Вы здесьХудиев Сергей. О Пророках и тролляхТролль – сказочное, и, обычно, недоброе существо из скандинавской мифологии, персонаж саг и сказок, попавший оттуда в литературу, фильмы и компьютерные игры. Многие из нас впервые познакомились с троллями в сказках замечательного (и глубоко христианского) датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Вы наверняка помните его "Снежную Королеву" и историю про "Зеркало Троллей": "Так вот, жил-был тролль, злющий-презлющий; то был сам дьявол. Раз он был в особенно хорошем расположении духа: он смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, выступало еще ярче, казалось еще хуже. Прелестнейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей – уродами, или казалось, что они стоят кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались до того, что нельзя было и узнать их; случись же у кого на лице веснушка или родинка, она расплывалась во все лицо. Дьявола все это ужасно потешало. Добрая, благочестивая человеческая мысль отражалась в зеркале невообразимой гримасой, так что тролль не мог не хохотать, радуясь своей выдумке. Все ученики тролля – у него была своя школа – рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде. – Теперь только, – говорили они, – можно увидеть весь мир и людей в их настоящем свете! И вот они бегали с зеркалом повсюду; скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нем в искаженном виде. Напоследок захотелось им добраться и до неба, чтобы посмеяться над ангелами и самим Творцом. Чем выше поднимались они, тем сильнее кривлялось и корчилось зеркало от гримас; они еле-еле удерживали его в руках. Но вот они поднялись еще, и вдруг зеркало так перекосило, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось вдребезги. Миллионы, биллионы его осколков наделали, однако, еще больше бед, чем самое зеркало. Некоторые из них были не больше песчинки, разлетелись по белу свету, попадали, случалось, людям в глаза и так там и оставались. Человек же с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи одни лишь дурные стороны, – ведь каждый осколок сохранял свойство, которым отличалось самое зеркало". В наши дни слово "тролль" приобрело еще одно значение – интернет-хулиган, который развлекается, оскорбляя людей и провоцируя длинные, бессмысленные и ожесточенные перепалки. Но у интернет-троллей есть много общего с "зеркалом троллей" Андерсена. Троллинг бывает разный – но очень часто он указывает на (реальные или предполагаемые) грехи и пороки жертв. Тролли не просто пошло хулиганят, но обличают зло – почти как пророки, с которыми они себя иногда даже сравнивают. Пророки, действительно, говорили своему народу много очень резких и тяжелых слов; современный интернет полон гневных обличений и яростных упреков. Нам с большой охотой сообщают, какими негодяями и подлецами мы окружёны; стороны в конфликтах вываливают друг на друга тонны компромата – достоверного или нет, да кто будет подробно разбираться. Любое неудачное, ошибочное, или даже просто вырванное из контекста высказывание разносится по тысячам блогов с восторженными комментариями "посмотрите люди добрые, какой же идиот и мерзавец!" В чем разница между пророческим обличением и тиражированием компромата? Интуитивно ясно, что это разные вещи – хотя вторая может прикидываться первой – но как эту разницу обозначить? Попробуем это сделать. Прежде всего, мы можем отметить разницу в мотивах, в целях. Цель пророческого обличения – это примирение, восстановление отношений с Богом и, благодаря этому, правильных отношений между людьми. "Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф. (Иер.2:19) Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. – Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты – Господь Бог наш. (Иер.3:22)" Цели тролльских нападок другие – заткнуть рот оппоненту, показать, что человек он дурной, глупый и аморальный, и слушать его не стоит. Ни о каком примирении не идет и речи – речь идет о победе, о, по крайней мере, символическом, уничтожении противника, изгнании его из пространства общественной дискуссии и лишении его права голоса. Что могут сказать нам эти про-(или анти) правительственные уроды? Да они же все патентованные мерзавцы, воры, растлители, убийцы и негодяи! Другая цель – утверждение своей принадлежности к группе, "я тоже ненавижу этих мерзавцев – следовательно, я – свой", я принят в соответствующих кругах, которые и формируются по принципу "дружбы против". Еще один мотив – скорее психологический. Бремя моей собственной вины, беспокойство о том, а правильно ли я живу, гораздо легче нести, уверив себя, что я живу в окружении мерзавцев. Ведь на этом-то фоне я совсем неплох! Кругом негодяи и уроды – значит и мне многое позволительно. На этом фоне я в любом случае выгляжу очень прилично. Не я такой, жизнь такая. Пророки всегда исходят из существования нормы, должного, правильного положения дел, при котором люди хранят верность единому истинному Богу и по правде и милости поступают друг с другом, особенно с наиболее уязвимыми членами общества – "бедным, пришельцем, сиротой и вдовой". Пророки стремятся утвердить эту норму. Даже если в своей полноте норма и не будет осуществлена, именно она является целью, к которой должно стремиться. За пророческим обличением стоит видение общества, каким оно должно быть. Цель троллей – разрушение нормы. Это видно потому, каким яростным нападкам подвергаются все, кто пытаются говорить о норме – Церковь особенно, но не только. Тезис, который они пытаются утвердить, выглядит примерно так – "все, кто говорят о норме – дурные люди, лицемеры, обманщики; следовательно, верить им нельзя; следовательно нормы никакой нет". Можно, конечно, возразить, что судить кого-либо можно только от имени какой-то нравственной нормы – но это слишком длинная мысль для тролля. Такое бывает не только у нас – в других странах люди, говорящие о норме – будь то известный проповедник слова Божия, подвижница милосердия или просто человек известный чистой, нравственной жизнью – тоже живут в окружении противников, настойчиво желающих уличить их хоть в чем-то, чтобы воскликнуть – вот видите, нет никакой нормы и правильности, они все лицемеры! А люди, которые действительно оказываются лицемерами, всегда могут быть уверены, что СМИ и блоги сделают им самую широкую рекламу. Пророки видят зло на фоне того добра, которое это зло портит – их противление злу исходит из любви к благу, как нас ужасает пятно на любимом лице. Зло угрожает чему-то важному и бесконечно дорогому – отношениям с Богом, справедливости и милости между людьми – и пророки противятся ему именно поэтому. "Иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную... Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились... (Иер.2:2-5)". Зло, грех и порча в человеке, в обществе, в народе Божием воспринимаются как дыра, как паразит на чем-то хорошем – и от него надо избавиться, чтобы освободить это хорошее. Грех обличают затем, чтобы высвободить в грешнике потенциального святого; единственная причина, по которой Пророки, Господь и Апостолы обличают грех – это любовь к грешникам, которые являются драгоценными в очах Божиих человеческими существами, призванными к покаянию, спасению и вечной жизни. Взгляд троллей – как это гениально замечено Андерсеном – не видит вообще ничего доброго. Люди, на которых они обращают внимание, всегда являются законченными уродами, в которых нечего одобрить, нечему порадоваться и нечего спасать. Это взгляд из ада. Любое сообщество (движение, страна, община) судится по наихудшим своим представителям, человек – по наихудшим своим высказываниям, более того, любые его действия и высказывания интерпретируются исходя из той данности, что он – законченный мерзавец и все, что он может говорить или делать, продиктовано самыми низменными мотивами. Тролли ничего не могут исправить, потому что и не хотят исправлять. Чтобы исправить что-то, нужны, как минимум, два условия – вы должны хотеть это исправить и верить в возможность такого исправления. Чтобы хотеть исправить что-нибудь – от испорченной вещи до испорченных отношений – вы должны верить, что эта вещь – или эти отношения – стоят того, чтобы быть восстановленными. Вы не хотите просто выбросить их и заменить другими; вы цените их достаточно для того, чтобы прилагать усилия. Вы также должны верить в то, что такое восстановление возможно – иначе вы никогда не приступите к делу. Во взгляде пророков всегда присутствует любовь и надежда; у троллей не бывает ни того, ни другого. Человек, полагающий, что "пора валить из этой страны" никогда ничего не сделает для страны полезного – просто потому что не находит ее стоящей усилий. В нашем обществе – и уж точно в русской сети – нет недостатка в троллях, зато есть острая нехватка пророков. Не пророков в буквальном смысле, конечно, как людей получивших непосредственное откровение от Бога, "пойди и скажи этому народу", а людей, которые могут говорить правду Божию, правду, которая исходит из любви и надежды и ищет примирения, а не вражды, которая хочет исцелять, а не уязвлять, восстанавливать, а не разрушать. Но еще одно отличие пророков от троллей – тролли всегда действуют толпой, "все побежали – и я побежал", все перепостили гадость про какого-то неприятного нам человека – и я перепостил. Пророк показывает пример личного выбора, который совершается в одиночестве и тишине, перед Богом, в ответе на Его личный призыв. Он не бежит за толпой – он внимательно прислушивается. "На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он во мне (Авв.2:1)". Сам Господь Иисус показывает нам пример, удаляясь для молитвы в пустынные места. Троллинг, как образ действий, как взгляд на мир и друг на друга проникает и в православную среду – это особенно заметно в ситуации конфликтов, когда вместо желания спокойно разобраться в происшедшем, без злобы к кому-либо и с состраданием ко всем, люди делятся на два лагеря болельщиков, каждый из которых подзуживает "свою" сторону, как дурные подростки, которые подталкивают назревающую драку – "Да он тебя все равно что козлом обозвал! Да я бы уже полчаса как дрался! Неужели ты ему спустишь? Да он потом тебя вообще!". Естественно, никто не желает выслушивать стороны и разбираться в том, что же произошло на самом деле. Рассмотрение деталей может ослабить нашу уверенность в том, кто тут законченный мерзавец, и подорвать нашу решимость. Но нам стоит приобрести другую решимость – учиться у Пророков, Апостолов и самого Господа. Только так мы сможем принести какую-то пользу – если мы хотим ее принести. Поделиться… Источник: Фома Опубликовано 23 января, 2013 - 21:02
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |