Вы здесь

"Что такое искупление греха"

Антон Чивчалов разместил на своем блоге статью, посвященную главной теме Библии – искуплению человечества: chivchalov.blogspot.ru/2012/11/blog-post_29.html. Автор приводит вопросы и дает на них ответы. Мы решили прокомментировать ответы интернет-апологета. В кавычках приводятся мысли из указанной статьи.

  • «Как один человек мог искупить миллиарды других? Хотя Христос искупил всех, формально он сделал это через Адама, искупив как бы его одного. На всех остальных выкуп распространяется автоматически в силу того, что они его потомки (1 Кор. 15:22)».

Прочтем 1 Кор. 15:22: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Позволяет ли это короткое предложение делать такие схоластические выводы? Едва ли. Апостол не объясняет здесь механизм искупления, описанного Антоном Чивчаловым.

  • «Поскольку мы «умираем в Адаме», мы и выкуплены можем быть тоже «в Адаме» – грех и искупление передаются по одному и тому же принципу, от Адама на его потомков».

 Поразительно, но интернет-богослов не замечает очевидного противоречия: ап. Павел говорит, что искупление совершается «во Христе», а Чивчалов – «в Адаме».

  • «Конечно, это не значит, что Бог обязательно воскресит всех людей вплоть до Адама (Мат. 12:31, 32). Выкуп не гарантирует воскресение, но лишь делает его возможным».

Здесь требуется пояснение. Согласно вероучению Свидетелей Иеговы, Бог не воскресит Адама с Евой, а так же всех тех, кто сознательно и упорно согрешил против Духа, например фарисеи. В Мат. 12:31, 32 сказано: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Возникает вопрос: как грех может быть не прощен в веке грядущем, если его совершитель даже не окажется в нем, то есть, не воскреснет?

Заметим так же, что автор не привел никаких стихов для подтверждения своего тезиса: «выкуп не гарантирует воскресение, но лишь делает его возможным». Если же исходить из ясных слов Писания то «во Христе все оживут» (1 Кор. 15:22), «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Ин. 5:28,29). Но, видимо, для А. Чивчалова Иисусово «все», означает не всех – такая вот странная логика.

Кроме того, исходя из логики Свидетелей Иеговы, хотя искупление и совершается в Адаме, сам он, как и Ева, оказывается без надежды на спасение. А. Чивчалов выразил это в одном из комментариев таким образом: «[Выкуп] технически распространяется. Не распространяется юридически». Более схоластического ответа и не придумать. Причина: «Адам совершил непростительный грех, будучи совершенным человеком». Однако, как и древнеиудейская, так и древнехристианская традиция свидетельствуют о том, что Господь простил их и после изгнания, которое собственно и было педагогической мерой, они, безусловно, раскаялись. Указание на это мы видим в словах: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Так была пролита кровь животных, указывающая на спасительную кровь Христа.

Еще во II веке Ириней Лионский, осуждая еретическое мнение, будто Адам не спасается, справедливо написал: «Ибо если бы человек, созданный Богом для жизни, потеряв жизнь чрез поражение от змея, ему повредившего, не возвратился уже к жизни, но совершенно предоставлен был смерти, то Бог был бы побежден и злоба змея превзошла бы волю Божию. … Надлежит получить спасение тому человеку, который первоначально создан. Ибо очень неразумно говорить, что тот, кто сильно уязвлен врагом и первый подвергся плену, не освобождается победителем врага, а освобождаются сыны его, которых он родил в том же плену. И враг не будет казаться побежденным, когда самые древние добычи останутся у него…» («Против ересей», книга 3, глава XXIII).

  • «Чтобы искупить людей, умереть должен лично Бог. Сторонники этого аргумента (обычно тринитарии) находятся в незавидном положении, потому что мы нигде в Библии не читаем, что Бог умер за людей сам, но множество раз читаем о том, что Бог отдал на смерть своего сына (Иоан. 3:16)».

За людей умер Сын Божий, который, согласно Писанию,  по естеству есть Бог (Фил. 2:6, Кол. 2:9) и потому равен Отцу (Ин. 5:18, 10:30). Следовательно никакой проблемы нет с «незавидным положением». Кроме того, мы читаем: «Вот почему он является посредником нового соглашения. Он стал им, чтобы призванные получили обещание вечного наследства. … Поскольку где соглашение, там необходимо, чтобы наступила смерть человека, заключившего соглашение.  Соглашение действительно после смерти, поскольку не имеет силы, пока жив заключивший соглашение» (Евр. 9:16,17, ПНМ). Христос назван и посредником соглашения и заключившим новое соглашение. Но посредник априори не может являться одной из сторон соглашения! Соглашение заключается между Богом и Новым Израилем (Евр. 8:8,9). Следовательно, если А. Чивчалов не хочет признать Единородного Сына Богом, ему придется признать, что Новый Завет был заключен с человеком. Либо согласиться с тем, что Христос, будучи Богочеловеком, стал и посредником и завещателем Нового Завета.

  • «Кроме того, эта версия поражает чудовищной непропорциональностью: для искупления человека отдается жизнь Бога (или богочеловека). Это все равно что продавать «Жигули» по цене «Лексуса». Адам не был ни Богом, ни богочеловеком, а обычным человеком, хотя и безгрешным. Следовательно, для компенсации причененного им ущерба требовался другой такой же человек, полностью эквивалентный ему».

Автор совершенно верно заметил, что если Христос был Богочеловеком, то искупительная сила его крови была колоссальна и превышала все, что мог бы заплатить человек. Но в своей логике он опирается на то, что «Христос искупил всех, формально он сделал это через Адама, искупив как бы его одного». Адам, таким образом, становится проводником искупления своих потомков. Однако, как мы уже указали выше, в Писании нигде не сказано, что искупление совершается в Адаме. Это просто невозможно, ибо как ап. Павел говорит: «ибо суд за одно преступление [Адама] - к осуждению; а дар благодати - к оправданию от многих преступлений» (Рим. 5:16). Обратим внимание на то, что оправдание совершается от «многих преступлений», а не от одного Адамова преступления. Следовательно, покрываются грехи всех, а не только первородный. И наши собственные грехи стали целью искупления, так как Христос, по слову ап. Павла, был «предан за грехи наши» (Рим.4:25).

  • «Не зря Библия называет Христа «последним Адамом» (1 Кор. 15:45)».

Эти слова необходимо понимать не от ума собственного, а исходя из контекста: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные» (1 Кор. 15:47,48). Таким образом, как Адам дал начало «перстным», так Христос дал начало «небесным». Он - «последний Адам» вовсе не потому, что был ему эквивалентен, а потому что, подобно первому, дал жизнь новому, искупленному человечеству.

  • «Непропорциональность выкупа – серьезная проблема тринитаризма, в котором жизнь человека почему-то искупается жизнью Бога. Это также одно из косвенных доказательств, что на земле Христос не мог быть ни Богом, ни богочеловеком, потому что тогда акт искупления не был бы справедливым».

Непропорциональность выкупа – напротив, сильная сторона тринитаризма. Если Христос был лишь человеком, эквивалентным Адаму, он не смог бы искупить грехи миллиардов людей, он не смог бы умереть вместо нас всех. Ведь намеренно согрешил не только Адам, но и каждый из нас. Хотя мы несовершенные потомки Адама наши грехи так же влекут за собой гнев Божий (Рим. 1:18). Мы нанесли Богу оскорбление и в Адаме и в своих преступлениях, поэтому нуждаемся в примирении. Оскорбление бесконечно праведного и святого Бога требует бесконечно ценной жертвы умилостивления, соответствующей безмерному долгу. Мог ли человек, пусть даже совершенный, дать такой выкуп? Кроме того, Христос своею кровью «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12). Жизнь одного человека не могла иметь вечной ценности, которая бы распространялась на все времена.

Конечно, здесь возникает вопрос о смерти Богочеловека. Сам автор озвучил его в одном из комментариев:

  • «Если же вы заявите, что умерла только человеческая половина Христа, а божественная осталась жить, тогда я вообще не понимаю смысла тринитарной аргументации. Если умер просто человек, а не Бог, тогда зачем доказывать, что только смерть Бога может искупить человечество? Бог же не умирал. Мы окончательно запутались. Не проще ли отбросить тринитарные мудрствования и принять ясную и простую евангельскую весть о том, что Бог послал своего сына?»

 Ясно, что Сын Божий вкусил смерть через свое воспринятое человеческое тело и душу. Это значит, что он отдал в качестве выкупа свою полноценную человеческую жизнь. Не корректно ставить вопрос о том, какая «половина» Христа умерла, хотя бы, потому что само воплощение, смерть и воскресение Слова являются «великой благочестия тайной» (1 Тим. 3:16). Искупление было бы не полным без фактической победы над смертью. И она совершилась в факте воскресения Христа: «Бог Его воскресил, разрешив муки смерти, потому что Он не мог быть держим ею» (Деян. 2:24, ПЕК). Ап. Петр говорит о том, что смерть мучилась, словно в родовых схватках, приняв Христа в свое царство. Она не могла удержать Его - «Начальника жизни» (Деян. 3:15). Почему? Смерть не имела власти над Тем, Кто сказал: «Никто не отнимает ее [жизнь] у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее». Ап. Павел назвал Иисуса Христа Спасителем «разрушившим смерть» и «явившим жизнь и нетление» (2 Тим. 1:10). Он был сильнее смерти и, оказавшись в ее узах, явил нетленную жизнь и тем самым приобрел «ключи ада и смерти» (Отк. 1:18). Дьявол, таким образом, был лишен Им своей силы (Евр. 2:14). Благодаря тому, что Божественная Личность Христа была неуничтожима в принципе, смерть и была разрушена изнутри. Христос стал начатком, первенцем их мертвых, открыв путь к всеобщему воскресению и нетленной жизни. Это в частности является ответом и на вопрос: «почему Бог не мог послать простого ангела?». Безусловно, Бог хотел доказать свою любовь к людям и потому отдал самое дорогое – своего Сына. Однако мало было принести умилостивление, нужно было по-настоящему победить смерть и тление, явив силу нетленной жизни, которой обладает только Бог (см. Ин. 5:26).

Более подробно данная тема раскрывается в статье "Искупление и Свидетели Иеговы"

Опубликовано 22 февраля, 2013 - 15:32

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653