самого Лайтмана говорят за себя, и особого ума, чтобы понять их ценность, не требуется.

Достаточно, например, ознакомиться с аудиоуроком Лайтмана от 3 мая 2004 г.: "И тогда точно в той мере, в которой я отменил себя, в которой у меня есть помехи и знание, в этой мере определяется "выше знания", - в соответствии с величиной знания, которым я обладаю. Я смогу идти на четверть, на половину, на три четверти или полностью против своего знания, но не больше, чем на величину моего знания. Это ясно? Если у меня есть 20 килограмм помех или помехи высотой 10 метров, и я иду над ними, то я могу идти выше 10 метров или 20 килограмм, но не выше 30 или 40 килограмм, или 100 метров. У меня нет таких помех. Это означает, что мои помехи: знание, мнение, важность самого себя, понимание, и все мое представление о себе определяет, какой будет величина моего "выше знания", потому что именно это знание мне потребуется отменить".

Неужели подобная ахинея может в чем-то убедить облеченных высокими степенями ученых? Или популярности Лайтмана способствует вера в его глобальные претензии на спасение человечества? Ведь он еще и будущее предсказывает: "К 2020 году нынешние государственные границы начнут размываться, и со временем понятие государства в его нынешнем значении исчезнет. США изменятся под влиянием южноамериканской экспансии и центр мира переместится в район Юго-Восточной Азии, а Израиль потеряет политическую и военную мощь, но останется духовной столицей мира".

В целом Лайтман оптимистичен: "Мне будущее человечества представляется очень хорошим". Но при условии, что только каббала (в рамках которой собственной персоне он отводит ведущее место) спасет Израиль от его врагов. А то плохо будет: "Каббала для того и открывается сейчас массам - чтобы дать им важнейшую информацию о нашем настоящем и будущем. Не захотят ее получить - значит, не смогут нас поддержать, и, значит, возможность спасения Израиля будет упущена".

И не только Израиля - "вслед за нами и всех остальных ждут катастрофы, и не когда-нибудь в будущем, а в самое ближайшее время". Только бы позволили Лайтману широко ознакомить человечество со своим учением. Не случайно антисемитизм Лайтман определяет, как "претензии народов к евреям, за их неправильное поведение, укрывательство доброго". "Доброе" - видимо, это каббала, которую евреи скрыли от евреев же и всего человечества и которую Лайтман сейчас милостиво "возвращает".

Возвращает, надо думать, небезвозмездно - купоны стригутся не только с тяги человечества к жгучим божественным тайнам, но и со страха перед политическими реалиями. Ведь что такое "получить информацию"? Очевидно, купить книжки Лайтмана и финансировать образовательные программы главного "каббалиста" на свете. И академики немедленно заговорили о "необходимости формирования новых исследовательских программ, объединяющих в себе естественнонаучное и социогуманитарное направление". И, кто же, интересно, будет финансировать эти программы? Не иначе как без государственных денег "на науку" не обойдется.

Судя по всему, раввин Штейнзальц беспокоится не напрасно - рекламируемый Лайтманом товар неплохо продается.

Опубликовано 1 апреля, 2012 - 18:21
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653