Вы здесьМаксим Соколов. Агностики и атеистыВ русском языке не прижилось заимствованное через английский слово "агностик". Употреблял его применительно к своим религиозным воззрениям разве что Е.Т. Гайдар, да и то поплатился. Наряду со словом "отнюдь" это было интерпретировано в том духе, что они хотят свою образованность показать и потому говорят о непонятном. Между тем слово полезно своим особым смыслом. Агностик – это тот, кто, не располагая научным доказательством бытия Божия (ибо такого доказательства не существует) и не обладая мистическим чувством, говорящим о том, что Бог есть, относится к данной проблеме индифферентно. См. ответ Лапласа Наполеону – "Сир, я не нуждался в этой гипотезе". Каковая индифферентность предполагает также и спокойное отношение к церковно-религиозной практике. "Поскольку особенной пользы я в том не вижу, но и никакого особенного вреда тоже и поскольку эти практики не посягают на мою личную свободу, то какое мне, собственно, дело?" При таком взгляде на религию от агностика трудно ожидать речей о засилье РПЦ, ибо скептик на то и скептик, чтобы поверять сомнением не только речи о бытии Божием, но и речи о засилье. Жалующиеся на засилье всегда затрудняются ответить на простые вопросы. "В госорганах у Вас требуют справку о причастии?". "РПЦ предписывает Вам, какое платье носить?". "Во время поста ни в одном предприятии общепита не найдешь скоромного?". "Вас принуждают присутствовать при церковных службах?" etc. В результате чего выясняется, что личного страдания от прямого засилья нет, а есть скорбь гражданская. От того, что идут разговоры о преподавании в школах основ православной культуры, об учреждении факультетов теологии, от того, что Церковь периодически высказывается по насущным, с ее точки зрения, вопросам общественной жизни, а В.В. Путина по великим праздникам кажут в храме держащим свечку. Даже то, что не менее приближенные к В.В. Путину Г.О. Греф и А.Л. Кудрин не знают, какой рукой креститься, скорбную картину засилья нимало не скрадывает. Агностик такой гражданской скорби лишен, поскольку никто его не принуждает к исповеданию того, во что он не верит. Скорбь присуща носителям иного мироощущения, а именно атеистам. В отличие от агностика, в самом деле не имеющего никакой веры, атеист испытывает вполне религиозные чувства по поводу Разума, Просвещения, Прав Человека, Научного Мировоззрения – того, что было провозглашено иллюминатами в XVIII в. – и соответственно испытывает самые враждебные чувства к традиционным религиям, которые были порождены варварством и отступили только перед Просвещением. Вольтеровское "Раздавите гадину!" тут выступает во всей решительности, поскольку речь идет о чуждой и при этом опасной вере, посягающей на самые основы просветительской идеологии. При таком ощущении очевидной опасности и при таком переживании происходящего, как схватки Разума и варварства, теплохладностью тут и не пахнет. Скорее религиозной истовостью. Но истовому атеисту, который остро переживает противостояние Разума и чернорясцев, естественно видеть засилье чернорясцев во всех случаях, когда Церковь не ограничивается дозволенной ей ролью этнографического заповедника, где в закрытом помещении совершаются суеверные обряды, но свидетельствует о своем понимании мира и человека и претендует на то, чтобы влиять на общественную жизнь. Голос Церкви – это и есть засилье РПЦ. При таком различии между теплохладным агностиком и религиозно истовым атеистом крайне огорчительно, что наш язык плохо различает эти два совершенно разных типа личности. Известия.Ру. 09.08.07 Опубликовано 2 апреля, 2012 - 13:18
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |