Вы здесь

Христианство и германский национал-социализм в 30-е и 40-е гг. ХХ в.

В ряде воспоминаний людей, которые пережили гитлеровскую оккупацию в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., есть упоминания о том, что немецкое военное командование разрешало и даже способствовало открытию православных церквей, закрытых при советской власти.

Чем же была вызвана такая политика гитлеровцев? Их христианской добротой и искренним стремлением к возрождению религии на занятых «восточных» землях? Или они руководствовались какими-то чисто тактическими соображениями? И как это все соотносилось с одной  из основных догм нацизма — расовой теорией, непримиримо разделившей все человечество на «расу господ» и «расу рабов»?

И главный вопрос: каково же было действительное отношение нацистских «фюреров» к христианству: католическому, лютеранскому, православному? И можно ли вообще считать национал-социалистов христианами?

В нашей стране и раньше, и теперь называют гитлеровский режим в Германии в 1933-1945 гг. «фашистским», правильнее же придерживаться принятого во всем мире наименования «нацистский». Напомню, что национализм — это идеология и политика, исходящие из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим, подчиняющая общечеловеческие ценности и интересы сугубо национальным интересам, проявление национального эгоизма, антагонизма, национальной замкнутости. А нацизм (германский или любой другой) — это крайнее проявление национализма, беспредельное возвеличивание одной нации, одной расы («расы господ»), в данном случае немецкой, над другими нациями, расами («Untermenschen», т.е. «недочеловеками»). Именно нацизм являлся главным звеном всей идеологии гитлеровского руководства, основой ее политических, экономических и военных целей.

Итак, до прихода нацистов к власти в 1933 г. их лидеры, главным образом Адольф Гитлер и Йозеф Геббельс, всячески старались подчеркнуть свою приверженность к христианству. В выступлениях лидеров NSDAP (Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei — национал-социалистическая немецкая рабочая партия — официальное название нацистской партии) присутствовала религиозная терминология, в символике нацистов почти всегда был крест, а на пряжке немецких солдат выгравировано: «Gott mit uns» («С нами Бог»). Отношения НСДАП с различными религиозными конфессиями оставались в то время терпимыми. Гитлер в своей книге «Mein Kampf» («Моя борьба», 1925 г.) даже высказывался против людей, разжигающих религиозные распри, называя их «гораздо худшими врагами народа, чем даже интернационально настроенные коммунисты». Говорил  Гитлер и: такое: «Правительство Рейха видит в христианстве непоколебимый фундамент морали и нравственности народа» (1933 г.). И Геббельс высказывался похоже: «Борьба, которую мы должны вести до победы (во всяком случае — до конца), — это борьба в самом глубоком смысле между Христом и Марксом».

Правда, несмотря на все эти высказывания, у сторонников Гитлера вначале сложились непростые отношения с католиками, что объясняется наднациональным характером католицизма, его несоответствием националистическим и расистским устремлениям гитлеровцев. До 1933 г. некоторые католические иерархи запрещали своей пастве вступать в НСДАП, считая принадлежность к партии и Церкви несовместимой. Католические священники даже угрожали нацистам-католикам недопущением к причастию и запрещением похорон по религиозному обряду. Их лозунгами были: «Национализм — величайшая ересь нашей эпохи», «Католицизм сломает хребет всякому национализму». Но в то же время многие католические клирики резко негативно относились к существовавшей тогда в Германии Веймарской республике, распространению теории коммунизма. Они были согласны с идеями национал-социализма и воспринимали его в качестве эффективного средства против либерализма и «красной угрозы». В годы гитлеровского режима со стороны некоторой части католиков существовала и проявлялась оппозиция нацизму, что было обусловлено, как говорилось выше, разностью взглядов католиков и нацистов на важнейшие идеологические вопросы, т.к. далеко не все католики были согласны с антисемитизмом и расизмом третьего Рейха. Но таковых было меньшинство, а, в общем, католическая церковь в гитлеровские времена была настроена расистски и антисемитски.

С протестантами (лютеранами), представлявшими в Германии религиозное большинство (к началу 30-х годов их было 45 млн. чел. из 69 млн. населения), отношения у нацистов были более стабильными. Немецких протестантов привлекало в нацистской пропаганде борьба против «безбожного марксизма» и «иудейского материализма». В силу национального характера немцев, антисемитизм среди немецких протестантов был распространен шире, чем среди католиков. Тем более что нацисты постоянно подчеркивали антисемитизм самого Мартина Лютера — основоположника Евангелизма.

Появилось даже «Движение немецких христиан за веру», создатели которого пытались соединить христианскую традицию с национал-социализмом, создать государственную церковь. В документе «Руководство для движения немецких христиан в Тюрингии» говорилось, в частности: «Господь сотворил закон, предусматривающий расовую суть нашего народа, которая воплотилась в фюрере Адольфе Гитлере и созданном им национал-социалистском государстве. Закон этот, рожденный в крови и душах немецкого народа, прослеживается в истории немцев. Лояльность к нему ведет нас на борьбу за честь и свободу».

Итак, до своего прихода к власти нацисты всячески старались демонстрировать свою лояльность к христианским конфессиям и обходить религиозные споры, справедливо считая, что, делая ставку на какую-то одну религиозную конфессию, они лишаются поддержки людей, исповедующих иную форму веры.

Да и после прихода 30 января 1933 г. к власти Гитлер и другие нацистские лидеры неоднократно заявляли о своем стремлении защищать права двух крупных религий Германии, т.е. католиков и лютеран от нападок, установить гармонию между ними и государством. Для повышения зарубежного доверия к национал-социалистскому правительству был подписан  20 июня 1933 г. Конкордат (соглашение) с Ватиканом, т.е. религиозным центром, объединяющим миллионы католиков во всем мире. Конкордат гарантировал, с одной стороны, недопущение оппозиции режиму со стороны церкви, а с другой — свободу католической веры и право Церкви самостоятельно регулировать свои внутренние дела. Заключив Конкордат, получив признание Папы римского, Гитлер рассчитывал получить громадную поддержку своей политике со стороны клириков католической церкви и немцев-католиков. Он эту поддержку получил, но уже в 1937 г. папа Пий ХI опубликовал энциклику (папское послание) «Mit brennender Sorge» («C огромной обеспокоенностью»), в которой констатировал, что условия Конкордата нарушаются нацистами: «Кто возводит расу или народ, или государство, или частную форму государства, или власть имущих, или иную какую-либо фундаментальную ценность человеческого общества, как бы необходимы и почетны ни были их функции в мирских делах, кто возводит эти понятия превыше принадлежащего им достоинства и обожествляет их до степени идолопоклонства, тот искажает и извращает мировой порядок, замышленный и сотворенный Богом», — говорилось в энциклике.

Были среди нацистских вожаков и убежденные атеисты. Одни, как, например, братья Грегор и Отто Штрассер, считали клерикалов слугами «буржуев и реакции», Юлиус Штрейхер — бессменный редактор погромного антисемитского листка «Штурмовик», отрицал религию вообще, Альфред Розенберг, «партийный философ», отрицая христианство, пытался создать новую религию, целиком и полностью основанную на принципах национал-социализма, где вместо Библии была бы книга «Майн кампф», а место Бога занял бы сам Гитлер. Атеистических воззрений придерживался и Мартин Борман — одна из самых темных и зловещих фигур Рейха, пользовавшийся неограниченным доверием Гитлера. Большинство же высших функционеров НСДАП солидаризовалось во взглядах на религию с Гитлером и Геббельсом, или делало вид, что это так.

Однако позднее, в 1941-м и в более поздние годы, Гитлер демонстрирует совершенно другое, свое истинное отношение к христианству, о чем говорят его высказывания, но уже не с трибун и в газетах, а в узком кругу приближенных, например: «Величайший ущерб народу наносят священники обеих конфессий. Я не могу им теперь ответить, но все заносится в мою большую записную книжку. Придет час, и я без долгих церемоний рассчитаюсь с ними». И далее: «Если у нас попы придут к власти, то в Европу вернутся самые мрачные времена средневековья. Партия хорошо делает, не вступая ни в какие отношения с церковью. У нас никогда не устраивались молебны в войсках… Дружба с церковью может обойтись очень дорого». И еще: «Наша религиозность — это вообще наш позор». «У меня шесть дивизий СС, ни один из этих солдат не ходит в церковь, и тем не менее они со спокойной душой идут на смерть». Или вот такое заявление человека, публично называвшего себя христианином: «Античность была куда лучше нынешних времен, поскольку не знала ни христианства, ни сифилиса».
Об истинном отношении гитлеровского режима к верующим говорится и в послании епископов католической церкви от 15 марта 1942 г., где епископы обвиняли национал-социалистское правительство в многочисленных нарушениях Конкордата: преследовании верующих, запрете преподавания закона Божьего в школах, препятствовании воспитанию детей в религиозном духе, нарушении права частной собственности, нарушении заповеди «Не убий» (имелось в виду, что 1 сентября 1939 г. Гитлер издал, секретный приказ («программа эвтаназии») об умерщвлении «неизлечимо больных», который распространялся на инвалидов, хронических больных, умственно неполноценных, что само по себе безнравственно и с общечеловеческих, и с христианских позиций. Под этот указ подпадали и некоторые политические противники режима. К августу 1941 г. число жертв указа составило более 70 тыс. чел.).

Особо нужно остановиться на отношении к евреям, иудаизму. Одним из главных своих врагов нацисты с самого начала существования своей партии называли еврейство, причем вражда к евреям носила не религиозный, а расовый характер. Антисемитизм был провозглашен главной идеей национал-социализма, а физическое уничтожение евреев или, как цинично это называлось нацистами, «окончательное решение еврейского вопроса» — одной из главных целей Третьего рейха. Начиная с 1933 г., евреев стали изгонять из общественной, экономической и культурной жизни Германии, что привело к их массовой эмиграции, а уже в ноябре 1938 г. нацистами был спровоцирован масштабный еврейский погром в самой Германии, так называемая «Хрустальная ночь», в ходе которой были сожжены и разграблены сотни синагог и жилищ евреев, осквернены их кладбища. С началом войны гитлеровцы на захваченных землях стран Европы загоняли евреев в гетто, свозили эшелонами  в лагеря уничтожения - Майданек, Освенцим, Маутхаузен, Треблинка. А с 1941 г. уже на «восточных» землях, выполняя директивы руководства Рейха, стали орудовать специально созданные из эсэсовцев «эйнзатцкоманды». В задачу этих откормленных и хорошо вооруженных молодчиков входило не ведение боевых действий против Красной армии, а выявление и убийство безоружных людей, которых нацисты объявили «расово неполноценными». Жертвами этих команд палачей в Польше и в оккупированных областях СССР, стало более миллиона человек, главным образом — женщин, детей и стариков, виновных лишь только в том, что они — евреи. Всего же за годы Второй мировой войны погибло от рук гитлеровцев и их приспешников около шести миллионов человек.

Национал-социализм пытался не только физически уничтожить евреев, но и их дух, всё, что евреи принесли в этот мир. Это неудивительно, ведь евреи - и принесенные ими в мир понятия «сострадание», «вина», «грех», «искупление» - воспринимались Гитлером как сверхмогучий противник. Борясь с иудаизмом, Гитлер вынужденно боролся и с христианством. При национал-социалистах гонения на христианские церкви и священнослужителей были беспрецедентны со времен Варфоломеевской ночи и сравнимы  лишь с гонениями на православную церковь и православных священников в большевистской России.

Для нас же несомненный интерес представляет религиозная политика нацистских властей по отношению к Русской Православной Церкви, как на территории Германии, так и в областях, подвергшихся оккупации в годы Второй мировой войны.
В самой Германии по отношению к православию возобладала, умеренная и гибкая политика, поскольку руководство Рейха не рассматривало православие как угрозу национал-социализму. Дело в том, что в Германии, к моменту прихода нацистов к власти, русская эмиграция насчитывала около 100 тысяч человек, среди которых явно преобладали антисоветские и антибольшевистские настроения. Это была большая сила для грядущих планов Гитлера. И если до 1935 года режим не проявлял особенного интереса к русской православной общине, то с этого времени была развернута широкая пропагандистская компания с целью показать гитлеровский режим защитником Русской Православной Церкви, часть духовенства которой находилась в изгнании, а другая подвергалась масштабным преследованиям в СССР.

В подтверждение доверия режима к православной общине в 1936 г. было подписано постановление правительства Пруссии о присвоении епархии Берлинской и Германской Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), которая считалась наиболее консервативной в политическом плане и бескомпромиссной в отношении коммунизма, статуса корпорации публичного права. По согласованию с Гитлером, было принято решение о постройке в центре Берлина кафедрального собора, средства для чего были выделены различными германскими ведомствами. Летом 1938 г., когда собор был построен, Архиерейский Синод РПЦЗ обратился  к Гитлеру с благодарственным адресом, в котором в восторженных тонах выражал чувства преданности и верноподданничества. И геббельсовская пропаганда имела задачу укрепить представление о нацистском режиме, как антиподе большевизма, послужить созданию выгодного образа нацистского государства в глазах международной общественности. В выполнении этой задачи нацистам безусловно помогало наличие в то время на территории Германии 165 православных общин.

Не секрет, что начало войны Германии против СССР большинство духовенства РПЦЗ и значительная часть верующих встретили почти восторженно. Даже глава Московской патриархии Русской Православной Церкви (РПЦ) митрополит Сергий (Старгородский) в своей проповеди в патриаршем кафедральном соборе Москвы (в Елохове) также косвенно поддержал войну: «Пусть грянет буря. Мы знаем, что она принесет не только несчастье, но и облегченье, она очистит воздух и унесет ядовитые испарения. Мы уже видим некоторые признаки этого очищения». Такая позиция вполне объяснима. Положение РПЦ перед войной было крайне плачевным: из имевшихся в стране 3732 действующих церквей 3350 были расположены в недавно приобретенных западных областях и только 300-400 открытых церквей находились на остальной части СССР. Количество священнослужителей составляло всего 500 человек или около 5% от численности конца 20-х гг. Разнузданная антирелигиозная пропаганда сочеталась с надругательством над святынями, уничтожением церковных зданий и предметов культа и с жесточайшим террором против священников и паствы.

А теперь вернемся к Германии и посмотрим, что руководители Рейха, эти люди, называвшие себя христианами или просто пытавшиеся убедить в этом мировое сообщество, что они планировали, развязав 22 июня 1941 г. войну против Советского Союза, которая тут же стала для нас Великой Отечественной.

Высказывания Гитлера и других лидеров нацизма не оставляют сомнений в захватнических намерениях руководства Германии, планировавшего продвижение границы Рейха вплоть до Урала и превращение России в колонию. Фюрер и его приспешники при этом предписывали вермахту жестокое, бесчеловечное обращение не только с военнослужащими, но и с мирным, безоружным населением захваченных земель, требовали относиться к ним как к людям низшей расы, «недочеловекам».

Гитлер «Наш долг — истребить население, миллионы представителей неполноценной расы, которые плодятся как паразиты Есть много способов добиться систематического и относительно безболезненного, во всяком случае без большого кровопролития, умерщвления нежелательного племени» (Беседа с Г.Раушнингом, 1935 г.). «…Захват большого жизненного пространства является единственным спасением». Поэтому «добиться решения германского вопроса можно только путем насилия». Близится день, когда он (Гитлер) сможет, наконец, приступить к решению своей «главной и непосредственной задаче: борьбе против большевизма» (2 июня 1940 г.). Далее он говорит: «Безопасность Рейха будет обеспечена только тогда, когда западнее Урала не останется ни одной чужой воинской части; охрану этого пространства Германия берет на себя» (16 июля 1941 г.). В обоснование необходимости отказа от соблюдения каких бы то ни было норм и правил ведения войны на территории СССР, Гитлер говорил, что здесь вермахту будет противостоять «особенно опасный и разрушающий всякий порядок элемент из гражданского населения, являющийся носителем еврейско-большевистского мировоззрения». «Не вызывает сомнения, что он будет применять свое оружие разложения против ведущего боевые действия и умиротворяющего страну вермахта коварно, исподтишка, везде, где только сможет» (май 1941 г.).

В ноябре 1941 г. Гитлер заявил, что заселит русское пространство немцами. Вот, например, что говорил Гитлер: «Надо любыми средствами добиваться того, чтобы мир был завоеван немцами. Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны, прежде всего, вытеснить и истребить славянские народы: русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого». В 1942 г. он сказал, что «нет никакой возможности учить русских, украинцев и другие народы Востока читать и писать, ибо грамотные представители этих народов приобретут исторические знания и станут врагами Германии».

Вторили Гитлеру и другие «фюреры», рангом пониже, например, рейхсфюрер СС Гиммлер: «Уничтожение 30 миллионов славян является необходимым условием успешного планирования на Востоке» (январь 1941 г.). И далее: «Меня совершенно не интересует, как чувствуют себя русские или чехи. Процветают другие нации или умирают от голода — интересует меня только в той мере, в какой они нужны нам в качестве рабов нашей культуры. Умрут десять тысяч русских женщин, копая противотанковый ров, или нет, интересует меня только в том отношении, успеют ли они вырыть этот ров вовремя… Тревожиться за них — это преступление против нашей нации, и еще большее преступление — привить им наши идеалы, ибо это создаст нашим детям и внукам еще большие трудности в отношениях с ними» (4 октября 1943г). Еще один «перл» его высказываний: «Для ненемецкого населения на Востоке не должно быть обучения выше, чем 4-х классная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до 500, написанию своего имени и тому, что бог требует слушаться немцев. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть» (май 1940 г.).

Рейхсмаршал Геринг, хозяйственный диктатор Рейха, объявлял войну средством экономического обогащения и превращения Германии в «первую державу мира». «Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти — такова главная экономическая цель акции» (июнь 1941 г.). Геринг заявлял, что он без колебаний готов пожертвовать жизнью десятков миллионов людей, если «из этой страны будет извлечено то, что необходимо для нас». «Убивайте, — говорил Геринг, — обращаясь к солдатам, каждого, кто против нас, убивайте, убивайте, не вы несете ответственность за это, а я, поэтому убивайте!». В 1943 г. он писал графу Чиано, зятю Муссолини: «В лагерях для русских военнопленных участились случаи людоедства. Только в этом году от двадцати до тридцати миллионов людей умрут от голода. Вероятно, это хорошо, так как некоторые нации следует проредить». И экономический штаб Геринга вывозил из России всё, прекрасно зная, что из-за этого миллионы русских людей умрут от голода. Геринг говорил своим подчиненным 5 октября 1942 г., чтобы они «не забывали, что у России отобраны самые плодородные провинции: там можно найти яйца, масло и муку в невообразимых количествах».

И Геббельс объяснял, что пропаганда имеет цель «заставить немецкого солдата убивать без колебаний, рассеять его сомнения относительно законности этой войны и развить у него чувство собственного превосходства». В то же время доказывать, что Германия «не преследует эгоистических целей на Востоке», что война, которую она ведет, является «священным крестовым походом ХХ в. против большевизма».

Недалеко от них ушел и министр иностранных дел Риббентроп, утверждавший, что гуманитарная сентиментальность в отношении русских заведет Германию в безнадежный тупик.

Руководители вермахта Кейтель и Йодль в известном «приказе о комиссарах» давали указание войскам не признавать политических комиссаров Красной Армии военнослужащими и «принципиально уничтожать их на месте с помощью оружия, в том числе тогда, когда они лишь подозреваются в саботаже, сопротивлении или подстрекательстве к этому». Кейтель, помимо этого, приказал расстреливать от пятидесяти до ста русских за одного убитого немецкого солдата; он же предписывал развязать жесточайший террор даже против женщин и детей. Фельдмаршал Рейхенау говорил, что было бы излишней добротой кормить гражданское население и военнопленных. Ему вторит фельдмаршал Манштейн. А генерал Гревениц приказал расстреливать тех русских военнопленных, которые из-за истощения не способны работать.

В одном из обращений немецкого командования к солдатам говорилось: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание — убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик — убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки».

Рейхскомиссар Украины Эрих Кох провозгласил: «Мы — раса господ. Я пришел сюда не для того, чтобы раздавать благодеяния. Простой немецкий рабочий в тысячу раз более ценен в расовом и биологическом отношении, чем любой русский».

Таковы были лозунги нацистов в соответствии с их планами создания «Тысячелетнего рейха» — рая для немцев, «расы господ», такова была их политика по отношению к тем, кого они считали «расой рабов», т.е. для славян, цыган, евреев. Очевидно, что все эти высказывания, приказы, указания, откровения являлись дикой смесью планов захвата земель на Востоке, экономического разграбления и порабощения населения этих земель. Планов, круто замешанных на излюбленных немцами понятиях «жизненного пространства», «крови и почвы», на расовой теории и крайнем национальном эгоизма, нацизме.

Выполняя указания нацистских руководителей в отношении населения захваченных областей, командование вермахта и немецкие чиновники вели себя действительно, как раса господ. Было разрушено 1700 городов, 70 тысяч сел и деревень, 1700 церквей, 530 синагог. При отступлении немецких войск, в ходе так называемой «эвакуации» были варварски разграблены дворцы и музеи, произведения  искусства и другие культурные и исторические ценности. Гитлеровцами варварски взрывались старинные монастыри и храмы, а их святыни либо уничтожались, либо были разграблены, так это было со старинными иконами и предметами культа. Вывозились в Германию также картины выдающихся художников Европы и России, оборудование заводов и фабрик. Сотнями тысяч тонн вывозился, каменный уголь, хром, марганец, алюминий, железная руда, железный лом, зерно, мясо, сало, подсолнечное и льняное масло и все, что можно было вывезти. Вывозился даже превосходный чернозем из южных областей России и Украины.

Но самое безжалостное, самое жестокое обращение демонстрировали представители «расы господ» к населению оккупированных областей. Бесчеловечное отношение оккупантов к польским и советским гражданам, абсолютное бесправие, голод, жестокие репрессии за малейшее неповиновение или подозрение в партизанской деятельности, включая коллективные расправы, массовые казни — таковы были условия жизни, вернее, выживания гражданского населения захваченных немцами областей. Известны многочисленные случаи, когда жители «непокорных» деревень загонялись в храмы, которые обливались горючим и поджигались. В огне погибали тысячи безоружных и безвинных людей!

Необходимо отметить, справедливости ради, что в репрессиях против населения, особенно против евреев, наряду с немцами охотно участвовали и местные предатели: полицаи (Украина), служба «поддержания порядка» (Белоруссия), «местная самооборона» (Литва), националисты организации «Перконкруст» (Латвия), «хиви» («добровольные помощники немецкой армии»), «восточные батальоны» из представителей Средней Азии и Кавказа, насчитывающие около полумиллиона человек. Эти предатели действовали зачастую более жестоко, более изощренно, чем даже немцы. Всего на оккупированных землях погибло от рук захватчиков и их пособников — предателей всех мастей — почти 10 миллионов человек.

Еще одна страница — использование рабской силы советских граждан. Правдами и неправдами сотни тысяч людей, в основном, молодежи обоего пола, были вывезены в Рейх на принудительные работы. В одном только Берлине было создано более 660 трудовых лагерей, где находились граждане СССР. Подобные лагеря были и в других землях Германии. По данным на 1944 г. в Германии находилось 5 736 412 иностранных рабочих, из них 2 128 208 человек (37,1%) составляли граждане СССР. Уже в 1943 г. речь шла о смерти трех с половиной миллионов гражданских лиц и полутора миллиона военнопленных. Большинство из них жили и работали в ужасающих условиях. Сотни и сотни тысяч их погибли еще в 1941-1943 г. от недоедания и от непосильного труда на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве Германии.

Вернемся, однако, к вопросу об открытии и возобновлению деятельности православных церквей на захваченных гитлеровцами землях. Да, действительно, в западных областях РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Прибалтике летом 1941 г. возобновило свою деятельность множество православных храмов. По воспоминаниям, они были заполнены молящимися, люди могли крестить детей, отпевать покойников и пр. Об этом очень подробно и проникновенно рассказывается и в фильме режиссера Сергея Хотиненко «Поп».

Но если летом 1941 г. германское военное командование как бы поощряет открытие храмов, то уже вскоре, когда люди стали понимать истинные цели оккупантов и массово организовывать группы сопротивления и партизанские отряды, а гитлеровцы почувствовали, что над их головами поднимается «дубина народной войны», то действия вермахта приняли совсем другой характер, не оставляющий никаких сомнений в их подлинном отношении к людям и к их религиозным убеждениям. «Заигрывание» с населением закончилось. Во-первых, Гитлер никогда и не думал о возрождении православия на русской земле. Наоборот, он опасался, что восстановление церковной жизни может привести к сплочению русских в борьбе против иноземного захватчика. Характерно его высказывание: «Мы должны избегать, чтобы одна церковь удовлетворяла религиозные нужды больших районов, наоборот, каждая деревня должна быть превращена в независимую секту. Если некоторые захотят практиковать черную магию…, мы не должны воспрепятствовать им, … наша политика на широких просторах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола». Во-вторых, об этом уже говорилось выше, главной целью Гитлера был захват громадной части СССР с её неисчислимыми природными ресурсами, превращение ее в колонию, покорение нашего народа, превращение его в бессловесного раба немецкого «хозяина», а вовсе не «освобождение русского народа от большевизма» или «защита Европы от красной угрозы», как вещал Геббельс в своих листках.

Понятно, что, поощряя возрождение церковной жизни на захваченных землях, улыбаясь и фотографируясь на фоне молящихся, гитлеровцы пытались расположить к себе людей и уменьшить опасность сопротивления с их стороны. Но это был только обман, пропагандистский маневр гитлеровцев. Это была уловка «волка в овечьей шкуре». Безусловно, были люди, которые поверили в эту уловку. Документы партизанского подполья доносят до нас, что некоторые люди, услышав миролюбивые заверения немецких властей, поверили в их «европейскую культуру и цивилизованность», смирились с судьбой, проявили лояльность к захватчикам. Увы, довольно скоро пришло прозрение, вместо напомаженной физиономии «цивилизатора» явился звериный оскал завоевателя, захватчика, оккупанта, представителя «расы господ»! Но это произойдет не сразу. А пока что Сталин (он был все-таки неглупый человек), поняв, какую опасность для его большевистской власти таит открытие церквей на захваченных врагом землях, несколько изменил свое отношение к религии, к некоторым историческим лицам. Вспомните его обращение к народу 3 июля 1941 г. по радио. Как он сказал: «Братья и сёстры! К вам обращаюсь я, друзья мои!». Ведь так обращаются священники к пастве. Раньше он так никогда не говорил! А призывы воинов к памяти наших великих предков — Александра Невского (князя!), Кузьмы Минина (купца!), Дмитрия Пожарского (князя!), Александра Суворова, Михаила Кутузова (верных слуг Российских императоров!), — разве все это не говорит о некотором изменении отношения Сталина к истории Отечества?! Еще больше говорят об изменениях в политике Сталина его частичные уступки РПЦ в ее деятельности: разрешен сбор средств для фронта, освобождение некоторых священников и епископов, открытие некоторых храмов. В 1943 г. Сталин разрешил проведение Архиерейского Собора для выборов Патриарха Московского и всея Руси. Всем  этим была создана види-мость лояльного отношения советской власти к свободе совести, к церкви. Сталин не сделал бы этого шага, если бы на оккупированных землях не возобновили свою работу православные храмы. Можно предположить, что именно возобновление деятельности православных храмов на оккупированных врагом землях подтолкнуло советскую власть к возобновлению диалога с РПЦ. Особенно, перед встречей «Большой Тройки» — Президента США Ф.Рузвельта, Премьер-министра Великобритании У.Черчилля и Председателя Совета Министров СССР И.Сталина в Тегеране (1943 г.), когда необходимо было повернуть мировое общественное мнение в сторону СССР.

Что касается приведенных выше высказываний Гитлера и других «фюреров», обращенные к немцам, то они хорошо и полно характеризуют их человеконенавистнические идеи (апология насилия: «война — отец всего сущего»), поношение христианства, и в особенности католицизма, их расизм и оголтелый антисемитизм, а также социальный псевдодарвинизм («идет борьба рас и наций, в которой побеждает сильнейший»), ненависть к демократии, к правовому государству, к художественному модерну и авангарду, к интеллигенции и т.д.). Вот как, например, Гитлер характеризует цели национал-социализма: «Национал-социалистское движение даст толчок этим переменам, станет его мотором. Следует всё подчинить этим переменам и отбросить все, что мешает, — марксистов, евреев, масонов, церковь». «Либо мы, либо церковь. Никакого сосуществования. Одно исключает другое. У них нет будущего. По крайней мере, в Германии». И еще одно его высказывание: «Прежде всего необходимо покончить с мнением, будто толпу можно удовлетворить с помощью мировоззренческих построений. Познание — это неустойчивая платформа для масс. Стабильное чувство — ненависть. Его гораздо труднее поколебать, чем оценку, основанную на научном познании… Широкие массы проникнуты женским началом: им понятно лишь категорическое «да» или «нет»… Массе нужен человек с кирасирскими сапогами, который говорит: этот путь правилен!» (Конец 20-х гг., Гамбург).

А вот что говорит Гитлер, обращаясь к немецкой молодежи: «Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью. Совесть, как и образование, калечит человека. У меня то преимущество, что меня не удерживают никакие соображения теоретического или морального порядка». «Слабых следует вышвыривать прочь, — говорит Гитлер, — в моих орденсбургах вырастет молодежь, от которой содрогнется мир. Я хочу, чтобы молодежь была жестокой и неустрашимой, склонной повелевать и применять силу, мужественно переносить любую боль. У неё не должно быть никаких слабостей, никаких нежностей. Ее глаза должны вновь загореться блеском великолепной, вольной хищности». Или вот его «философские» взгляды: «Человек грешен от рождения, управлять им можно только с помощью силы. В обращении с ним позволительны любые методы. Когда этого требует политика, надо лгать, предавать и даже убивать».

Мы видим, что все взгляды, все высказывания Гитлера и его приспешников имеют целью воспитание культа силы, захватнических устремлений, ненависти, бесчеловечной жестокости, направленных на людей иных наций, рас и вероисповеданий, на людей других политических взглядов. Какое пренебрежение, какая ненависть к церкви, к верующим! В этих словах и делах заправил «Тысячелетнего рейха» нет ничего общего с Христовыми заповедями, в основе которых лежит доброта, понимание, снисхождение, братская любовь и помощь ближнему! У нацистов — только национальный эгоизм! Только пренебрежение, презрение и ненависть к людям. Ко всем, кроме немцев, ведь они — арийцы, «раса господ»!

Но здесь уместно будет вспомнить, что в последние дни и недели существования «Тысячелетнего рейха» Гитлер отдал приказ об уничтожении заводов, шахт, электростанций, взрыве мостов и плотин, т.е о превращении Германии в «выжженную землю». Слава Богу, этот бесчеловечный приказ был выполнен лишь отчасти! А что же люди, что же народ Германии, в любви к которому так распинался Гитлер, когда рвался к власти? Те самые немцы, которых он клялся сделать «расой господ»? Тут Гитлер был определенен. Так, еще 3 августа 1944 г., на совещании в Познани он следующим образом определил, что ждет немцев: «Если немецкий народ в этой войне потерпит поражение, значит, он был слишком слаб. Значит, он  не выдержал свое испытание перед историей и ни к чему иному не был предназначен». Позднее, когда война шла уже на немецкой земле, этот «добрый человечек» высказался еще определеннее: «Если война будет проиграна, то и народ погибнет… И нам незачем заботиться о сохранении тех материальных ценностей, которые потребуются людям для их дальнейшего примитивного существования… Все равно уцелеют после войны только неполноценные, так как все лучшие погибнут в боях».

Итак, мы видим, что Гитлер не был христианином, равно как и национал-социализм не был порождением христианской религии. В том, что Гитлер говорил, в том, что он делал, нет ничего похожего на христианские добродетели. А его высказывания о религии, о священнослужителях раскрывают его антихристианскую суть и полное забвение Христовых заповедей. Основная догма национал-социализма о превосходстве одной нации, одной расы над другой в корне противоречит христианской космополитичности: «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (апостол Павел).

Кстати, нацистские взгляды и идеи удивительно схожи с взглядами и идеями большевизма: и в Германии и в СССР единолично правил диктатор — фюрер и вождь, существовала одна единственная, игравшая «руководящую роль», политическая партия — НСДАП и ВКП(б), имелись фактически безвластные парламенты — рейхстаг и Верховный совет, проводился жесточайший террор в отношении собственного народа вплоть до геноцида, осуществляемый гестапо и НКВД через сеть концентрационных лагерей и «архипелаг ГУЛАГ». Права человека, какие-либо свободы отсутствовали и у них, и у нас. Разница только в том, что в Германии всё объяснялось законами борьбы рас и наций, а в СССР — законами классовой борьбы с конечной целью у одних — завоеванием мирового господства, у других — победы Всемирной революции. Разница была и в том, что в Германии сохранилась частная собственность, в СССР же такого понятия вообще не существовало.

Антирелигиозная борьба в СССР, правда, пошла дальше, чем в нацистской Германии, вплоть до разрушения монастырей и храмов, превращения их в склады и мастерские, жестоких репрессий по отношению к духовенству, но и в Германии враждебное отношение к христианским конфессиям было присуще не только таким нацистским фюрерам, как Борман, Гиммлер и многим другим, но и самому Гитлеру, судя по его антихристианским высказываниям, а главное — действиям.

Расчет гитлеровцев на лояльность наших людей не оправдался. Захватнические устремления национал-социалистов, антихристианская суть их идей были довольно скоро разгаданы большинством нашего народа, не поверившего «религиозности» захватчиков, их «освободительной миссии. Наоборот, абсолютное большинство граждан СССР разных наций и народов, разных верований оказались патриотами Отечества, России и нанесли решающий и сокрушительный удар по гнезду нацистов, удар, от которого агрессор уже не смог оправиться.

Хотелось бы надеяться, что факты, изложенные в этой статье, помогут понять, что такое национализм, нацизм. Надеюсь также, что эти факты насторожат нас, ведь, к величайшему сожалению, несмотря на разгром германского национал-социализма и итальянского фашизма в 1945 г., национализм, его ядовитые семена живы до сих пор. И сегодня мы наблюдаем всё то же: насилие, террор, идеологическую конфронтацию, всё ту же конфессиональную борьбу. И сегодня не счесть призывов к возведению в ранг «единственной и исключительно верной» — «своей» этничности, «своего» национализма, «своей» веры.

Да, мы не «Иваны, не помнящие родства»! Да, у нас должно быть национальное самосознание! Мы должны знать исторический путь нашей Родины — России со всеми его взлетами и падениями, победами и поражениями, должны уважать память предков, наш образ жизни и традиции, уважать и развивать нашу культуру, искусство, экономическую составляющую страны.

Так будем патриотами, будем любить и защищать нашу Родину — Россию, ее трудолюбивый и талантливый, с нелегкой судьбой народ,  даже если мы видим, что не всегда всё благополучно в «нашем царстве-государстве». Быть патриотом — это совсем не значит только всё хвалить и всем восторгаться. Быть патриотом - значит работать на благо Отечества, значит видеть и положительное, и недостатки, огрехи. И не только видеть, но и стремиться к их исправлению, искоренению, а не сидеть в той «хате, которая с краю».

Нелишне в этой связи вспомнить слова Петра Чаадаева: «Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен стране в том случае, если он ясно видит ее».
Быть патриотом — это не значит относиться с пренебрежением к другим нациям, расам и странам, проявлять к ним враждебность и ненависть. Наоборот: «Не делай другому то, что не хотел бы, чтобы делали тебе!». Разве не правильнее было бы использовать то, что есть хорошее в других странах, в обычаях и традициях  других народах - в интересах нашей страны, наших людей?

Уверен, что уроки развязанной нацистской Германией Второй мировой войны нами не забыты. Как не забыт сокрушительный разгром стран - агрессоров и позорная смерть «фюрера», «дуче» и главных военных преступников — проповедников германского национал-социализма и итальянского фашизма. Пусть будет всем нам уроком и память о том, к чему привела германский народ безумная вера в Гитлера, в нацизм в мае незабываемого 1945 г.

Национализм же, какой бы он ни был — русский, украинский, немецкий, еврейский, арабский и какой-то иной — всегда отвратителен! Он способен только разрушать, он ничего не созидает. Когда же он превращается в свое крайнее воплощение — в нацизм, в разжигание межнациональной и межрасовой ненависти и вражды, то такой национализм не имеет права на существование. А националисты, обвиняющие во всех бедах кого угодно и что угодно, но только не себя, это вообще, как мне кажется, люди недалекие, с ограниченным миропониманием, я бы сказал - ущербные, больные. Каким был и Гитлер — недоучившийся художник с непомерными амбициями, жаждой власти и поклонения.

Эта статья — не проповедь. Всего лишь мой взгляд на нашу Россию, на один из периодов ее многовековой истории. Надеюсь, что читатель, ознакомившись с приведенными фактами, поймет, что нужно верить в Бога, следовать Христовым заповедям, уважать законы чести и добропорядочности, исповедовать миролюбие, но и понимать, что борьба против зла и насилия — это не грех. Понимание этого поможет нам преодолеть и трудности жизни, и раскол общества, и усиливающийся в стране национализм, который может привести нас к тяжелейшим последствиям, вплоть до гражданской войны.

Избави нас Господи от этой напасти!

Автор: 
Григорий Буров
Опубликовано 15 мая, 2012 - 12:52
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653