Вы здесь

Подробное изложение веры

Весьма враждебны и чужды апостоль­скаго исповедания те, которые утверждают, что Сын – из несущих и впоследствии привзошел к Отцу из вторичнаго начала (ἀποστελλομένης ἀρχῆς) и которые то же самое думают о Святом Духе, утверждая, что Сын обожествляет­ся и Дух Святый освящает­ся по дару и благодати, которые имя Сына делают общим [у него] с рабами и так объясняют «перворожден­ный из твари», как будто и Он подобным же образом из не-сущаго и как будто Он первым сотворен, и которые не исповедуют, что Единородный Сын – един­ствен­ный у Отца, а только дал Самого Себя быть сопричислен­ным к смертным и в таком смысле считает­ся перворожден­ным, которые рождение Сына от Отца описывают человекообразно, отмеривая известный промежуток, и не исповедуют безначальным века родителя и рождения, которые вводят три не имеющих между собою общения и чуждых поклонения, тогда как един­ствен­ное правильное богопочитание то, которое мы имеем, получив­ши его от начала из закона и пророков, которое утверждено Господом и проповедано апостолами. Не менее чужды и те, которые исповедуют Тро­ицу не по-истине из трех Лиц, но нечестиво измышляют в единице тро­и­с­т­вен­ность по сложению и Сына считают мудростью в Боге, подобно человеческой в человеке, в силу которой человек являет­ся мудрым, и Слово объясняют подобно слову, которое про­износит­ся или составляет­ся в мысли, но не имеет ни отдель­ной ипостаси, ни продолжа­ю­щагося суще­с­т­вования.

2. Исповедание же церковное и спаси­тель­ное для мира есть вера в воплощение Слова, предав­шаго Самого Себя человеческой плоти, которую Оно приняло от Марии, остав­шись однако тем же и не подвершись никакому превращению или изменению в Божест­ве, но сочетав­шись с плотью по подобию человеческому, так что плоть соединилась с Боже­с­т­вом, при чем Боже­с­т­во восприняло страстность плоти во время исполнения таин­ства. После же разрушения смерти пребывает в святой плоти постоян­ное безстрастие и неизмен­ное безсмертие, так как силою Божества воспринята первоначальная человеческая красота и предоставлена всем людям чрез усвоение верою.

3. Если же некоторые и здесь извращают священ­ную веру, или усвояя Божеству человеческое (пре­успеяние и страсти и возраста­ю­щую славу), или отделяя от Божества пре­успеваюшее и страждущее тело, как существу­ю­щее соб­с­т­вен­ною жизнью, то и таковые вне церковнаго и спаси­тель­наго исповедания.

4. Итак, никто не может знать Бога, если не познает Сына, ибо Сын есть Премудрость, которою все создано; творение же возвещает премудрость, и Бог познает­ся в премудрости. Премудрость же Божия не такая, какую имеет человек, но совершен­ная, про­исходящая от совершен­наго Бога и всегда пребыва­ю­щая, не так, как человеческая мысль, которая преходит, и слово, которое про­износит­ся и больше не существует. Поэтому Он не только Премудрость, но и Бог, не только Слово, но и Сын. Итак, мыслит ли кто о Боге на основании создания или же научает­ся из боже­с­т­вен­ных писаний, он не может знать или слышать о Нем без Его Премудрости, и право призыва­ю­щий Бога призывает чрез Сына, и достойно приходящий приходит чрез Христа. Придти же к Сыну невозможно иначе, как чрез Духа, ибо Дух есть и жизнь и святое образование всего, и посылая Его чрез Сына, Бог уподобляет Себе создание.

5. Итак, един Отец Бог, един Сын Слово, един Дух Жизнь, освящение всего, и ни Бог иной, как Отец, ни Сын иной, как Слово Божие, ни Дух иной, как житворящий и освяща­ю­щий, а если и святые называют­ся и богами в сынами и духами, то они ни Духом не исполняют­ся, ни Сыну и Богу не уподобляют­ся.

6. Если же кто станет утверждать, что Сын есть Бог, как исполнен­ный Божества, а не как рожден­ный из Божества, тот отрекся от Слова, отрекся от Премудрости, потерял знание о Боге, ниспал в почитание создания, держит­ся нечестия эллинов и к нему возвратил­ся, сделал­ся подражателем неверию иудеев, которые, полагая, что Слово от Бога есть сын человеческий, не уверовали, что Он – Бог, и не исповедали Сыном Божиим. Но нечестиво мыслить Слово Божие как человеческое, и совершен­ныя Им дела пребыва­ю­щими, когда Он Сам не пребывает.

7. Если же кто скажет, что Христос совершает все по повелению Слова, тот и Слово Божие сделает недеятель­ным, и установлен­ный Господом порядок обратит в рабство; ибо раб всякий, кому приказывают, и создание не способно созда­вать, поелику оно никаким образом не может сравняться с создав­шим, чтобы как само создано Им, так же могло созда­вать и другое.

8. Но далее, если кто скажет, что и Дух Святый есть освящен­ная тварь, то уже не сможет мыслить все освящаемым в Духе, ибо освятив­ший одно освящает и все. Итак, отрекает­ся от источника освящения, Духа Святаго, тот, кто отнимает у Него силу освящать, и этим закроет для себя возможность сочислять Его Отцу и Сыну; он отвергает и святое крещение и уже не может исповеды­вать Тро­ицу святою и достопокланя­емою.

9. Ибо или всю Тро­ицу должно мыслить в есте­с­т­вен­ной и истин­ной славе, или мы будем принуждены говорить об Единице, но уже не Тро­ице, или не должно сочислять Создателю создан­ных тварей, ни Владыке всего – созданий, ни Освяща­ю­щему – освящаемаго, подобно тому, как и Тро­ице не сочисляет­ся ничто из тварнаго. Но во имя Святой Тро­ицы [совершает­ся] крещение и призывание и служение; ибо если три славы, то должно быть и три служения у тех, кто нечестиво почитает создания. Если разделяет­ся природа, которой воздает­ся поклонение, то у них должно быть разделено и поклонение. Но с вечным не должно возда­вать поклонения тому, что являет­ся новым, ибо ново все, что получило начало, тогда как давний и неизмерим Тот, Кто прежде веков.

10. Поэтому полага­ю­щий какое-либо начало времени жизни Сына и жизни Святаго Духа, тем самым отделяет Сына и Святаго Духа от сочисления с Отцем. Ибо, подобно тому, как мы исповедуем единую славу, так должно исповеды­вать и единое суще­с­т­во или Боже­с­т­во и единую вечность Тро­ицы.

11. Главное же в нашем спасении – воплощение Слова. Итак, мы веруем, что воплощение Слова совершилось для обновления человечества так, что Боже­с­т­во пребыло неизмен­ным; ибо не про­изошло ни изменения, ни превращения, ни ограничения в духе по отношению к (святой) Силе Божией, но продолжая оста­ваться тою же, она и исполнила дело воплощения во спасение мира, и Слово Божие, житель­ствуя на земле по-человечески, равным образом сохранило свое боже­с­т­вен­ное присутствие во всем, все наполнив, при совершен­но особен­ном срастворении с плотью, и когда про­исходили страдания по плоти, Сила [т. е. Боже­с­т­во] сохранила свой­с­т­вен­ное ей безстрастие.

12. Итак, нечестив тот, кто страдание относит к Силе, ибо Господь славы явил­ся в человеческом образе, восприняв человеческое домостро­итель­ство на земле, и Сво­ими делами исполнил закон за людей, а Сво­ими страданиями разрушил страдания, и смертию упразднил смерть, воскресением же возсиял жизнь. Ожидаем и славнаго прише­с­т­вия Его с небес ради жизни всего и суда, грядущаго воскресения мертвых для воздаяния всем по заслугам.

13. Страшное же дело замышляют некоторые против Святой Тро­ицы, утвержда­ю­щие, что нет трех Лиц, как бы вводя безъипостасное Лице. Посему мы бежим от Савеллия, говорящаго, что один и тот же есть Отец и Сын; он утверждает, что Отец есть глаголющий, а Сын есть Слово, пребыва­ю­щее в Отце и открыв­шееся во время творения, потом же, по исполнении его, возвраща­ю­щееся в Бога. (То же самое он говорит и о Святом Духе).

14. Мы же веруем, что три Лица, имея единое Боже­с­т­во, являют­ся как Отец и Сын и Святый Дух; ибо Боже­с­т­во, свидетель­ствуемое есте­с­т­вен­но единым в Тро­ице, утверждает един­ство естества, поелику это [т. е. боже­с­т­вен­ное есте­с­т­во] являет­ся соб­с­т­вен­ным Отцу согласно написан­ному: един Бог Отец (1 Кор.8:6), прирождено (πατρῶ@ον) и Сыну, по сказан­ному: Слово было Бог (Ин.5:1), по естеству присуще и Духу быть Духом Божиим, как говорит Павел: вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор.3:16).

15. Ибо Лице каждаго показывает, что оно существует самостоятель­но и ипостасно; Боже­с­т­во же являет­ся соб­с­т­вен­ным Отцу, и когда бы ни говорилось об едином Божест­ве трех, этим свидетель­ствует­ся, что свой­с­т­вен­ное Отцу присуще Сыну и Духу; так что если будет сказано, что в трех лицах единое Боже­с­т­во, то этим и тро­ичность утверждает­ся, и един­ство не разсекает­ся, и един­ство Сына и Духа с Отцем по естеству исповедует­ся. Если же кто говорит, что и Лице одно, как и Боже­с­т­во одно, то невозможно, что бы два в едином были [только] как бы единым.

16. Ибо Павел возглашает единым по Божеству Отца и называет единым по господству Сына: един Бог Отец, из Котораго все, и мы для Него, и един Господь Иисус Христос, Которым все и мы Им (1 Кор.8:6). Итак, (если) един Бог, и Господь един, едино же Лице, посколько Боже­с­т­во единаго господства, то каким образом в нашей вере оказывает­ся «из Котораго» и «Которым», как раньше сказано?

17. Но мы утверждаем, не отсекая господства от Божества и не отчуждая одного от другого, но так соединяя, как этого требует дело и истина, и Сына называем Богом вследствие того, что Он соб­с­т­вен­ный Отцу, как образ и рождение, Отца же называем Господом, именем единаго Господа, как Начало Его и Родителя. То же и относи­тель­но Духа, имеющаго такое един­ство с Сыном, какое Сын имеет с Отцем; так что пусть познает­ся Ипостась Отца по именованию [Его] Богом, но пусть не отделяет­ся от сего наименования Сын, как сущий от Бога; пусть познает­ся и лице Сына по наименованию [Его] Господом, но да не отлучает­ся от сего наименования Бог, Который есть Господь, как Отец Господа. Посколько Сыну принадлежит господство, – Ему, Который чрез Себя Самого сотворил и господствует над сотворен­ным, а Отцу это еще в высшей степени присуще, как Отцу Господству­ю­щаго;

18. так и Богом единым мы называем Тро­ицу, но не в том смысле, будто мы познаем единаго из сложения трех (ибо все, что составляет­ся из сложения, несовершен­но), а так: чтó есть Отец в смысле начала и рождения, это есть и Сын, образ и рождение Отца. Так что, если кто скажет: каким образом един Бог, если и Сын есть Бог от Бога, то мы скажем, что [это должно понимать] в смысле начала, посколько Отец – единое начало; а если кто (снова) спросит: как един Господь, если Отец – Господь; мы снова ответим: [Отец есть Господь] посколько Он – Отец Господа, – и нам уже больше не встретит­ся это затруднение.

19. И опять, если нечестивые скажут: как не будут тремя богами три Лица, если Они имеют Боже­с­т­во единым? Мы скажем: потому что Бог есть начало и Отец Сына, а Сей есть образ и рождение Отца и не брат Его, и Дух равным образом есть Дух Бога, как написано: Дух есть Бог (Ин.4:24).

20. И издревле из пророка Давида ясно было, что Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их (Пс.32:6). И в начале [книги] миротворения написано так: и Дух Божий носил­ся вверху воды (Быт.1:2). Павел же в послании к Римлянам, говорит: вы же не в плоти, а в Духе, если только Дух Божий живет в вас (Рим.8:9).

21. И снова он говорит: если же Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, живет в вас, воскресив­ший Христа из мертвых оживит и ваши смертныя тела живущим в вас Духом Сво­им (Рим.8:11). И снова: все, кто водит­ся Духом Божиим, эти суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства снова в боязнь, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! (Рим.8:14–15). И опять: истину говорю во Христе, не лгу, когда свидетель­ствует мне совесть моя в Духе Святом (Рим.9:1). И снова: Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, чтобы обогатиться вам в надежде силою Духа Святаго (Рим.15:13). И снова говорит, когда пишет к тем же Римлянам: смелее писал вам, отчасти как бы напоминая вам, по благодати дан­ной мне от Бога, чтобы быть мне служителем Иисуса Христа для язычников, совершая благовестие Божие, дабы это приношение язычников было благоприятно, освящен­ное Духом Святым. Итак я имею похвалу во Христе Иисусе – то, что относит­ся к Богу; ибо я не осмеливаюсь сказать чего либо такого, чего не совершил Христос чрез меня, в покорение язычников словом и делом, силою знамений и чудес, Силою Духа Божия (Рим.15:15–19). И снова: умоляю же вас, братья, Господом нашим Иисусом Христом и любо­вию Духа (Рим.15:30).

23. Это написано в послании к Римлянам; в послании же к Коринфянам он снова говорит: слово мое и проповедь моя не в убеди­тель­ных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша была не в мудрости человеческой, но в силе Божией (1 Кор.2:4–5). И снова говорит: как написано: того глаз не видел и ухо не слышало и на сердце человека не взошло, что Бог уготовал любящим Его, а нам Бог открыл Духом Сво­им; ибо Дух все проницает и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческаго, сущаго в нем? Так и Божьяго никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор.2:9–11). И опять говорит: душевный человек не принимает того, что от Духа Божия (1 Кор.2:14).

24. Видишь, что всюду в Писании Дух проповедует­ся Божиим, и нигде не называет­ся создан­ным. Что же могут сказать нечестивые, когда Господь послал учеников крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19)? Безспорно, что здесь имеет­ся общение и единение, согласно которому должно исповеды­вать не три Божества и не три господства и не три святыни, но истин­но, когда три Лица твердо пребывают, – един­ство трех; ибо так надлежащим образом может быть выражена вера и в посыла­ю­щее и в посылаемое, посколько Отец послал Сына, и Сын посылает Духа, – одно же лицо не может посылать самого себя. Ведь никто не может наз­вать Отца воплотив­шимся, ибо то, что заключает­ся в исповедании веры, не совпадает с худым, еретическим учением; но должно, чтобы наши мысли следовали боже­с­т­вен­ным и апостоль­ским догматам, а не так, чтобы наши немощныя измышления осиливали догматы боже­с­т­вен­ной веры.

25. Если же скажут: как три Лица и как единое Боже­с­т­во? Мы скажем им, что три Лица, посколько одно – Бога Отца, одно – Господа Сына и одно – Святаго Духа; едино же Боже­с­т­во, посколько Сын есть образ Бога Отца, Который един, т. е. Бог от Бога, и Духа равным образом называем Божиим, и это есте­с­т­вен­но по тожеству сущности, а не по причастию Бога. И едина сущность Тро­ицы, чего нельзя сказать относи­тель­но тварей.

26. Ибо не одна сущность Бога и тварей, потому что ничто из последних по своей сущности не есть Бог, но ничто из них по существу и не Господь, но един Бог Отец и един Господь Сын и един Дух Святый, и мы утверждаем, что Тро­ица – единое Боже­с­т­во, единое господство и единая святыня, потому что Отец есть начало Господа, вечно Его родив­шее, и Господь – первообраз Духа, – таким образом, и Отец – Господь и Сын – Бог и о Боге сказано, что «Дух есть Бог».

27. Итак, исповедуем единаго Бога истин­наго, единое начало, и единаго Сына, истин­наго Бога от истин­наго Бога, есте­с­т­вен­но имеющаго Отчее Боже­с­т­во, т. е. единосущнаго Отцу, и единаго Духа Святаго, по естеству и по-истине освяща­ю­щаго и обожествля­ю­щаго всех, имеющаго бытие из сущности Бога; а утвержда­ю­щих, что или Сын или Дух Святый – создание, анафематствуем; все же прочее исповедуем сотворен­ным и рабским, создан­ным Богом чрез Сына (и) в Духе Святом освящен­ным.

28. Еще исповедуем, что Сын Божий соделал­ся сыном человеческим, не по имени, но во-истину, принявши плоть от Марии Девы, и что Он есть совершен­ный Сын Божий и Он же – сын человеческий, единое лице и единое поклонение Слова и плоти, которую Оно восприняло. И анафематствуем творящих различныя поклонения, одно божеское и одно человеческое, и поклоня­ю­щихся человеку из Марии, как иному по сравнению с Богом от Бога. Ибо мы знаем, что в начале было Слово, и Слово было к Богу и Слово было Бог (Ин.1:1); когда же Он соделал­ся человеком ради нашего спасения, мы покланя­емся не как соделав­шемуся равным [нам] в равной [с нами] плоти, но как Господу, принявшему образ раба. Исповедуем страдание Господа по плоти, воскресение силою Его Божества, восше­с­т­вие на небо, славное прише­с­т­вие Его, грядущаго на суд живых и мертвых и вечную жизнь святых.

30. И так как некоторые отягчили нас, пытаясь извратить нашу веру в Господа нашего Иисуса Христа, исповедуя Его не Богом воплотив­шимся, а человеком, соединен­ным с Богом, – ради этого мы и излагаем исповедание относи­тель­но высказан­ной ранее веры, отрекаясь от ненадежнаго словопрения. Ибо Бог, воплотив­шийся в человеческой плоти, имеет чистое соб­с­т­вен­ное действие, будучи умом, неодолеваемым душевными и человеческими страстями и направляя плоть и плот­ския движения боже­с­т­вен­но и безгрешно, и не только не удержан смертью, но и разрушает смерть.

31. И Безплотный во плоти явив­шийся есть Бог истин­ный, совершен­ный истин­ным и боже­с­т­вен­ным совершен­ством, не два лица и не два естества; ибо мы не утверждаем, что покланя­емся четырем – Богу, Сыну Божию, человеку и Духу Святому. Посему мы и анафематствуем так нечеству­ю­щих, которые человека полагают в боже­с­т­вен­ном славословии; ибо мы говорим, что Слово Божие соделалось человеком для нашего спасения, чтобы мы получили уподобление небесному и обоже­с­т­вились до подобия истин­ному по естеству Сыну Божию, по плоти же сыну человеческому, Господу нашему Иисусу Христу.

32. Итак, веруем в единаго Бога, т. е. в единое начало, Бога закона и Евангелия, праведнаго и благого, и в единаго Господа Иисуса Христа, Бога истин­наго, т. е. истин­ный Образ един­ствен­но истин­наго Бога, Творца всего видимаго и невидимаго, Сына Божия и единородное рождение и вечное Слово, живое и ипостасное и дей­с­т­вен­ное, всегда соприсущее Отцу, и в единаго Святаго Духа, и в славное прише­с­т­вие Сына Божия, принявшаго плоть от Девы, за нас претерпев­шаго страдания и смерть, и воскресшаго в третий день и вознесшагося на небеса, и в грядущее славное (Его) прише­с­т­вие, и в единую святую Церковь, оставление грехов, воскресение плоти, жизнь вечную.

33. Исповедуем, что единосущен Отцу Сын и Святый Дух и что едина сущность Тро­ицы, т. е. едино Боже­с­т­во, при чем Отец есте­с­т­вен­но нерожден­ный, Сын рожден от Отца истин­ным рождением, не творением из воли, Дух же Святый, освяща­ю­щий все создание, вечно ниспослан из сущности Отца чрез Сына.

34. Исповедуем же и воплотив­шееся Слово и явив­шееся в плот­ском рождении от Девы, а не действовав­шее [только] в человеке. Имеющих же общение с отверга­ю­щими выражение «единосущный», как чуждое Писаниям, и с утвержда­ю­щими, что нечто из Тро­ицы – создан­ное, и отделя­ю­щими от единаго есте­с­т­вен­наго Божества, считаем чуждыми и ни с кем из таковых не имеем общения.

35. Един Бог Отец, един­ствен­ное Боже­с­т­во, Бог же и Сын, истин­ный образ единаго и един­ствен­наго Божества по рождению и по естеству, которое Он имеет от Отца, един Господь – Сын, точно так же и Дух, посыла­ю­щий господство Сына на освящаемое создание. Сын обитал в мире, принявши от Девы плоть, которую Он исполнил Святым Духом в освящение всех нас; предав­ши же плоть смерти, Он разрушил смерть воскресением в воскресение всех нас и восшел на небеса, в Себе возвышая и про­славляя человеков, и во второй раз придет, чтобы возстановить вечную жизнь для нас (веру­ю­щих и соблюда­ю­щих Его заповеди).

36. Един Сын, один и тот же и до воплощения и по воплощении, человек и Бог, то и другое – единое. И не иное Лице – Бог Слово, а иное – человек Иисус, но один и тот же предсуществу­ю­щий Сын явил­ся соединен­ным с плотью из Марии, стал совершен­ным и святым и безгрешным человеком и совершает домостро­итель­ство в обновление человечества и спасение всего мира.

37. Бог Отец, будучи совершен­ным Лицем, имеет совершен­ное Слово, истин­но родив­шееся из Него, не как слово про­износимое и не Сына по усыновлению, как называют­ся сынами Божиими ангелы и люди, но Сына – по естеству Бога; [имеетъ] и совершен­наго Духа Святаго, от Отца чрез Сына подаваемаго усыновля­емым, живого и животворящаго, святаго и освящаюшаго сопричаст­ников Сво­их, не как дыхание, вдыхаемое человеком, безъипостасное, но от Бога живущее, чрез которое имен­но Тро­ица покланя­ема и славима и честна и достопочитаема, когда Отец умопостигает­ся в Сыне, поколику Сын из Него, Сын же про­славляет­ся в Отце, поколику Он из Отца, явля­емаго в Духе Святом для освящаемых.

38. А что Святая Тро­ица досточестна, не отделя­емая и не отчуждаемая, об этом учит нас Павел, говоря во втором послании к Коринфянам так: благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любо­вь Бога и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор.13:13). И онять в этом послании показывает, говоря: утвержда­ю­щий же нас с вами во Христа и помазав­ший Бог и запечатлев­ший нас и дав­ший залог Духа в сердца наши (2 Кор.1:21–22). Но еще яснее в том же послании пишет так: когда они читают Мо­исея, покрывало лежит на сердце их; когда же обращают­ся к Господу, то покрывало снимает­ся. Господь же есть Дух, а где Дух Господень, там свобода. Мы же все, открытым лицем взирая на славу Господню, в тот же образ преображаемся от славы в славу, как от Господня Духа (2 Кор.3:15–18).

39. И опять Павел говорит: чтобы смертное было поглощено жизнью; создав­ший же нас на это самое Бог, дав­ший вам залог Духа (2 Кор.5:4–5). И опять говорит: являя себя как служителей Божиих, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятель­ствах (2 Кор.6:4) и следу­ю­щее затем; потом присоединяет, говоря: в благости, в Духе Святом, в любви нелицемерной, в слове истины, в силе Божией (2 Кор.6:6–7). Вот и здесь также святый определил Святую Тро­ицу, наименовав Бога и Слово и Духа Святаго.

40. И опять говорит: не знаете ли, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? И если кто погубит храм Божий, того погубит Бог (1 Кор.3:16–17). И опять: но омылись, (но освятились), но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор.6:19). И опять: или не знаете, что тела ваши – храм сущаго в вас Святаго Духа, Котораго вы имеете от Бога? Ибо думаю, и я имею Духа Божия (1 Кор.7:40).

41. И опять, ведя речь и о сынах Израилевых, как крещен­ных в облаке и в буре, говорит, что все пили одно и тоже духовное питие, ибо пили из духовнаго последу­ю­щаго камня, – камень же был Христос (1 Кор.10:4). И опять говорит: потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не про­изнесет анафемы на Иисуса, и никто не может наз­вать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Есть же разделения дарований, но Дух один и тот же, есть и разделения служений, но Господь один и тот же; есть и разделения действий, а один и тот же Бог, действу­ю­щий все во всех; но каждому дает­ся явление Духа на пользу. Ибо одному дает­ся Духом слово премудрости, другому же слово знания тем же Духом, иному же вера в том же Духе, (иному дар исцелений тем же Духом), иному же действия сил, иному же пророче­с­т­во, иному же различение духов, другому же роды языков, (иному истолкование языков). Все же это действует один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как хочет. И как тело одно, но имеет многие члены, и все члены тела, хотя их много, суть одно тело, так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело (1 Кор.12:3–13). И опять говорит: ибо если кто, пришед, проповедует другого Иисуса, Котораго мы не проповедывали, или вы получаете иного Духа, Котораго вы не получили, или иное благовестие, котораго не приняли, то вы справедливо потерпели бы (2 Кор.11:4). Видишь, что Дух неотделим от Божества, и никто благо­честно мудрству­ю­щий не может считать Его созданием.

42. В послании же к Евреям он опять пишет так: как мы избежим, вознерадев­ши о толиком спасении, которое, получив­ши начало своего возвещения от Господа, посредством слышав­ших утвердилось в нас, когда Бог подтверждал знамениями и чудесами и различными силами и раздаянием Духа Святаго (Евр.2:3–4). И опять в том же послании говорит: почему, как говорит Дух Святый, ныне когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему я вознегодовал на род сей и сказал: непрестан­но они заблуждают сердцем сво­им, вследствие чего не познали путей Мо­их, как клял­ся Я в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой (Евр.3:7–11). И тут пусть послушают Павла, нико­им образом не отделя­ю­щаго Духа Святаго от Божества Отца и Сына, но ясно показыва­ю­щаго, что глаголание Святаго Духа – было от Лица Божия, и таким образом изречено как бы от Бога, как изложено в вышеприведен­ных изречениях. Поэтому веруем, что Святая Тро­ица – един Бог, и покланя­емся Ей согласно засвидетель­ствован­ному боже­с­т­вен­ным Писанием, тем более, что и всюду существуют для нас в боже­с­т­вен­ном Писании безчислен­ныя наставления, которыя согласно свидетель­ствуют апостоль­скую и церковную веру.

Источник: Творения святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарийскаго. / пер. проф. Николая Сагарды. – Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. – С.118–130

Опубликовано 1 апреля, 2012 - 18:56
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653