Вы здесьБог: предполагаемые опровержения бытияМногие теисты выдвигают доказательства существования Бога. Точно так же, воинствующие атеисты выдвигают то, что они считают доказательствами небытия Бога, которые соотносимы с онтологическим, космологическим, телеологическим и нравственным доказательствами Его существования. Онтологическое опровержение бытия Бога. Атеист рассуждает так (см. Findlay, НИ.): 1.Бог, по определению, есть необходимое существование. 2.Но необходимость не может иметь отношения к существованию. 3.Следовательно, Бог не может существовать. В обоснование критической второй посылки указывают, что необходимость — это термин логический, а не онтологический. То есть категория необходимости приложима к высказываниям, а не к существам и не к реальности. Теисты отвечают, что вторая посылка внутренне противоречива. Это необходимое высказывание о существовании, в котором утверждается, что необходимые высказывания о существовании невозможны. Кто сказал, что необходимость не может иметь отношения к существованию? Это попытка формализовать осмысленность высказывания, вместо того чтобы прислушиваться к его смыслу. Фактически же, сам критерий, с помощью которого приходят к выводу, что необходимость не может иметь отношения к существованию, произволен. Нет никакой необходимости признавать его. Космологическое опровержение бытия Бога. Этот довод против бытия Бога можно сформулировать так: 1.Бог есть существо, являющееся собственной причиной (см. Sartre, 758, 762). 2.Но невозможно быть причиной собственного бытия, так как причина первична по отношению к следствию, а ничто не может быть первичным по отношению к самому себе. 3.Следовательно, Бог не может существовать. В этом рассуждении в первой посылке допущена логическая ошибка подтасовки, ошибочной посылки. Теисты отнюдь не считают, что Бог есть существо, являющееся собственной причиной. Это противоречивое утверждение. Теисты же определяют Бога как существо беспричинное, и это не ведет к противоречию. Даже атеисты верят, что Вселенная беспричинна и существовала всегда. Но если не определять Бога как существо, являющееся собственной причиной, то все опровержение несостоятельно. Телеологическое опровержение бытия Бога. Телеологическое доказательство небытия Бога можно сформулировать так (см. Hume, Part 8): 1. Вселенная либо была создана, либо возникла случайно. 2. Но случайность является адекватной причиной для Вселенной. 3. Следовательно, Вселенная не была создана. В обоснование второй посылки выдвигается двоякая аргументация. Во-первых, за бесконечное время должна возникнуть любая возможная комбинация, какой бы маловероятной она ни была. Во-вторых, даже имеющее самую малую вероятность событие может произойти и иногда происходит. Теисты отмечают, что это еще не доказательство, так как данное умозаключение не является логически необходимым. Во-вторых, даже в качестве критики (а не опровержения) оно страдает серьезными недостатками. Гораздо весомей свидетельства в пользу того, что Вселенная имела свое начало, — так как количество полезной энергии в ней уменьшается (см. законы термодинамики; теория большого взрыва), и так как до настоящего момента не могло пройти бесконечно много моментов времени, ведь никакую бесконечную цепочку невозможно проследить до ее начала (см. доказательство космологическое, горизонтальная форма). Далее, наука основана не на "случайности, а на наблюдаемости и воспроизводимости. Эти принципы убеждают нас, что такое сложное явление, как жизнь, не могло возникнуть без действия разумной причины. Нравственное опровержение бытия Бога. Нравственное доказательство небытия Бога намного популярнее всех остальных. Самый распространенный его вариант выглядит так (см. Bayle, 157f.): 1.Всеблагой Бог уничтожил бы зло. 2.Всемогущий Бог смог бы уничтожить зло. 3.Но зло не уничтожено. 4.Следовательно, такого Бога не существует. Это рассуждение тоже не может быть расценено в качестве доказательства, потому что его первая посылка неоднозначна, а третья посылка неточно описывает реальное положение дел. Прежде всего, неоднозначно слово «уничтожить». Если оно означает «полностью ликвидировать», то Бог не может полностью ликвидировать зло, не ликвидировав полностью свободу воли (см. свобода воли). Но ни один атеист не хотел бы лишиться свободы не верить в Бога. Во-вторых, если «уничтожить» означает «победить, преодолеть», то в третьей посылке не хватает очень важного слова «еще» : «зло еще не преодолено». Стоит только его добавить, и заключение уже не будет следовать из посылок, потому что Бог еще может победить зло в будущем. Если атеист (см. атеизм) ответит заявлением «зло еще не преодолено и никогда не будет преодолено», то его утверждение окажется необоснованным. Только Бог непреложно знает будущее. Так что атеист должен сам быть Богом, чтобы опровергнуть бытие Бога такого рода рассуждениями. Экзистенциальное опровержение бытия Бога. Философ-экзистенциалист Жан Поль Сартр (Sartre) утверждал: 1.Если Бог существует, то все предопределено. 2.Но если все предопределено, то я не свободен. 3.Но я свободен. 4.Следовательно, Бог не существует. Моя свобода неопровержима. Ведь даже попытка ее отрицать уже ее подтверждает. Но если свобода неопровержима, то Бог не может существовать. Ибо всеведущее существо (Бог), коль скоро существует, то знает все, что произойдет. Таким образом, все предопределено, ибо, если бы что-то произошло не так, как предвидел Бог, это бы значило, что Бог ошибся. Но всеведущее существо не может ошибаться. Следовательно, если Бог существует, то все предопределено. Но предопределено не все, потому что я свободен. Итак, Бога нет. Теисты оспаривают здесь вторую посылку. Никакого противоречия между предопределением и свободой воли нет. Бог может предопределять события в соответствии с нашей свободой воли. Они могут быть предопределены с точки зрения Его предведения, и все же совершаться свободно с точки зрения нашего выбора. Точно так же, как каждое событие на видеозаписи матча предопределено, но совершалось свободно (см. свобода воли) во время самой игры, каждое событие в мире для Бога уже предопределено, а для нас совершается свободно. Библиография: P.Bayle, Selections from Bayle's Dictionary. W. L. Craig, The Kalam Cosmological Argument. J.N.Findlay, «Can God's Existence Be Disproved?*, A.Plantinga, ed.. The OntologicaiArgument. K. Flint, Agnosticism. R. Garriguou-LaGrande, God: His Existence and His Nature. N. L. Geisler and W. Corduan, Philosophy of Reiigion. D. Hume, Dialogues, Part 8. A. Kenny, Five Ways. J. P. Moreland, The Existence of God Debate. B.Russel, Why I Am Not a Christian. J. P. Sartre. Being and Nothingness. Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.164-166. Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Норман Л. Гайслер Опубликовано 20 декабря, 2012 - 11:23
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |