Вы здесьИзображения распятия: свежее свидетельствоПасхальный сезон – время, когда христиане в своих мыслях обращаются к смерти, погребению, воскресению и посмертному явлению Иисуса. Страстная Пятница в соответствии со своим названием фокусирует внимание именно на смерть Иисуса, которая, как я предполагаю, произошла в 30-м году нашей эры, в апреле, во время праздника Пасхи. Христианское видение распятия по большей части основано на иконах, и на том, как это событие отображено в более позднем христианском искусстве; ни один из этих источников не относится к первому столетию христианской эры. Однако известно три изображения распятия, созданных примерно в одно время со временем жизни Христа. Первые два выполнены в виде граффити: одно из них высмеивает образ распятого бога (отображая таким образом критику христианства на раннем этапе); на втором просто изображен человек, с которого содрали кожу и распяли. Третье изображение выцарапано на драгоценном камне, который, вероятно, использовали в магических ритуалах. Из этих трех наиболее известно граффити Алексамена (слева). Оно было найдено на стене возле Палатинского холма в Риме. Надпись под рисунком можно читать двояко: либо "Алексамен молится богу", либо в форме повелительного наклонения: "Алексамен, молись богу!". У распятой фигуры – ослиная голова как насмешка над тем, кому будет молиться Алексамен; понятие распятого бога считалось нелепостью. Интересно, как изображена здесь фигура распятого; она: (1) на Т-образном или тау-образном кресте, (2) ступни отделены друг от друга, каждая прибита своим гвоздем. О дате появления этого граффити нет однозначного мнения – предполагается, что оно относится к периоду с конца первого столетия нашей эры до середины третьего столетия. Второе изображение распятия менее известно – оно было найдено сравнительно недавно в Италии, при раскопках возле Путеоли (справа сверху). И здесь человек распят на тау-образном кресте, лицо изображено в профиль, ступни разделены, каждая ступня прибита отдельным гвоздем по обеим сторонам креста. Помимо этого, человека основательно били плётками или содрали с него кожу. В обоих случаях человека распяли нагишом, что, возможно, объясняет, почему вид на изображение – не спереди, а сзади. Этот второй рисунок был найден в 1959 году в таверне в Путеоли, и, вероятно, относится ко второму столетию нашей эры[1]. По мнению профессора Харли МакГоуэн из Мельбурнского университета, автор рисунка, возможно, видел распятие своими глазами - на знаменитой арене в окрестностях города Кумы. В этом случае мы располагаем свидетельством от первого лица, как выглядело распятие в эпоху Иисуса глазами очевидца. Выразительный рисунок на драгоценном камне (см. ниже), вероятно, относится к несколько более позднему периоду (возможно, к четвертому столетию), но и здесь мы находим уже знакомые детали: каждая ступня прибита отдельным гвоздем, вид на распятие - сзади (возможно, чтобы показать следы сдирания кожи), крест в виде заглавного Т или Тау. Помимо трех указанных изображений, существует еще знаменитая окостеневшая лодыжка, пробитая насквозь гвоздем – она была найдена в области Гиват Ха Мивтар в северной части Иерусалима. Это доказывает, что распятие с использованием гвоздей было известно в античном Иерусалиме*. магический камень В какой степени всё описанное достоверно в отношении исторического Иисуса? Во-первых, распятие – это не просто истязание, а еще и публичный позор. Распинали часто нагишом. Вопрос о том, произошло ли это с Иисусом, спорный. Римляне, скорее, избежали бы такой практики, понимая, что публичная нагота оскорбит чувства евреев, особенно в период празднования Пасхи. С другой стороны, в Новом Завете нет ни слова о том, что Иисус на кресте был в набедренной повязке, да и вообще был во что-то одет. Всё, что нам сообщается, – это то, что его одежду забрали себе солдаты. Помимо этого, если Иисус был распят в той же манере, как на рисунках, о которых шла речь выше, эта манера, свойственная римлянам в первом столетии нашей эры, расходится с тем, как распятие изображено на Туринской плащанице – на ней, ноги распятого прибиты к кресту одним гвоздем (одна ступня поверх другой)*. Но гвозди в случае с Иисусом вполне могли быть использованы: их применяли для того, чтобы распятого не сняли с креста тайком под покровом ночи[2]. Именно таким способом многие распятые избежали смерти в раннехристианскую эпоху. И наконец, цель публичного кровавого истязания состояла в том, чтобы унизить преступника и предостеречь других от совершения его преступлений (казнь через распятие полагалась только за предательство или бунт рабов[3]). По этой причине, распятие, по-видимому, нередко сопровождалось истязанием или сдиранием кожи – предположительно до того, как несчастного прибивали к кресту гвоздями. Евангелия дают понять, что Иисус подвергся такой пытке, хотя и не выделяют данный аспект среди его страданий – упоминания об этом нечасты. В первом Евангелии (Марка 15:15) указано, что Иисус подвергся истязанию плетьми. Об этом же говорит Евангелие от Матфея (27:26) и Иоанна (19:1). В Евангелии от Луки (23:22) сказано, что Иисуса подвергли истязанию, а затем освободили, и, следовательно, наказание было легким (записей о самом истязании нет). Разумеется, распятие само по себе внушало ужас, но нам не нужны более поздние кошмарные описания смерти Иисуса, чтобы придти к этой истине. Тем, кого распятие интересует как историческое событие, важно иметь в виду факты о событии как таковом – как в описании Нового Завета, так и в виде скудных археологических свидетельств. Бен Уизерингтон III - профессор Нового Завета в Богословской семинарии в Эсбери, Кентукки и докторского факультета в университете Сент-Эндрюс (Святого Андрея), Шотландия.
[1] В ноябре 2012 г. на ежегодной национальной встрече Южно-баптистской лиги (SBL) в Чикаго была интересная презентация по поводу этого рисунка; автор – Фелисити Харли МакГоуэн, Мельбурнский университет, Австралия. * См. Vassilios Tzaferis, “Crucifixion—The Archaeological Evidence,” BAR, January/ February 1985 * См. Robert A. Wild, “The Shroud of Turin – Probably the Work of a 14th-Century Artist or Forger,” BAR, March/ April 1984. [2] См. Бен Уизерингтон, История Нового Завета (Бейкер, 2003), с. 155-159. [3] См. Бен Уизерингтон, История Нового Завета, стр. 155-159.
Опубликовано 3 апреля, 2013 - 15:45
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |