Вы здесь

Духовный предшественник Прабхупады, Бхактивенода. Их надо знать в лицо!

 Уборщик в моём доме не совершает таких поступков, какие совершает Кришна.

        Могу ли я поклоняться богу, который опускается ниже, чем человек, моющий у меня пол?

            Раммохан Рой

Детство

На кришнаитских алтарях вы обязательно увидите этого полного гражданина. Это духовный прадед Прабхупады. И, как сейчас модно говорить, биологический отец гуру Прабхупады, Бхактисиддханты. Бхактивинода был человеком, оживившим полумертвый культ кришна-бхакти и радикально реформировавшим его. Он объявил всех современных ему последователей Чайтаньи псевдо-вайшнавами и сахаджиями, а учение Чайтаньи забытым и начал «вспоминать истинное учение» и учить «истинному пути».

Он родился 2 сентября 1838 в Надии, в деревне Ула в семье шиваитов. Даже родная мама была поражена его неприятным обликом. Она говорила: «Пусть он не так красив, как его братья, лишь бы жил долго». Ни один из его красивых братьев не дожил до совершеннолетия. В честь Шивы его назвали Кедаранатха. Он был третьим сыном в семье. Один из двух старших братьев к моменту его рождения уже умер.

Отец Бхактивиноды занимался разведением гусениц. Доставал для них какие-то особые листья. Дохода это не приносило. Просто он любил бабочек. Они такие красивые.

Из воспоминаний детства: «Было время, когда Ула не ведала забот. Там жило полторы тысячи брахманских семей, а также семьи каястх и вайшьев. В Уле никто не голодал. В те дни всего было в достатке. Деревенские жители любили веселье. Они пели, музицировали и рассказывали друг другу увлекательные истории. Кругом ходило так много упитанных брахманов, что их невозможно было сосчитать. Жители деревни были остроумны, красноречивы и мудры, а также искусны в пении и музыке. В любое время дня в деревне можно было встретить группы людей, поющих и танцующих или играющих в кости и шахматы. Если кто-нибудь испытывал нужду, он обращался к Мустафи Махашае, и тот помогал ему. В деревне не было недостатка в лекарствах, топленом и растительном масле. Жителям Улы не нужно было устраиваться на работу, чтобы прокормить семью. Какие это были счастливые времена!»

Бхактивинода не оригинален. Мечта многих индусов — не работать, до сыта есть и играть в шахматы и другие, более подвижные, игры.

Нравы царившие в школе, в которой он учился:

Старшие мальчики били младших. Тот, кто приходил первым в класс получал один удар палкой, второй — два удара и так далее. Ученики воровали еду и табак в своих домах, и отдавали украденное учителю. Младший брат Бхактивиноды, за что-то пытался убить учителя тесаком, прокравшись в комнату, где тот спал. Учителя спас Бхактивинода, находившийся почему-то в той же комнате. Интересно, за что пятилетний мальчик хотел убить учителя?

По ночам маленький Бхактивинода часто просыпался (в детстве у него были проблемы со сном) и уходил из дома к сторожам, охранявшим дом. Любимым его сторожем был Нап — старик, всегда вооруженный мечом. Он раньше был разбойником и нечаянно, во время одного из налётов, отрубил голову своему гуру. Был ли гуру среди нападавших или среди жертв нападения история умалчивает. Умалчивает история и о том, почему убийца Нап не сидел в тюрьме. Старик постоянно повторял имя бога (в биографии Бхактивиноды не указано кого именно из индийских богов), чтобы нейтрализовать последствия своего проступка. Он не раскаивался в убийстве человека, он жалел, что убил не того.

Однажды один родственник накормил Бхактивиноду и его старшего брата бараниной и брат заболел холерой и умер, а Бхактивинода не заболел. Когда Бхактивиноде исполнилось восемь лет, умер его младший брат (тот, который учителя пытался зарезать), а вскоре после него умер другой младший брат. В живых остались только Бхактивинода и его младшая сестра. Боясь потерять их, мать надела на них множество талисманов.

Из воспоминаний Бхактивиноды: «Когда читали “Махабхарату” или “Рамаяну”, я всегда приходил послушать. Больше всего мне нравились истории о демонице Симхике о том, как Хануман перепрыгнул океан, чтобы попасть на Ланку».

Семилетний Бхактивинода навещал знакомого брахмачари, который проводил колдовские ритуалы. Для этого брахмачари прятал у себя дома чаши, сделанные из черепов. Однажды Бхактивинода сказал ему: «Говорят, когда ты наливаешь воду из Ганги с молоком в череп, он улыбается. Я попытался сделать то же самое, но череп не улыбнулся». Такие вот детские шалости.
В возрасте девяти лет Бхактивиноду вместе с двоюродным братом отдали на обучение к астрологу Джагате Бхаттачарье. Бхактивиноде очень нравились занятия. А вот в школу мальчик ходить не любил. Чтобы не учиться, он украдкой пил касторку, от которой у него начинался жар.

В детстве будущий ачарья панически боялся привидений. Он боялся соседского сада, в котором жило привидение, поэтому не мог красть там фрукты. Он стал расспрашивать у всех о привидениях и один ученый брахман объяснил ему: «Привидения сотканы из ветра, а их глаза похожи на маленькие красные ягоды». Мальчик испугался еще больше, но чужие фрукты манили. Мать одного из его друзей общалась с духами, и она объяснила, что духи боятся имени «Рам». Бхактивинода попробовал войти в сад, выкрикивая это имя. Привидение не напало на него. С этой минуты соседский сад был обречен на разграбление.

В Уле жил Акхил Мустофи, дед Бхактивиноды по отцу, который был убежденным эклектиком. Бхактивинода пишет о нем так: «Проснувшись, он садился читать, Веданту”. Затем, выпустив задний конец дхоти на мусульманский манер, он декламировал Коран, после чего вставал на колени и читал христианские молитвы».

Когда Бхактивинода заболел дезинтерией (правда, кроме кровавого поноса, были и необычные для этого заболевания симптомы: страшный зуд и нарывы по всему телу), мать не стала обращаться к врачу, она обратилась к факиру Чанде. Факир провел обряд изгнания духов, дал ему особую мантру для повторения, велел никогда не есть больше мяса и предупредил, что ему приснится необычный сон. Мальчику приснилась большая черная змея. Она выползла прямо из его тела.

Факир Чанда познакомил его со своим гуру, Голокой. Этот Голока был, как и Чанда, из касты мучи (сапожников). Гуру сказал, что скоро Бхактивинода совсем поправится. Бхактивиноде снится ещё один сон. Ему снится, что он посыпает свои нарывы порошком кальция. Что он и сделал (по его словам), проснувшись. (Ввиду малой образованности нашего героя, простим ему незнание того, что случится с гнойной раной, если её действительно посыпать порошком этого щёлочноземельного металла. Т.Ч.). «Лекарство» помогло.

Эти два сапожника (Голока и Чанда) познакомили Бхактивиноду с кришнаизмом. Они принадлежали к секте карта-бхаджей — одной из сект последователей Чайтаньи. Гуру Голока предсказал, что Ула, родная деревня Бхактивиноды, вымрет. И ещё он предсказал, что Бхактивинода станет великим вайшнавом. Оба предсказания исполнились. Почти все жители деревни, действительно, вскоре умерли в муках во время эпидемии, а портрет Бхактивиноды, действительно, красуется на алтарях всех кришнаитов ИСККОН (и не только ИСККОН).

Взрослая жизнь

Когда Бхактивиноде исполнилось двенадцать лет, мать решила, что ему пора жениться. Невестой была назначена пятилетняя дочь небедного Шриюкты Мадхусуданы Митры, разъезжавшего на собственном слоне. Это, примерно, как на майбахе ездить сегодня. Главным, конечно, считалось «благоприятное» совпадение гороскопов жениха и невесты, но и денежное довольствие тоже не игнорировалось. На осмотр невесты и приданого была отправлена знакомая брахманская дочь, знавшая толк в невестах, которая доложила, что невеста хороша (это в пять лет-то), но уж очень смуглая. Маму Бхактивиноды больше всего интересовала красота лба будущей невестки. Лоб у девочки оказался подходящим (нам, русским, с нашей примитивной эстетикой не понять). Детей поженили. Вместе супруги должны были проживать с совершеннолетия. Совершеннолетием считалось вхождение жениха в пору известных желаний. По официальной кришнаитской версии двенадцатилетняя жена сама страстно просила девятнадцатилетнего Бхактивиноду: «Забери меня к себе в Калькутту. Сил больше нет в деревне жить, на слоне отцовом кататься».

Далее официальная версия утверждает, что молодая жена умерла. Заболела и умерла. Какой именно недуг одолел девочку не указывается. Неофициальная версия утверждает, что она не вынесла беременности и родов. Не должны дети детей рожать. Даже в Индии. Бхактивинода не очень расстроился. Пристроил новорожденного сына и женился снова. В автобиографии он напишет: «Я стоически перенёс удар судьбы». Настолько стоически, что через два месяца после кончины первой жены безутешный вдовец веселился на следующей своей свадьбе. Поиск подходящей партии и подготовка свадьбы в те времена занимали в Индии пару лет, а то и больше. Но он справился.  Эта выходка с поспешной женитьбой возмутила даже его языческих родственников с их милыми представлениями об отношениях полов.

Учился наш герой понемногу везде. Фраза «экзамен ему сдать не удалось» встречается  в его биографии не один раз. Правда, ему удалось осилить английский. Это, само по себе, уже было профессией в Индии той эпохи. Он работал продавцом сахара. Его выгнали. Он хотел поступить на должность учителя, и очень удивился, когда у него попросили предъявить бумагу о сдаче экзамена на должность учителя. А он и не знал, что такая нужна. Он сменил несколько должностей. Сборщик налогов, клерк, помощник судьи.  Именно судебная система стала его окончательным выбором.

Тут кое-что следует пояснить. Историческая справка, так сказать. Юридическая система колониальной Индии оформившаяся в 1793 году после реформ лорда Корнуоллеса состояла из судов по гражданским делам (дивани адалат) и судов по уголовным делам (низамат адалат). В каждом дистрикте существовали окружные суды, которые возглавляли только судьи-европейцы. Местные суды, которых катастрофически не хватало, возглавляли судьи-индусы, получавшие гроши. Коррупция не просто процветала. Можно сказать, никаких судов и не было. Одна коррупция. Сказочным везением для местного населения было назначение на пост судьи мусульманина. Так как их вера не позволяла им «торговать справедливостью», как тогда выражались. Рабочий день судьи-индуса был ненормированным. Некоторые судьи являлись на работу на один час в день. Бхактивинода трудился по три часа. Официальным языком судопроизводства со времён правления мусульман оставался фарси. Крестьяне не знали его, англичане не знали его. Зато его в нужном объёме знали судьи. И даже при контроле англичан (а уж без него и подавно) писали в документах всё, что душе угодно. Масштабы злоупотреблений и лжесвидетельства были чудовищными. Плата судье была столь же обычна, как плата за продукты на рынке.

Кого и за что судили? Истцами по большинству дел были заминдары-землевладельцы, взыскивавшие непомерную и постоянно увеличивавшуюся ренту с бедняков-крестьян. В биографии Бхактивиноды есть любопытная цифра, над смыслом которой мало кто задумывается. Там сказано, что он был на хорошем счету у английской администрации, из-за своего трудолюбия. По 50 дел в день рассматривал! Разделите три часа на 50 дел и увидите, сколько минут уходило на одно дело с ведением протокола (от руки!) (на фарси!). Так что никаких заседаний зачастую не было вообще. Большинство ответчиков на суд даже приехать из деревень не могли от бедности. Их просто сгоняли с земли по заочному решению «суда», обрекая зачастую всю семью на вымирание от голода.

Чукча писатель

Бхактивинода был писателем. Он много читал и рано начал сочинять собственные произведения, как в стихах, так и в прозе. Первой вышла из-под его пера поэма о событиях времён Александра Македонского, которую он озаглавил «Пориада». Он хотел написать её в двенадцати частях и издать каждую часть отдельно. Но, насколько мне известно, написал лишь две части, а с изданием возникли затруднения. Не желали современные ему издатели вкладываться в этот «бестселлер». Но молодой автор был, как говаривал Прабхупада, «парнем из Калькутты». Взял, да и посвятил свои вирши миссис Локк. Миссис Локк была имевшей кое-какие деньжата оккультисткой и спиритом. Она частенько вместе с Бхактивинодой духов вызывала и заставляла этих самых духов танцевать на столе. Бхактивинода сокрушается в своих воспоминаниях о том, что миссис Локк видела вызываемых персонажей, а он только слышал стук их копыт по столу, да наблюдал, как стол трясется. (Он зря расстраивался. Спустя несколько лет он смог общаться с такими персонажами из мира духов, которые миссис Локк и в кошмарах не снились.) Короче, книга была издана. Он даже подарил один экземпляр «Пориады» царю Бурдвана (это типа царь микрорайона где-нибудь в России) самому Махарадже Пратапе Чандре в надежде, что тот ему в меценатском порыве отвалит рупий пачку. Но Пратап меценатством не страдал.

А тут, как на зло, бабушка при смерти, жить негде и не на что. Короче засада. И наш писатель решается на отчаянный шаг. Думаете, он работу нашел? Не-а. Засел за новую книгу? Фиг там. Он занял денег и отправился в увеселительное путешествие по Индии на поезде. И пока он путешествовал, все проблемы сами собой рассосались: бабка померла, мама продала последнее своё ожерелье и выплатила его долги за квартиру. Что тут скажешь. Мужик! (Примеров подобного поведения среди кришнаитов я могу привести сотни. Такие вот «яблочки» с индийской пальмы. Со вкусом слёз.) А как он страдал, что не присутствовал при кончине бабушки. Как вспоминал её пирожки и супчики. Я рыдала при прочтении.

Бхактивинода живо интересовался религией. Он читал Коран, Библию. Общался с миссионерами. Очень ценил Иисуса. Как все кришнаиты, он никогда не подвергал критике «авторитет» Иисуса, но отдавал предпочтение «более продвинутому знанию». Вот пространная цитата из его труда «Возлюбить Бога», опубликованного в 1871 году. Судите сами:

“Иисус Христос первым сказал: “Возлюби Бога всем сердцем своим, всем разумением своим, всей душою своею, всеми силами своими и возлюби человека, как брата своего”. В этих глубокомысленных словах, несомненно, заключена абсолютная истина, однако разные люди трактуют их по-разному. Высказывания великих исполнены мудрости, но во многом загадочны. Понятые, они приближают истину к самому сердцу, а непонятые, остаются буквой, которая “убивает”. Это объясняется тем, что для человека, обретшего внутреннюю связь с Богом, естественно получать откровения, которые недоступны пониманию остальных. Этапы духовного развития во многом схожи со спиритуалистическими кругами, которые, хотя и ошибочны сами по себе, во многом объясняют постепенное совершенствование души. Как утверждают некоторые спиритуалисты, когда материя очищается, она превращается в дух. Эта теория полностью противоречит нашим внутренним убеждениям. Материя есть материя, а дух есть дух, и ни одно из них не может состоять из другого. Безусловно, дух выше материи. Тем не менее, находясь в материальном рабстве, мы не можем до конца понять связи духа с материей, пространством и временем. Не вдаваясь в метафизические рассуждения, заметим лишь, что душа человеческая, поднимаясь все выше и выше, может познать истины, о которых сейчас не имеет никакого представления. В соответствии с этим важным принципом Иисус Христос из Назарета и повторил слова, приведенные выше. Читателей, которые хотя бы немного выделяются из общей массы людей, он учит любить Бога всем своим сердцем, то есть испытывать к Нему сердечную привязанность, присущую каждому чаду и противоположную ненависти. Любить всем своим разумением, иначе говоря, разумом, которому присуще знание, в противовес неведению о добре. Любить всей своей душой, или той частью человеческого существа, которая поклоняется Всевышнему и ощущает собственное бессмертие, и всеми своими силами, то есть делами. Но вдохновленные свыше увидят более глубокий и сокровенный смысл в этих священных словах просветленного Иисуса. Он учит любить Бога, а не просто знать Его, строить догадки и думать о Нем или ненавидеть Его. Иисус говорит, что человек в абсолютном [свободном от материальной скверны] состоянии представляет собой не разум и не тело, а чистую душу. Мудрость - это сущность души, а ее призвание - абсолютная любовь. Абсолютное состояние человека заключается в его абсолютных взаимоотношениях с Богом, основанных на чистой любви. Поэтому любовь представляет собой единственную религию души, а значит, и самого человека.

Ученик спрашивает: “Но что мне делать с сердцем? Мое сердце любит смотреть, как улыбается солнце, любит полакомиться сладким и полюбоваться танцем”. Иисус отвечает: “Ты должен возлюбить Бога всем своим сердцем. Сейчас твое сердце стремится не к Богу, но тебе следует, как объезжают упрямую лошадь, направить бег своих чувств к Богу, любящему тебя”. Это один из четырех аспектов поклонения, который священные писания вайшнавов называют шанта-расой. Тогда ученик говорит: “Господи, разум уводит меня от Бога и склоняет к позитивизму. Что мне делать?” “Возлюби Бога всем своим разумением, - отвечает Иисус. - Другими словами, что бы ты ни ощущал, сознавал, помнил, воображал и о чем бы ни рассуждал, не позволяй себе быть бесстрастным мыслителем, но люби. Только любовь способна смягчить черствый разум. Развивай свой разум на добром и святом, любя истину, духовную красоту и гармонию”. Это вторая ступень духовного развития, которую вайшнавы называют дасья-расой. Тогда ученик спрашивает, достаточно ли ему развивать привязанность и разум, и Господь отвечает: “Возлюби Бога всей своей душой, то есть старайся ощутить свою духовную связь с Богом и испытывать откровения в минуты пламенной молитвы”. Вайшнавы называют эту ступень сакхья-расой. Достигнув ее, душа начинает святое и безбоязненное служение Богу. Ученик опасается в таком положении потерять себя и лишиться возможности действовать, но Спаситель говорит ему: Возлюби Бога всеми силами своими, иначе говоря, всей своей волей. Ты ошибаешься, если думаешь, что лишишься деятельной жизни. Напротив, у тебя прибавится забот. Труд, посвященный Богу и вызванный не корыстью, а священной свободой воли (в которой единственно заключается сила человеческая), труд, тождественный чистой любви, полностью завладеет твоим вниманием”. Таково общее описание бхакти. Затем Иисус продолжает: “Возлюби человека, как брата своего”. Здесь содержится указание на четвертую ступень развития любви, для которой характерно отношение ко всем людям, как братьям, а к Богу - как общему Отцу. Это начальный этап развития ватсалья-расы.

Таким образом, бхакти (любовь) сначала проявляется на уровне сердца, потом на уровне ума, души и, наконец, на уровне воли. Эти стадии духовного развития никоим образом не исключают, а, наоборот, дополняют друг друга, одухотворяя человека, или, говоря на языке священных писаний вайшнавов, делая его экантой.

Но существует еще более высокая истина, которая открывается только самым достойным. Я имею в виду пробуждение у души женского начала. В этом возвышенном и чистом состоянии бытия душа может ощутить сладость нерушимого брачного союза с возлюбленным Господом. Такова пятая, наивысшая, стадия духовного развития вайшнава, которую мы называем мадхура-расой. Ей одной посвящена самая прекрасная часть вайшнавских писаний. Этой таинственной ступени жизни достигают очень немногие, а точнее, только “избранные Богом”. Она настолько недосягаема для среднего человека, что рационалисты и даже простые верующие не могут постичь и даже порицают ее как нечто противоестественное. О Господи! Открой Свои сокровенные истины всем, чтобы избранных Тобой не причисляли к фанатикам и безумцам, и чтобы все человечество удостоилось быть избранным Тобой”.

  Такие вот незамысловатые записки антихриста. Некоторым по вкусу. Ну, так некоторым нравится и то, как Пикассо женщин рисовал. Сердцу, как известно, не прикажешь.

Меня раньше удивлял тот факт, что многие христианские миссионеры XVIII-XIX веков открыто называли Индию «царством сатаны». Сегодня он удивляет меня гораздо меньше.

Источник: Татьяна Чехова (бывшая кришнаитка), взято с форума диакона Андрея Кураева.

Опубликовано 24 декабря, 2012 - 13:42
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653