Вы здесьКарл МарксКарл Маркс (1818 — 1883) является одной из самых значительных фигур среди всех атеистов нового времени. Его немецко-еврейская семья обратилась в лютеранство, когда ему было шесть лет. На него оказал сильное влияние идеализм Т.В.Ф.Гегеля (Hegel; 1770 — 1831), у которого он учился; атеизм Маркс перенял у другого ученика Гегеля, Людвига Фейербаха (Feuerbach; 1804 — 1872). После радикальных политических выступлений, которые привели к его высылке из Франции (1845), Маркс совместно с Фридрихом Энгельсом (Engels) написал «Коммунистический манифест» (1848). Благодаря финансовой поддержке Энгельса, с его процветающим текстильным бизнесом, Маркс смог многие годы заниматься в Британском музее теоретическими исследованиями и создал свой труд «Капитал» (Das Kapital, 1867). Бог и религия. Еще в студенческие годы Маркс был воинствующим атеистом, убежденным, что «критика религии есть основа всякой критики». Эту критику Маркс позаимствовал преимущественно у радикального младогегельянца по имени “Фейербах. Энгельс говорит о том «влиянии, которое Фейербах, в большей степени, чем любой другой философ после Гегеля, оказал на нас» (Marx, Marx and Engels on Religion, 214). Он торжественно говорит о книге Фейербаха «Сущность христианства», что она «одним ударом [...] сокрушила [религию] [...] тем, что безоговорочно вернула материализм на трон» (ibid., 224). Маркс взял на вооружение три принципа Фейербаха: Во-первых, «человек есть высшая сущность для человека» (ibid., 50). Это значит, что существует категорический императив отвергать все то — а особенно религию — что принижает человека. Во-вторых, «человек создал религию, а не религия человека» (ibid., 41). Религия есть самосознание человеческого существа, которое ощущало бы свою беспомощность без некоего отождествления себя с «Богом». В-третьих, религия есть «фантастическое отражение в разуме человека внешних сил, господствующих в его повседневной жизни, отражение, в котором вполне земные силы принимают форму сил сверхъестественных» (ibid., 147). Бог есть проекция человеческого воображения. Бог не создавал человека по Своему подобию; это человек создал по своему подобию Бога. “Атеизм у Маркса, однако, заходит много дальше, чем у Фейербаха. Маркс согласен с материалистами в том, что «материя не является продуктом разума, но сам разум является просто высшим продуктом материи» (ibid., 231). Маркс возражал против того, что Фейербах не обобщил следствия из своей философии на сферу общественных отношений, ибо «он вовсе не хотел упразднить религию; он хотел ее усовершенствовать» (ibid., 237). «Фейербах, — рассуждает Маркс, — не видел, что “религиозное чувство” уже само по себе есть социальный продукт» (ibid., 71). Поэтому «он не понял значения “революционной”, так сказать, “практически-критической” деятельности» (ibid., 69). Согласно лозунгу Маркса, «религия есть опиум для народа» (ibid., 35). Люди отравляются наркотиком религии, «потому что в этом мире человек не может обрести уверенности в своей полной самореализации и всестороннем развитии, [поэтому] он ищет утешение в воображаемой картине другого, более совершенного мира» (ibid., 36). В марксистской эволюционной концепции Вселенной абсолютно не остается места для Творца, Вседержителя. Высшее Существо деизма, отгороженное от всего существующего мира, — это противоречие в терминах. Маркс заключает, что единственная услуга, которую можно оказать Богу, — это принудительно сделать атеизм обязательным символом веры и запретить религию в целом (ibid., 143). Маркс отвергает даже агностицизм: «Что, в самом деле, представляет собой агностицизм, если не, как выразительно говорят в Ланкастере, “shamefaced” (стыдливый) материализм? Представления агностиков о природе насквозь материалистичны» (ibid., 295). Маркс не строил иллюзий относительно того, будто бы религия немедленно отомрет, как только восторжествует социализм. Поскольку религия есть лишь отражение реального мира, она не исчезнет до тех пор, когда «практические взаимодействия в повседневной жизни дадут человеку не что иное, как вполне постижимые и разумные взаимоотношения с его собратьями и с природой» (ibid., 136). Чтобы не осталось религии, должна сначала реализоваться коммунистическая утопия. Человеческие существа. Марксизм характеризуется материалистическими воззрениями в вопросе происхождения и сущности человека. Это, разумеется, влечет за собой идею натуралистической эволюции, «Капитал» увидел свет только через восемь лет после публикации в 1859 г. труда Чарлза “Дарвина «О происхождении видов» (On the Origin of Species). Теория эволюции стала полезным дополнением в материалистическом мировоззрении Маркса. «Разум есть продукт материи». То есть разум развивается из материальной субстанции. Неживое (материя) существовало всегда. Неживое порождает живое, а в конце концов неразумная жизнь порождает разумную. Маркс написал свою докторскую диссертацию в Йенском университете (1841) о материализме древнегреческих философов Эпикура и Демокрита. Получив точку опоры в виде дарвиновской теории эволюции, Маркс стал объяснять, обходясь без понятия Бога, происхождение человеческой жизни как результата эволюционных процессов в материальном мире. Маркс отвергал чистую философию за ее умозрительный характер, контрастирующий с жизненно важной задачей преобразования мира (Marx, Selected Writings in Sociology and Social Philosophy. 82). Поэтому он не особенно интересовался философским материализмом. Как материалист, он не отрицал разум полностью. Он был убежден, что в человеке все, в том числе его разум, определяется материальными обстоятельствами. «Для нас разум — это разновидность энергии, функция мозга; все, что мы знаем, — что материальный мир управляется неизменными законами, и т.д., и т.п.» (Marx, Marx and Engels on Religion, 298). Эту позицию философы сейчас могли бы охарактеризовать как «эпифеноменализм», который настаивает, что разум нематериален, но зависит от материи в своем существовании. Загробная жизнь, безусловно, есть лишь иллюзия. Карла Маркса больше занимало конкретное социальное бытие. Он был убежден, что «реальная сущность человека — это тотальный итог его социальной сущности» (ibid., 83). За вычетом таких очевидных биологических фактов, как потребность в пище, Маркс склонен был принижать значение индивидуального бытия. Как он считал, то, что истиино для одного человека в одно время и в одном обществе, будет истинным и для всех, во все времена и везде (ibid., 91-92). Сознание определяет человеческое бытие, однако социальное бытие определяет сознание (ibid., 67). Социология не сводится к психологии. Одним из главнейших обобщений теории стал тезис о том, что человек есть социально активное существо, отличающееся от других животных тем, что люди производят для себя средства к существованию (ibid., 69). Они работают для того, чтобы жйть. Таким образом, заключает Маркс, работать нужно, нужно осуществлять в жизни какую-либо производительную деятельность. Те, кто не нашел самореализации в производительном труде, переживают отчуждение. Такое отчуждение прекратится, когда будет покончено с частной собственностью (ibid., 250). Частная собственность, однако, есть не причина, а следствие отчуждения (ibid., 176). Отчуждение как таковое заключается в том факте, что рабочий вынужден вместо личной самореализации трудиться для самореализации другого человека. Даже результатами его труда владеет другой человек. Лекарством от этого недуга станет грядущее коммунистическое общество, где человек сможет самореализоваться, работая на общее благо (ibid., 177, 253). Мир и история. Марксистское мировоззрение в целом является материалистическим и диалектическим. Маркс употреблял термин исторический материализм для «таких представлений о ходе истории, при которых первопричина и великая движущая сила всех существенных событий ищется в экономическом развитии общества» (Marx, Marx and Engels on Religion, 298). При конкретном применении этой концепции в истории Маркс становится диалектическим материалистом, выявляющим тезис, антитезис и синтез. История развивается согласно всеобщему диалектическому закону, и ход ее предсказуем точно так же, как астрономы предсказывают орбиты. В предисловии к «Капиталу» Маркс сравнивает этот метод с методами физики и говорит, что «конечная цель данного труда — раскрыть экономический закон движения современного общества», а также указывает, что естественный закон капиталистического производства «действует с железной необходимостью, приводя к неизбежным результатам» (Marx, Das Kapital, «Preface»). Суть диалектики современной истории состоит в том, что тезису капитализма противостоит антитезис социализма, который сменится окончательным синтезом коммунизма. История предопределена, как траектории звезд, с той оговоркой, что историей управляют не законы механики, а законы экономики. Человечество экономически детерминировано. Иньми словами, «способ производства материальных благ определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов жизни» (ibid., 67, 70, 90, 1 Ilf.). Существуют и другие факторы, но экономика является главным фактором социальной детерминированности. Энгельс патетически восклицал: «Ни на чем большем, чем это, ни я, ни Маркс никогда не настаивали. Поэтому, если кто-то, извращая наши слова, утверждает, что экономический элемент является единственным определяющим, он превращает это высказывание в бессмысленную, абстрактную, нелепую фразу» (Marx, Marx and Engels on Religion, 274). Будущее. Основываясь на своем знании диалектики истории и ее экономической детерминированности, Маркс уверенно предсказывал, что капиталистический строй будет становиться все более нестабильным и что классовая борьба между буржуазией (правящим классом) и пролетариатом (рабочим классом) будет усиливаться. Таким образом, бедные будут становиться все беднее, и их будет все больше, до тех пор, когда они, в ходе грандиозной социальной революции, возьмут власть и переведут историю на новую, коммунистическую стадию (ibid., 79-80, 147f., 236). Тот факт, что эти предсказания не сбылись, стал для марксистской теории большим конфузом. Поскольку произошло прямо противоположное, это едва не привело к философской кончине марксизма. Коммунистическая утопия. Согласно Марксу, капитализм имеет собственные внутренние противоречия. Когда рабочих масс становится все больше, а капиталистов все меньше, последние концентрируют в своих руках все больше контроля над производительными силами, развитие которых им уже выгодней тормозить. Тогда массы уничтожат капитализм, как помеху для общественного производства, и завладеют промышленной зкономикой. В возникшем прогрессивном обществе не будет наемного труда, не будет денег и социальных классов, а в конечном счете — и государства. Такая коммунистическая Утопия будет просто свободной ассоциацией производителей, находящейся под их собственным сознательным управлением. Общество в конце концов придет к принципу «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям» (ibid., 263). Перед этим, однако, будет переходный период «диктатуры пролетариата» (ibid., 261). Но на высшей стадии государство исчезнет, и наступит подлинная свобода. Этика. Марксистская этика имеет несколько характерных особенностей. Три из них — это ее релятивизм, утилитарность и коллективизм. Релятивизм. Поскольку марксизм есть атеизм, а еще Ницше (Nietzsche) указывал, что одновременно со смертью Бога отмирают все абсолютные ценности, вполне понятно, что марксистская этика — этика релятивистская, относительная. Никаких нравственных абсолютов не существует. И этому есть две причины. Во-первых, не существует ничего внешнего миру, вечного. Единственный абсолют — это диалектический процесс развития мира. Как писал Энгельс, «мы, следовательно, отвергаем любую попытку навязать нам нравственную догму какого бы то ни было вечного, высшего и вовеки неизменного закона под тем предлогом, будто бы мир нравственности имеет свои непреложные принципы, трансцендентные по отношению к истории» (см. Hunt, 87-88). Во-вторых, не существует фундаментальной или субстанциальной основы для общих принципов человеческого поведения. Понятия добра и зла определяются социально-экономической структурой общества. Классовая борьба порождает собственную этику. Утилитарность. Мерилом нравственности выступает польза для построения коммунистического общества. Все, что вносит свой вклад в дело коммунизма, есть добро, а все, что мешает этому главному делу, есть зло. Действия могут быть оправданы их целью. Ленин однажды определил нравственность как то, что помогает уничтожить эксплуататорское капиталистическое общество и объединить рабочий класс для построения нового общества, коммунистического (ibid., 89). Итак, цель оправдывает средства. Некоторые неомарксисты от этого отказывались, настаивая, что средства должны подчиняться тем же самым принципам нравственности, что и цель. Но это было отклонением от ортодоксального марксизма. Это коммунистический эквивалент принципа утилитаристов «максимальное благо для наибольшего числа людей в долговременной перспективе». Коллективизм. В марксистской этике коллективное ставится выше индивидуального. Это наследие “Гегеля, который считал, что совершенство жизни достижимо только тогда, когда индивид органически встроен в этическую тотальность. Для Маркса, однако, высшей этической тотальностью выступает не государство, как для Гегеля, а «всеобщая свобода воли». Причем эта «свобода» — не индивидуальная, а коллективная, всеобщая. Отличие от Гегеля состоит в том, что центр тяжести смещается с государства на общество, с политического на социальное. В совершенном обществе частная мораль упраздняется, и достигаются этические идеалы общества в целом. Они будут определяться материальным производством. Материальное производство определяет религию, метафизику и нравственность. Оценка. Положительные черты. Следует высоко оценить заботу Маркса об условиях жизни рабочих. Сегодня условия труда несравненно лучше, чем это было сто с лишним лет назад, когда Маркс написал «Капитал». Точно так же, Маркс прав, критикуя такое отношение к рабочим, когда они становятся средством для цели капиталистической наживы. Людей нельзя использовать для целей получения вещей, даже если это вещи, нужные другим людям. Таким образом, марксизм внес ценный вклад в социальную этику, которая ставит людей выше денег. Марксизм был ответом на неограниченный, бесконтрольный капитализм. Любая система, допускающая, не ставя никаких нравственных ограничений, чтобы богатые становились все богаче, а бедные все беднее, является общественным злом. В древнееврейской экономике такие тенденции сдерживались благодаря введению юбилейного года (наступающего через каждые сорок девять лет), когда собственность возвращалась ее первоначальным владельцам. Утопические устремления марксизма благородны. Марксизм является одновременно философией истории и идеалом для преодоления встречающегося в мире зла. Эта утопия овладела воображением и подвигла на решительные действия многих идеалистических мыслителей. Негативные черты. К сожалению, в марксизме не менее значительны его вредные аспекты. Центральным из них является воинствующий, догматический атеизм. Внутренне противоречиво утверждение, будто бы Бог есть «не более чем» проекция человеческого воображения. Утверждения вида «не более чем» предполагают знание «более чем». Невозможно знать, что понятие «Бога» целиком существует лишь в нашем воображении, если знание о Боге не выходит за пределы чистого воображения. Детерминистские представления Маркса об истории противоречат фактам. В реальности все пошло не так, как предсказывал Маркс. Историческая теория Маркса также содержит ошибку смешения категорий, предполагая, будто бы экономические факторы действуют с непреложностью законов физики. Материализм в сфере учения о человеке игнорирует глубокие духовные и религиозные аспекты сущности человека, не говоря уже о свидетельствах нематериальности и бессмертия человеческой личности. Соответственно, свойственные марксизму представления о происхождении человека основаны на несостоятельной натуралистической концепции эволюции. Такие представления, как было показано, не позволяют объяснить происхождение человека. Метафизика Маркса в целом построена на отрицании всего сверхъестественного и исключает возможность чуда. Этический релятивизм в самой жесткой своей форме самоубийствен. Абсолютное отрицание всех абсолютов само себя опровергает, выдвигая один абсолют вместо других. Социалистическое общество на практике не может избежать абсолютизма. Кроме того, одиозный характер имеют софизмы пресловутой этики «цель оправдывает средства». Марксизм, характеризуясь замечательным идеализмом целей (утопия для человечества), демонстрирует, однако, плачевные практические результаты. Реальность для миллионов людей в странах победившего марксизма оказалась больше похожа на ад, чем на рай. Как ни привлекательна цель идеального общественного устройства, революционные средства ее достижения свелись к массовому уничтожению людей, беспрецедентному в истории человечества. С христианской точки зрения, средством преобразования человечества должна быть не революция, а духовное возрождение. Свобода приходит не через рождение нового правительства, а через рождение нового внутреннего человека — то есть через рождение свыше. Представления Маркса о религии были поверхностными. Ему следовало бы прислушаться к увещеваниям собственного отца, обращенным к 17-летнему Карлу: «Вера [в Бога] рано или поздно становится для человека реальной [потребностью], и бывают в жизни моменты, когда даже атеист невольно причащается поклонения Всемогущему» («Письмо из Трира», 18 ноября 1835). Маркс также мог бы вспомнить свои мысли, когда он верил, что «единение с Христом приносит внутренний подъем, утешение в страданиях, спокойную уверенность, и сердце открывается для любви к человечеству, для всего, что есть благородного, для всего, что есть великого, но не из-за амбиций и не из-за стремления к славе, а единственно ради Христа» (написано юным Марксом между 10 и 16 августа 1835 года). Отец Маркса опасался, что именно жажда славы превратила христианские чувства Карла в демонические устремления. В марте 1837 г. он предостерегал своего честолюбивого сына: «По временам я не могу отделаться от подозрения, которое вызывает у меня самые дурные предчувствия и страх, когда, словно молния, пронзает меня при одной мысли: пребывает ли твое сердце в согласии с твоим умом, с твоими талантами? Осталось ли в нем место для земных, но добрых чувств, которые в этой юдоли скорби так важны для утешения человека, способного переживать? А поскольку очевидно, что твое сердце вдохновляется и управляется демоном, который живет далеко не во всех людях, то небесный этот демон или фаустовский?» [Marx, Selected Writings] Библиография: K.Blokmuehl, The Challenge of Marxism. N.L.Geisler, Is Man the Measure? (chap. 5). R.N.C.Hunt, The Theory and Practice of Communism. D. Lyon, Karl Marx: A Christian Assessment of His Life& Thought. K. Marx, Das Kapital. , Marx and Engels on Religion. , Selected Writings in Sociology and Social Philosophy. Норман Л. Гайслер. Энциклопедия христианской апологетики. Библия для всех. СПб., 2004. С.544-549. Please войдите or регистрирация to sign up for this Апологетика. Автор: Норман Л. Гайслер Опубликовано 28 ноября, 2012 - 13:25
Похожие материалы
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |