Вы здесьВоскресенье или суббота?Этот вопрос волнует тех, кто находит противоречие между заповедью Бога “Помни день субботний, чтобы святить его” (Быт. 20, 8) и православным почитанием воскресного дня. С одной стороны, здесь явная отмена Божьего установления, данного Израилю в Ветхом Завете, а с другой – вполне оправданное празднование Воскресного дня, которое основано на Священном Писании. Такая картина предстает перед нами при первом взгляде на эту кажущуюся проблему. Но если разобраться, то увидим, что в этом никакой проблемы нет. Итак, почему же мы празднуем воскресенье? В Евангельской притче о блудном сыне Христос рассказывал, как отец сделал пир и велел праздновать тот день, в который его младший сын “был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лк.15, 22-24). В этом заключается большой прообраз. Если отец в притче праздновал и хотел, чтобы все праздновали только моральное воскресенье сына, то насколько же больше надлежит радоваться и праздновать воскресенье Спасителя, принесшее оправдание и спасение всему человечеству? Мы были бы весьма неблагодарными, если бы забыли этот день, который является для уверовавших во Христа началом новой жизни, в который воскресший Спаситель в первый раз встретил Своих учеников, опечаленных Его смертью, в который Он дал им Духа Святого (Ин. 20, 22; Деян. 2, 1-3). Это тот день, в который первые христиане устраивали (как это делает и Православная Церковь) свои духовные собрания и совершали вечерю Господню (Деян. 20, 7). Воскресение Христа является основным догматом христианской веры, без которого вся христианская вера напрасна и ничего не стоит. “Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших” (1 Кор. 15, 17). Как видим, с воскресением связаны очень важные для христианства события. И большим заблуждением является принимать всякое упоминание о древнехристианских обычаях как заповедь Божию. Это заблуждение причиняло Церкви много зла. Из того факта, что воскресение имеет огромное значение для христианства и что первые христиане собирались на богослужения в воскресение, не следует, что они перенесли празднование субботы на Воскресенье. Мы должны помнить, что Христос не перенес субботу на воскресенье, а вывел нас из поля действия субботы. Как и почему это случилось, увидим далее. После грехопадения человек уже не мог иметь общения со своим Творцом. Чтобы помочь человеку в его болезненном состоянии, Бог дает ему закон. Как только это случилось, люди стали видеть, что они его постоянно нарушают, насколько они грешны. Это была основная цель закона: показать людям как в зеркале их состояние, чтобы помочь им через благодать спастись от вечной гибели. Так как закон выражает волю Бога, то он требует абсолютной праведности и святости. Но эти требования ни один человек не может исполнить. Таким образом, закон способствовал познанию греха, но не давал жизни. Закон осуждает каждого в том, что он не может исполнить его требования. “Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона, ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: “не пожелай”. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание; ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона, но когда пришла заповедь, то грех ожил” (Рим. 7, 7-11). В Послании к Галатам (3, 24-25) написано: “Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя”. Итак, в чем же заключается “детоводительность” заповеди о субботе? Согласно книге Второзакония закон о субботе впервые был дан евреям в пустыне для напоминания об их избавлении от египетского рабства. “Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний” (Втор. 5, 15). Все заповеди Бог не объясняет, и только о субботе дает пояснение (Исх. 20, 11: потому что почил Бог в этот день от дел Своих; Исх. 31, 13: ибо это знак между Мною и вами в поколениях ваших, дабы знали вы, что Я Господь, освящающий вас; Втор. 5, 15: потому что ты был рабом в земле Египетской). Святитель Иоанн Златоуст поясняет эту особенность Писания: “Потому, что она не из первоначальных и не открыта нам совестию, но есть заповедь частная и временная, поэтому она и отменена в последствии” (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 12 “О статуях”. Т. II (1ч.), с.145). Но если это заповедь “временная”, то она должна быть связана только с обстоятельствами того времени, в которое давалась. Так, суббота отделяет Израиль от остальных народов – но лишь для того, чтобы напомнить им о полузабытом ими Едином Творце и через принятие Его всех привести к новому единству. Современные ревнители субботы утверждают, что почитание этого дня не отменено и обязательно не только для ветхозаветных евреев, но и для новозаветных христиан, так как это “установление вечное”. Если это так, тогда почему они не закалают пасхального агнца, празднуя пасху иудейскую? (Исх.12, 14). Ведь заклание пасхального агнца тоже “вечное установление”. Библия говорит, что и обрезание – “завет мой в теле вашем – завет вечный” (Быт. 17, 13), “жертва всесожжения” (Числ. 15, 15), и многое другое – тоже “установление вечное”. Почему же у субботников разное отношение к “вечным установлениям”? Они согласны исполнять “кое-что из закона”, но отказываются исполнять “все написанное в законе...”. Oни не прочь соблюдать “святость седьмого дня”, но решительно против “обрезания”. Субботники готовы “не есть свинины”, но они отказываются “оставлять и не стричь волосы на висках”, отпускать пейсы и бороды... Православная Церковь понимает Ветхий Завет как подготовку к спасению, а Новый – как и совершившееся спасение. Возьмем, к примеру, праздник Пасхи. Если евреи, отмечая этот праздник, исполняли буквальные праздничные установления, описанные в 12 главе книги Исход, где имело место буквальное освобождение человека из рабства египетского, то сегодня для нас этот праздник остался, но он уже имеет другой смысл. “Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины“. (1 Кор. 5, 7-8) В Деяниях святых апостолов рассказывается, что когда стали происходить смуты и волнения в Церкви из-за вопроса о том, следует ли христианам из язычников исполнять закон Моисеев, то был собран в Иерусалиме собор, на котором было единогласно принято, что христианам из язычников не следует исполнять закона Моисеева – этого “ига”, которого, как сказал апостол Петр, “не могли понести ни отцы наши, ни мы” (Деян. 15, 10). Постановление собора гласит: “Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон (в том числе и субботу), чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более (ни жертвоприношений, ни новомесячий, ни суббот и ничего прочего, что есть в Моисеевом законе), кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите.” (Деян. 15, 24-29). В последнем постановлении собора содержится весь закон, ибо не делать другим того, чего не желаешь себе заключается самая основная заповедь – о любви. Апостол Павел пишет: “Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя»” (Гал. 5, 14). Сам Христос Своим отношением к субботе показал, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2, 27). В Своем служении Он придает субботе иной смысл. Исцеляя у купальни в Иерусалиме расслабленного, Христос сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе” (Ин. 5, 8-14). Спаситель тем самым повелел расслабленному нести ношу в виде постели, что запрещено. Иудеи не знали, кто именно велел исцеленному нарушить субботу, поэтому здесь трудно их обвинить в предвзятости к Христу. В этом случае действительно было прямое нарушение субботы, прямое преступление четвертой заповеди. В Ветхом Завете было строго запрещено носить ношу в день субботний. Запрет этот находится в книге пророка Иеремии: “Так говорит Господь: берегите души свои и не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим... А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрет чертоги Иерусалима и не погаснет” (Иер. 17, 21-22, 27). Вот какими страшными угрозами Бог воспретил носить в субботу ноши и выносить их из дому, и носить по улице, и вносить воротами Иерусалима. В ветхозаветной книге Неемии находим подобное: “И слуг моих я [Неемия] ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний” (Неем. 13, 19). Из этого ясно, что повелевая исцеленному в субботу носить ношу в виде постели, Христос явно заповедал ему нарушать субботу и всякого другого рода работою. Ведь ношение постели по улицам не есть какое-то особенное, доброе дело, а есть с точки зрения правоверного иудея прямым нарушением святости субботы. Поэтому разрешив в субботу один вид труда, запрещенный а Ветхом Завете, Христос разрешил исполнять всякую иную работу. Только когда иудеи узнали, Кто исцелил расслабленного и повелел ему взять постель и носить, то “стали иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу” (Ин. 5, 16). В другой раз в день субботний Господь исцелил слепого (Ин. 9, 1-38), а фарисеи сказали, что Он не от Бога, ибо не исполняет субботы. Иисус имел в распоряжении шесть дней для исцеления, и ради исцеления Он не мог преступить одну из заповедей Десятисловия, если хотел, чтобы эта заповедь исполнялась Его последователями. В Евангелии от Луки написано, что Он пришел в Назарет и по Своему обычаю в день субботний вошел в синагогу и стал читать (Лк. 4, 16). Многие приведут это как доказательство того, что Господь соблюдал субботу, но как в этом случае, так и в других, Он входил в синагоги с миссионерской целью. В синагогах был собран народ, желающий послушать Слово Божие, и по этой причине Господь Иисус поделился Своей Вестью. Священное Писание Нового Завета ясно показывает, что Иисус Христос понимал субботу не так, как фарисеи или современные нам субботники. Проходя по засеянным полям, Он разрешал Своим ученикам собирать колосья и есть, хотя это не было дозволенно в субботу и это не оправдывалось благотворительностью со стороны хозяина поля. Если бы целью Христа было соблюдение субботы, Он бы не позволял ученикам нарушать ее, и Сам не делал бы этого, ибо таким образом Он и Его ученики становились соблазном для слабых. Мы знаем, как Он осуждал тех, которые посредством своих дел становились камнями преткновения (Мф. 18, 3-8). В другом месте Евангелия мы читаем о том, как ко Христу подошел богатый юноша с самым главным вопросом: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» И Спаситель ему ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй, почитай отца и мать; и люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» И что же мы слышим в ответ? Заповедь о субботе? Нет. Христос вообще ни слова не сказал о субботе, а отвечая на вопрос юноши продолжил: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19, 16). Известно, что закон “имеет власть над человеком, пока он жив” (Рим. 7, 1). На мертвого закон не распространяется. Никто же не станет требовать от умершего, чтобы он обрезался, или соблюдал субботу. Это абсурд! Но разве вы не знаете, говорит апостол Павел новозаветным верующим, что “вы братья мои, умерли для закона Телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых” (Рим. 7, 4). И далее продолжает: “но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве” (Рим. 7, 6). Если человек принял через веру Иисуса Христа в свое сердце и умер с Ним, как об этом подробно сказано в 6-й главе послания к Римлянам, то никакие постановления закона уже над ним не властны. Для него не имеют значения заповеди обрезания, субботы, моральные и обрядовые установления и правила. Он мертв. Он жив для закона Христа – любви и благодати. Поэтому апостол Павел упрекает Колосян: “Если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего как живущие в мире, держитесь постановлений “не прикасайся”, “не вкушай”, “не дотрагивайся” это имеет только вид мудрости в самовольном служении...” (Кол. 2, 20-23). Свобода познается только в ее потере, в столкновении с ограничениями, а ограничения возникают тогда, когда желания и воля человека направлены в сторону нарушения закона. Если же воля человека не встречает никаких законных препятствий, следовательно, он вполне свободен. В каком случае воля человека не встречает препятствий? Если она совпадает с волей Законодателя, с волей Божьей. И до тех пор, пока у человека есть совпадение личной воли с волей Законодателя - он вполне свободен. Свободные люди имеют закон Бога в своем сердце. Апостол Петр пишет, чтобы мы поступали “как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии” (1Пет. 2, 16). Получается внешний парадокс. Свободный – и раб Божий. Если раб – значит не свободен. Это действительно так, но только в том случае, если раб желает вырваться на свободу. Если же он служит господину с радостью и у этого раба нет ни одного желания, которое не было бы удовлетворено, то можно ли считать его не свободным? Раб – человек, который чего-то хочет, но не может этого сделать в силу каких-либо ограничений. Свободный – это человек, который делает то, что он хочет. Но истинно свободный человек (свободный от страстей) никогда не захочет того, что противно закону, а потому и закон не накладывает на него никаких ограничений. Например, можно ли применить закон “не убей” к человеку, у которого никогда и ни при каких условиях не может возникнуть желания убить. Такой человек вполне свободен от этого закона и только в том случае, если у человека возникает желание убить и он встретит ограничение закона – тогда он уже не свободен. Возможно ли состояние свободы здесь на земле? Апостол Павел говорит об этом галатам: “Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства” (Гал. 5, 1). То есть Христос дарует человеку свободу не в том смысле, что уничтожает для него все ограничения закона, а в том смысле, что перерождая сердце человека, поселяется в этом сердце и направляет его таким образом, чтобы не встречать ограничений закона. Если бы Христос даровал нам свободу, уничтожив закон, но оставив в нас желания неугодные Законодателю, христиане были бы самыми несчастными из всех людей, потому что постоянно бы грешили и даже не знали о грехе, так как не было бы ограничений. И только в вечности мы бы понесли наказание за него. Таким образом, временная абсолютная свобода закончилась бы вечными мучениями. Истинным чадам Своим Христос дарует свободу иначе. У них не возникает желаний, которые бы встречали ограничения закона. Однако на практике видно, что даже у возрожденных людей иногда возникают греховные желания. Это объясняется тем, что мы оставлены в греховной плоти, но чтобы побеждать ее, Христос не предлагает путь введения ограничений, а путь формирования угодных Богу желаний. До тех пор, пока мы повинуемся воле Божьей и водительству Духа Святого, мы не встречаем ограничений закона и вполне свободны. Но как только мы поступаем не по Духу, а по плоти – мы теряем частицу своей свободы. Поэтому апостол Павел и напоминает, чтобы мы стояли в свободе, не выходили за ее рамки, т.е. постоянно находились в тесном контакте с Богом и в совпадении своей воли и желаний с волей Законодателя. Итак, мы приходим к выводу, что авторитет закона не умален. Требования закона были вполне удовлетворены, ибо грех был в лице Христа наказан на кресте, и я, виновный, умер вместе с Ним. Приговор закона, таким образом, был приведен в исполнение. Верующий, по выражению апостола Павла, “законом умер для закона” (Гал. 2, 19). Бог Сам приготовил этот путь освобождения от закона, путь, который раз и навсегда ставит нас вне сферы его действия. Закон остается в своей безукоризненной святости и праведности, но мы уже не принадлежим ему. Соблюдение субботы определенно объявлено необязательным для христиан. “Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботы: это есть тень будущего, а тело – во Христе” (Кол. 2, 16-17). Сторонники почитания субботы в Новом Завете говорят, что апостол Павел не подразумевал здесь субботы в обыкновенном смысле, но другие праздничные дни иудейского года, которые были хранимы как субботы. Но если апостол не подразумевал субботу, зачем он ее упомянул в одном предложении со словом «праздники», если считать, что это слова, передающие одинаковый смысл? Три вещи доказывают, что апостол подразу-мевал здесь именно недельный иудейский седьмой день, субботу. Во-первых, слово, которое переведено в этом отрывке как суббота, нигде в Новом Завете не употребляется для обозначения какого-либо другого дня, кроме недельной субботы. Во-вторых, в этом самом стихе он вполне разделяет праздничный день или новомесячие от субботнего дня. В третьих, это видно через указанный порядок иудейских праздников, которые перечисляются в обычном порядке: “праздник”, “новомесячие” и “суббота”. Такое перечисление находиться в согласии с 2 Пар. 8, 13; Числ. 28, 9,11,16,19,26. Если апостол хотел сказать о субботе другого рода, то обязательно упомянул бы, еще какие-то атрибуты. В этой главе определенно разделяются “праздники Господа, новомесячия и субботы”. Так как для нас Христос сделался Сам субботой, т.е. покоем (Рим. 10, 4; Лк. 6, 5), то пребывая во Христе и Его учении, мы пребываем в постоянном покое или в Субботе. Ревнители же субботы, принимая и храня не прославленную Христом субботу, лишают четвертую заповедь той славы, которую ей даровал Господин субботы. Автор: Священник Алексей Зощук Опубликовано 1 августа, 2012 - 22:33
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |
Комментарии
Apologet
11 августа, 2012 - 23:43
Здравствуйте!Во-первых, заповедь о субботе была знакома евреям до Синая, впрочем как и в целом Закон Божий - читайте об этом здесь http://apologetica.ru/otvet/otvet10.htmlВо-вторых, Вы приводите тексты о субботе, пытаясь доказать, что мол Иисус нарушал субботу. Это не так. Что касается ношения нош в день субботний, речь в ветхозаветном Писании шла о торговле и работе в этот день, что естественно нарушало суть самой заповеди. Суббота - это день посвященный Господу, и если в этот день человек работает, торгует, тоская ноши аж за городские ворота, то понятно, что это нарушение заповеди. То, что речь там идет о торговле хорошо видно из Неемея 13 главы. Иисус нарушал субботу в неправильном понимании ее иудейским духовенством, но Он не нарушал заповеди о субботе, как она дана непосредственно в Писании! Иисус не раз упрекал духовенство в неверном понимании закона Божьего и его искажении, Он не соблюдал придуманных ими сверх Писания традиций и обрядов, но четко исполнял Закон Божий.В-третьих. На изложеные здесь доводы даны серьезные контраргументы в книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" http://apologetica.ru/kniga/0-0.html . Там теме субботы посвящен целый раздел, но лучше книгу читать полностью, так как мысль в ней изложена поступательно. Со смертью Иисуса действительно был исполнен закон Моисея, но не весь, а та часть, которая касалась храма и приносимых в нем жертвоприношений, так как Иисус стал единственой достаточной жертвой. А все остальные заповеди закона Моисея о любви, справедливости, верности в браке и конечно о субботе остались неизменными, так как Бог не человек, чтобы Ему изменяться.
Григорий Светлов
13 августа, 2012 - 15:23
1) Да, заповедь о субботе действительно была дана иудеям до Синая, но не до исхода из Египта!!! В противном случае объяснение причины соблюдения субботы из Втор. 5:15 было бы неверным: «и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:15).
2) Ваше толкование о нарушении Христом субботы вполне возможно. Однако нам хотелось бы обратить Ваше внимание на аргументы в пользу выше озвученного понимания. Прежде всего, почему ап. Иоанн говорит утвердительно: "Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу", если он ее в действительности не нарушал? Верно ли, что "Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу"? Верно! Значит верно и первое утверждение. Если бы речь шла о том, что так думали иудеи, евангелист бы сделал оговорку, как например, в случае со словами о храме тела Своего (Ин. 2:19-21). Или, если бы он нарушал субботу в истолковании фарисеев, Иоанн тоже должен был конкретизировать это. И главное, если Христос не нарушил субботу, то почему прямо об этом не сказал в свою защиту? Вместо этого он указывает на то, что как Божий Сын, он по естеству своему имеет право так же свободно, как и Отец, делать дела в субботу. Это и привело-то иудеев в бешенство.
3) Мы не находим подтверждения концепции разделения Закона на две части. В сознании иудеев Тора была единым целым, а Декалог ее сердцем. Ап. Павел под Законом, для которого умерли христиане, также понимает и Декалог (см. Рим. 7:7).
Закон допускал многоженство и развод. Но изначальная норма была иная. Христос вернул ее. На этом примере мы видим явное изменение, выраженное в допущении и последующем возврате. Да и потом множество ветхозаветных заповедей были также отменены. Значит, изменения в Божественном законодательстве еще не означают изменчивость самого Творца, утверждающих их. Нам остается согласиться со св. Иоанном Златоустом, который подметил причину многократного объяснения сути заповеди субботства: “Потому, что она не из первоначальных и не открыта нам совестью, но есть заповедь частная и временная, поэтому она и отменена в последствии” (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 12 “О статуях”. Т. II (1ч.), с.145). Хотя заповедь о субботе и часть Декалога, суть ее соблюдения как уникального знамения между Богом и Израилем, выраженного в других местах Торы, помогает понять ее неуниверсальность.
Apologet
17 августа, 2012 - 09:34
“Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и Законы Мои” (Быт. 26:5). И евреи знали заповедь о субботе до выхода из Египта. Посмотрите, как говорит им Бог еще перед Синаем, то есть всего через несколько недель после освобождения из рабства. Исх.16:28 И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и Законов Моих? Что касается Втор 5 главы. Здесь повторены заповеди Декалога, но немного по-иному. В частности, здесь акцент сделан на второй составляющей субботы. В Исх. 20 главе был упор сделан на посвящении субботы Господу Творцу неба и Земли. Во Втор. 5 главе Господь через пророка указывает на обязательность отдыха в этот день, причем не только самому но и рабам, поэтому и указывает на время когда евреи были в рабстве и нуждались в отдыхе, чтобы лучше донести идею заповеди до людей. Мы не знаем, давали ли евреям в Египте соблюдать субботу, или, наоборот, не давали, но любой из этих фактов должен был служить народу Божьему напоминанием о том, что не только они, но и их работники должны в субботу отдыхать. “…чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской” (Втор. 5:14,15). То есть, субботу нужно посвящать Богу, но и давать отдых в этот день своему организму.
А вот затем идет текст: "И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу”. Из контекста понятно, что Иисус не нарушал субботу как грешные люди, а делал добро как Бог! Впрочем, повторяю и людям не запрещено творить добро в субботу, о чем, как мы видели выше, прямо говорил Иисус. Что касается того, что евангелист не сделал оговорку, что, мол, иудеи относительно нарушения Иисусом субботы неправы, это вполне объяснимо. При чтении отрывка целиком, абсолютно понятно, что здесь речь идет о мотивации иудеев убить Христа, а не о констатации факта несоблюдения Иисусом субботы. Вообще Библия редко делает выводы. В основном в Писании изложены наставления, приведены примеры из жизни людей с цитатами их слов, дается исторический экскурс…, а анализировать Священные тексты и делать из них выводы, Господь предоставляет возможность людям. Например, некоторые иудеи утверждали об Иоанне Крестителе, что он не ест и не пьет, мол, в нем видимо, бес… Однако, Иисус лишь их цитирует, не опровергая прямо, потому что и так из контекста понятно, что это неправда. И из других мест Писания видна истинная картина об Иоанне Предтече. “Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес” (Матф.11:18) Также иудеи обвиняли Иисуса в том, что Он собирался в три дня разрушить храм. Матф.26:61 и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. Однако Христос им не возразил, и не обвинил их во лжи, хотя Он так не говорил. Иисус, всего лишь, указывал на Свою искупительную миссию, что Он восстановит разрушенный храм за три дня, имея ввиду Свое воскрешение, которое вместе со смертью Иисуса, являлось истинным прообразом всей работы земного святилища. Иоан. 2:19 Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. … 20 Он говорил о храме тела Своего. Аналогичная ситуация с рассматриваемой фразой Иоан. 5:18. Если евангелист ее не опроверг, это не означает, что он с ней был согласен. Просто он цитировал иудеев. Весь Новый завет показывает, что Иисус соблюдал субботу, как она была дана Богом в Законе, а не как она понималась духовными лидерами того времени! И в целом Христос исполнял весь Закон Божий и призывал к этому людей. В Новом завете не найти текста, где Иисус работает в субботу или учит этому верующих. Когда Христос умер, мы видим, что Его ученики, следовавшие за Ним повсеместно, продолжали соблюдать субботу. Например, женщины после положения Его тела во гроб отдыхали в субботу по заповеди. Иисус лишь учил не делать из субботы день рабства и уныния, во что превратили День Господень религиозные деятели Израиля, запрещающие в субботу даже сорвать колосок голодному человеку (см. Матф. 12:1-7). Иисус пояснял верующим, что смысл субботы не в этом: “И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы” (Мар.2:27). Все заповеди даны Господом для пользы людей!
Можно проанализировать и увидеть исполнение всех иудейских праздников и обрядов, изложенных в Законе Моисея, в Новом завете. Весь храм и служение в нем символизировали спасительное, искупительное служение Иисуса. О Законе Божьем и в частности о символах храмного служения много написано в книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” http://apologetica.ru/kniga/0-0.html. Со смертью Христа, примерно 2/3 заповедей Торы прекратили действие, так как они исполнились. Матф.5:18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Евр.7:18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности Конечно, остались заповеди из Закона Моисея о любви к Богу и людям, о почитании родителей, об уважении к старшим, о честности, справедливости, милосердии и т.д. Прекратили действие лишь те заповеди Торы смысл и содержание которых нашли свое воплощение – реализацию в Новом Завете, основанном на состоявшейся искупительной жертве Христа и Его последующем Служении в небесном святилище одесную Бога Отца. То есть, смысл и суть этих заповедей не исчезли, поменялся лишь их образ. Иисус воплотил в себе все обряды, связанные с жертвами, став этой жертвой. Иисус принял на себя посредническое служение священников, став Первосвященником в небесном храме. Теперь, человек, совершивший грех, уже не должен идти в храм и убивать животное, перекладывая на него свой грех, затем передавая его священнику для символического занесения греха в святилище! Но он должен вспомнить Христа: что за его грех на Голгофе уже умер Иисус! И теперь Он рядом с Богом, чтобы ходатайствовать за человека. 1Тим.2:5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус. Рим.8:34 Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Можно рассмотреть все ветхозаветные праздники и обряды и каждому найти новозаветное воплощение. Что касается многоженства и разводов, это не было разрешено в Законе Моисея. То, что много жен имели Иаков, Давид и Соломон и др…, не означает, что Бог это допускал. Исследуя Библию, видно, что через это нарушение заповеди о браке, они сами терпели страдания, их жены и дети. Более того, через жен Соломона Израиль начал впадать в идолопоклонство, что закончилось растворением среди язычников 10 колен Израиля из 12. Теперь о Моисее. Указанный отрывок наоборот показывает на неизменность Закона Божьего. Посмотрите, что сказал Иисус. Матф. 19:8. Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. Конечно, говоря об изначальной прочности брака, Он имел ввиду установления, данные Богом в Эдеме. При этом, очевидно, что Господь в Законе Моисея лишь незначительно снизил строгость своих требований о нерушимости брака, видимо с учетом того времени и менталитета древних народов, так как заповедью Закона Моисея был разрешен развод по причине “вольного” поведения жены, что могло не включать в себя измену, но что давало серьезные поводы к ревности и подозрениям. Втор. 24:1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, В оригинале Закона Моисея в Втор. 24:1 словосочетание «что-нибудь противное» имеет перевод «дело срамное (нагое, голое)». Так что, Иисус кардинально не изменял Закон Моисея, а лишь приводил людей к сути вечного Закона Божьего. Христос четко говорил, что пришел не изменить Закон Моисея, но исполнить его, имея ввиду воплощение в Его служении и новозаветных событиях ветхозаветных обрядов и праздников. В целом же все остальные действующие заповеди не отменены, и их нарушителей ждет наказание. Вот цитата из книги “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” о Нагорной проповеди Христа: “…в нагорной проповеди Иисус четко объяснил людям взаимосвязь между Собой и ветхозаветным Писанием: «Не думайте, что Я пришел нарушить Закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из Закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Матф. 5:17-19). То есть Иисус здесь объяснил, что в Нем пророчества исполнились - явился Мессия. Но Он пришел не изменить ветхозаветный Закон, а исполнить те заповеди, которые Его символизировали. Среди остальных малейших (простейших) заповедей Закона ни одна не исчезнет, пока не исполнится в свое время (см. Ис. 55:11). Эти заповеди являются не тяжелыми для человека, поэтому их нарушителей небожители назовут: «Малейшими», и такие люди потереяют надежду на Царствие Небесное. Далее (с 21 по 47 стихи 5 главы Евангелия от Матфея) Иисус перечисляет некоторые заповеди Писания, раскрывая их истинный глубокий смысл, поясняя как нужно их правильно исполнять…” О Нагорной проповеди и актуальности заповедей Ветхого завета можно также почитать здесь ответ http://apologetica.ru/otvet/volya_Bojya_Nagornaya_propoved_Iisusa_Hrista.html Таким образом, исходя из неизменности Бога и Его Закона (читайте об это здесь http://apologetica.ru/kniga/2-3.html), тексов Ветхого и Нового заветов, можно сделать только один вывод – заповедь о субботе все еще актуальна, так как не нашла, да и не могла найти по сути ее содержания, исполнения в Новом завете.
Григорий Светлов
20 августа, 2012 - 11:54
1) Из Быт. 26:5 никоим образом не следует, что Авраам соблюдал субботу. Под заповедями понимается то, что Господь повелевал Аврааму. В конце концов, Господь дал заповеди и Ною по выходу из ковчега. В Библии слово «суббота» впервые упоминается в связи с появлением манны в пустыне. Иегова сказал израильтянам шесть дней собирать этот необычный хлеб. Но в шестой день они должны были собирать «хлеб на два дня», поскольку в седьмой день ничего не появлялось. И сказанное в Исх. 16:28 следует читать в контексте: "Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли" (Исх.16:27). Нет никаких свидетельств, подтверждающих, что заповедь о субботе была известна до истории с манной.
3) Суббота также является прообразом Христа (Кол. 2:16,17). Субботний покой - это прообраз того вечного покоя, который обретают христиане через веру во Христе. Об этом ясно свидетельствует ап. Павел: "А входим в покой мы уверовавшие" (Евр.4:3) и "Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих"
(Евр.4:10).
Если бы соблюдение субботы было обязательным для христиан, то вне всяких сомнений иерусалимский апостольский собор, наряду с некоторыми требованиями Закона обязательных для христиан, упомянул бы и о субботе.
Apologet
1 сентября, 2012 - 18:50
«Я - Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6), «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23:19),«Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис. 40:8),«Все заповеди Его верны, тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте» (Пс. 110:7,8),«Не изменю истины Моей … не переменю того, что вышло из уст Моих» (Пс. 88:34,35),«Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я тот же» (Ис 41:4 см. также Ис. 43:13, Ис. 46:4, Ис. 48:12, Ис. 52:6, Пс. 118:152).То есть, видя то, что закон Божий был до Синая и его заповеди не перечислялись, а только в Писании констатируется факт наличия закона и уставов Божьих (Быт. 26:5) и понимая, что закон Бога неизменен и вечен (см. выше), не трудно сделать вывод относительно того была ли заповедь о субботе до заключения завета с евреями. Кроме этого, в Библии видно, что Бог в пустыне до того как люди подошли к горе Синай, жестко упрекает народ, что они долго уклоняются от Его заповеди о субботе и от других заповедей и уставов. "И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? 29 смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня" (Исх. 16:28 ).О каких заповедях, кроме субботы, идет речь, если прошло всего несколько дней после выхода из Египта, то есть, еще не был дан закон на горе Синай? Ответ прост: речь идет о Божьем законе, который знали потомки Авраама и среди этих заповедей была суббота, поэтому Господь и разгневался за то, что даже после предупреждения о испытании (см. Исх. 16:4,5), евреи пренебрегли наставлениями Божьего закона.Что касается горы Синай, там был заключен завет (договор) между Богом и евреями, по условиям которого народ Божий должен был исполнять заповеди Господа, а Бог оберегать и благословлять их. Здесь же был дан обрядовый закон более широко раскрывающий план Искупления через Иисуса. Весь закон был записан и скреплен кровью, как договор – завет. Так, что ничего абсолютно нового в законе Моисея по сравнению с “законом Адама” не было. Суть закона Божьего вечна – любовь к Богу и людям, а также Искупление Иисусом человечества – по времени меняются лишь формы в зависимости от этапа плана Искупления.
Первый Собор также свидетельствует скорее в пользу соблюдения субботы, чем ее отмены. Нужно лишь внимательно прочесть тексты Нового Завета. Постановления первого Собора рассмотрены в этой главе http://apologetica.ru/kniga/12-5.html .Как опытный христианин, давно чтущий субботу, могу засвидетельствовать, что посвящение Богу субботы, согласно Его воле, изложенной в Библии, очень помогает возрастать верующему в Господе, изменяться по подобию Его, укрепляться в доверии к Нему и любить Его все больше и больше!!!
Григорий Светлов
2 сентября, 2012 - 16:21
1) Неизменяемость Бога никак не противоречит тому, что Господь вправе дать новые заповеди, которых не было ранее. Ваше предположение о том, что заповедь о субботе была известна до исхода, основано лишь на предположении. Факт остается фактом: о субботе впервые говорится лишь в Исх. 16 гл. Странно, что вы не хотите рассмотреть контекст Исх. 16:28. Здесь совершенно недвусмысленно показана причина слов негодования Господа о несоблюдении заповедей: "И сказал Моисей: ешьте его сегодня, ибо сегодня суббота Господня; сегодня не найдете его на поле; шесть дней собирайте его, а в седьмой день - суббота: не будет его в [этот день]. Но некоторые из народа вышли в седьмой день собирать - и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день" (Исх.16:25-29).
2) Представленные вами размышления о субботе и первом апостольском соборе - всего лишь одна из возможных интерпретаций. Все четыре озвученных заповеди - это краткий пересказ 17 и 18 главы кн. Левит, которые посвящены регулированию жизни пришельцев, живущих среди израильтян, но не принимающих иудаизм. Обрезание открывает путь к Синайскому Завету, неотъемлемой частью которого является суббота. Если язычникам не нужно обрезываться, то почему они должны субботствовать? "Пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это - знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился" (Исх.31:16,17). Любить же Бога, чтить отца и мать, не делать идолов и т.д. они должны уже по закону Христа, который вобрал в себя большую часть Декалога.
Apologet
15 сентября, 2012 - 14:47
“Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (речь идет об упомянутом выше Божьем законе) и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном” (Матф. 5:18,19) Разве Небо и Земля прошли? Конечно, нет! А значит, ни одна из заповедей закона не исчезла, пока она не была исполнена. Поэтому, чтобы говорить об отмене субботы, нужно убедится на основании Писания, что она исполнилась. Однако, этого невозможно сделать, анализируя смысл заповеди. Прочите внимательно Исх. 20 главу: 4 заповедь призывает 6 дней делать свои дела, а субботу “посвятить” Господу - Творцу. Из Нового завета мы узнаем, что Творец – это не только Бог Отец, но и Сам Иисус. “Им создано все, что на небесах и что на земле, … - все Им и для Него создано” (Кол. 1:16). Поэтому, Иисус и завил, что Он “Господин субботы” (Матф. 12:8), авторитетно поясняя людям как надо соблюдать эту заповедь. Получается, мы субботу должны посвящать Богу Троице – Отцу, Иисусу, и Духу Святому (Быт.1:2) понимая, Кто является Творцом Неба и Земли. Что касается Исхода 16 главы, из нее однозначно понятно, что евреи были знакомы с Божьим законом, включающим субботу, до горы Синай! 16 глава описывает пусть к горе, когда евреи только вышли из Египта. То есть, еще не был заключен завет, не были даны скрижали, не были написаны свитки закона… Поэтому уповать на то, что суббота упоминается лишь с 16 главы, а значит ее раньше не было, нельзя, так как мы в начале Библии не видим и перечисление других заповедей: не убей, не прелюбодействуй, не блуди, но находим ссылки на их актуальность из описания жизни библейских героев. Читайте об этом здесь http://apologetica.ru/otvet/otvet10.html. То есть закон Божий был всегда, хотя конкретный перечень его заповедей не упоминается раньше Синая, а значит и суббота была всегда, являясь одной из главнейших заповедей. Это понятно, если проанализировать саму заповедь, в ней говорится, что нужно посвящать Богу один день – субботу, признавая авторитет за Богом Творцом и в память о том, что Бог – Творец, создав землю и человека, в этот день почил. Кстати, правильно соблюдение субботы согласно заповеди, о чем я уже писал, очень сближает человека с Богом, поэтому эта заповедь очень важна! Посмотрите внимательно, в заповеди показана связь между субботой и Творением, а не с евреями. Поэтому, заповедь о субботе распространялась не только на евреев, а даже на пришельцев – тех, кто только начал интересоваться Божьим законом (см. об этом здесь http://apologetica.ru/otvet/otvet7.html ), что подтверждает ее не национальный характер. В приведенном Вами примере Исх.31:16,17 тоже указано на связь с творением Богом всех людей, а не одних только евреев. Просто в то время народом, признающим Богом Иегову, Саваофа – были Израильтяне, народ – вступивший с Господом в завет, а сегодня – это еще и христиане. Поэтому Павел конкретно говорит, что для христиан, как народа Божьего, остается субботство Евр. 4:9
Цитата из книги “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”: “ Иисус, показав и доказав Божью любовь, призвал людей к исполнению новой заповеди: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Иоан. 13:34). «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15:12). Хотя нельзя данную заповедь назвать абсолютно новой, ведь заповедь о любви к ближним была и в ветхозаветнем Писании (см. Лев. 19:18). Теперь же Иисус, поясняя суть характера и учения Божьего, показал глубину этой любви через пример Собственного самопожертвования (см. Матф. 20:28, Иоан. 15:13).” Также новыми, можно считать заповеди о крещении, Евхаристии и обряде ногоомовения. Но эти заповеди, не кардинально новы, так как имеют параллели с Ветхим заветом и связаны с искупительным служением Иисуса. Других новых заповедей Новый завет не содержит – все наставления Иисуса так или иначе связаны с Божьим законом, записанным людьми на горе Синай. Закон Христов – это пояснение закона Моисея и видоизменение некоторых его заповедей в связи с тем, что план Искупления вошел в очередной этап. На Голгофе Истинная жертва была принесена. Теперь уже не нужно храмовое служение, принесение жертв и справление других ветхозаветных церемониальных обрядов, так как они были символами, образами искупительного служения Христа. Весь храм работал только на “очищение” людей от грехов. Читайте об этом также в книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” http://apologetica.ru/kniga/4-3.html. Теперь же Иисус перешел в Небесный истинный храм и там Он Первосвященник. Апостолы доносили до евреев и язычников учение Иисуса, показывая его связь с Ветхим заветом и поясняя, что из закона Божьего уже исполнилось, а что еще нужно соблюдать. Новых заповедей апостолы не придумывали, да и не имели на это права, вторгаясь в закон Божий. Если Вы сомневаетесь, давайте рассмотрим какую-нибудь заповедь из (как Вы выразились) закона Христа и найдем ее связь с законом Моисея с учетом ее видоизменения из-за начала нового этапа Искупления Иисусом человечества. И Вы надеюсь, убедитесь, что закон Моисея – Божий закон не изменился, изменилась лишь форма его исполнения. На счет 17 и 18 главы книги Левит, Вы написали свое мнение, которое не согласуется Библией. В данных главах конкретно написано, что эти заповеди обращены не к одним пришельцам, а и к Израильтянам Лев. 17:10 “Если кто из дома Израилева и из пришельцев”. А Левитам 18 и 19 главы, где объявляются заповеди про блуд, что повторено на первом Соборе, обращены конкретно к Израильтянам: Лев. 18:2 “объяви сынам Израилевым”. Лев. 19:2 “объяви всему обществу сынов Израилевых”. Кстати тут же говорится и о субботе Лев. 19:3 “субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш”. Что касается обрезания, его делали пришельцы - прозелиты (геры), вступающие в иудаизм. В пришельцах они могли проходить десятилетия, но решившись стать истинными иудеями, они должны были совершить обрезание. Делали они это непосредственно перед Пасхой, чтобы принять в ней участие. А Пасхальный агнец, как сегодня понимают все богословы, символизировал заместительную жертву Иисуса. То есть в Ветхозаветний народ Божий люди тоже вступали через “жертву” Христа. После обрезания и вкушения Пасхи (символ Искупителя Христа) они становились как природные жители земли, то есть народом Божьим, ничем не отличаясь от Израильтян. А суббота по закону Моисея, см. Исх. 20 главу, распространялась не только на иудеев, но и на пришельцев - прозелитов. Читайте об этом материал по ссылке приведенной выше http://apologetica.ru/otvet/otvet7.html. Так что довод о том, что суббота распространялась только на иудеев, как и обрезание, противоречит тексту Библии.