Вы здесь

Шелли Шрайман. Израильские секты

...Похоже, что нет уже нужды отправляться в поисках себя за тридевять земель в индийские ашрамы: вам прекрасно промоют мозги и в Израиле. Количество мелких сект в нашей стране увеличивается год от года, равно как и количество скандалов и разоблачений, связанных с ними.

Вот уже на протяжении восьми лет я с горечью наблюдаю, как одна из моих знакомых, решившая проникнуть в поисках себя в самые глубины собственного я, на самом деле себя теряет. Обнаружив в газете очередное объявление, сулящее провести всех желающих кратчайшим путем к достижению совершенства, она тут же присоединяется к какой-либо группе, возглавляемой сомнительным гуру. Результаты духовной работы налицо: в доме круглосуточно горят свечи, выжигающие негативную энергию; вместо выброшенной на свалку удобной кровати на полу воцаряется тоненький спартанский тюфячок; на книжной полке 25 (!) комплектов карт Таро; стены всякий раз меняют цвет - под стать внутреннему настрою хозяйки квартиры; в каждом углу - амулеты и талисманы. От прежней доброжелательности, теплоты и приветливости не осталось и следа: очередной гуру учит свою ученицу выплескивать внутреннюю агрессию наружу, не сдерживаясь и не считаясь с чувствами тех, кого это может задеть, ибо только так можно очиститься по-настоящему и достичь подлинного совершенства.

Моя коллега - уроженка страны Аелет Кедми вот уже второй год подряд внедряется в различные израильские секты и пишет о них разоблачительные материалы - часть из этих статей была опубликована в "Едиот Ахронот" и вызвала большой резонанс. К Аелет начали обращаться за помощью близкие людей, попавших в различные секты и практически утратившие связь со своими семьями.

Мы встретились с Аелет в небольшом уютном кафе маленького городка. Единственное, о чем просила Аэелет, рассказывая мне о своих впечатлениях от сект: не указывать города, где она живет, не описывать ее внешности и не сообщать никаких сведений о ее семье и месте жительства. Надо ли объяснять, почему?

- Первая моя статья была о некоей Мири (здесь и дальше все имена изменены) - талантливой поэтессе, красавице, которая считала себя изгоем и в конце концов основала собственную секту. Я читала ее книги и пыталась понять, что же с ней произошло? - говорит мне Аэлет. - Кто-то сказал мне, что Мири в свое время тяжело пережила смерть матери, погибшей при туманных обстоятельствах. Мири проповедовала бегство из социума, у нее были свои последователи. На мой взгляд, эта секта была достаточно опасной. Например, одного из членов секты Мири постоянно убеждала в том, что он не должен идти в армию. Получив повестку с призывного пункта, этот парень покончил с собой.

- Потом была моя встреча с другим гуру - по имени Гиди, - продолжает Аэлет, - Этот человек - ученый, физик, большой интеллектуал. Гиди испытывал на членах своей секты разные психотехники, изучая человека изнутри, как он уверял. Я посещала группу Гиди не один раз, желая понять, что там происходит. Одной девушке он сказал, что она не должна принимать лекарства, выписанные ей психиатром - в результате та через какое-то время выпрыгнула из окна, но, к счастью, осталась в живых.

- Как ты на него вышла?

- Обнаружила его сайт в Интернете, вступила в переписку, где изъявила желание присоединиться к группе его адептов. Он назначил мне встречу. После этого я посещала его лекции, начинавшиеся с коллективной медитации, во время которой он спрашивал каждого: "В каком месте ты сейчас находишься?". Гиди задавал тон всему происходящему, его власть над людьми была очевидна. Там происходили очень странные вещи. Например, одна девушка рассказывала о своем влагалище. Когда позже мне рассказали, что Гиди спал со своими ученицами, меня это не удивило.

- Затем я пришла на собеседование с очередной гуру - Мириам, в прошлом женой известного баскетболиста, а ныне - подругой рецидивиста, отбывающего в тюрьме очередной срок, - продолжает Аэлет. - На самом деле, как выяснилось, все основные идеи по промывке мозгов членов секты исходили как раз от него. Здесь насаждались изнуряющие диеты, интенсивные занятия спортом и унижение человеческого достоинства в целях отказа от собственного "я". В частности, мне запомнилось одно занятие - этакая групповая динамика, где Мириам обращалась к пустым стульям, в то время как члены секты стояли позади этих стульев. Этим действием она как бы подчеркивала, что они ничего не стоят. Чтобы получить власть над людьми, Мириам старалась всячески их унизить. Например, на собеседовании, предшествовавшему моему приему в секту, она вылепила мне в лицо, что я некрасивая, толстая, ужасно одета, обладаю неприятным голосом, должна сбросить семь килограммов и немедленно развестись с мужем. После этого Мириам добавила, если я ей доверюсь, все можно исправить, и она способна сделать из меня другого человека.

- На мой взгляд, ты совсем не полная. Скорее, наоборот.

- Дело в том, что Мириам - настоящая эктремистка. Сама она весит килограммов 40, и все члены ее секты очень худые - на грани анорексии. В результате жесткой диеты в сочетании с интенсивными занятиями спортом некоторые из них напоминают скелетов. Занятия Мириам проводит большей частью по ночам: когда люди обессилены и хотят спать, в таком состоянии им легче промывать мозги.

- Какая из сект, в которые ты внедрялась, показалась тебе наиболее опасной?

- Секта, основанная некоей Эстер - женщиной немолодого возраста. В свое время она познакомилась с учителем кабалы из Бней-Брака, у которого было несколько десятков учеников. Эстер - женщина сильная и властная, решила взять дело в свои руки, заявив, что она услышала голос с небес и обрела дар приникать в мысли человека и менять его судьбу. В частности, благодаря ее указаниям, полученным свыше, мужа-диабетика тайно вывезли из больницы, он прекратил принимать инсулин, его болезнь усугубилась. Когда он умер, Эстер стала полновластной хозяйкой секты. Она вышла замуж за одного из своих учеников, который был моложе ее на 15 лет, убедив его оставить жену и детей. Жене же внушила, что та должна покинуть дом, где она жила - и та беспрекословно выполнила указание. В этой секте, кроме взрослых, были и дети.

- Что исповедовала Эстер и ее последователи?

- Они утверждали, будто являются реинкарнацией одного из пророков. Казалось бы, люди религиозные, но при этом не ходят в синагогу. Все беспрекословно выполняют указания Эстер, верят в разные мистические обряды, напоминающие обряды вуду, постоянно занимаются промывкой мозгов.

- Сколько времени ты провела в этой секте?

- Примерно месяц. Я ходила на групповые занятия дважды в неделю, слушала разные глупости, которые очень меня утомляли. Но вот что интересно: когда человек слушает весь этот бред достаточно долго, у него это начинает откладываться. Мне было страшно находиться в этой секте, отчасти это был иррациональный страх. Я понимала, что у этих людей нет границ, невозможно предугадать, что они могут с тобой сделать.

- Что было после секты Эстер?

- Секта Эйяля, о которой я узнала от своего знакомого. Эйяль исповедовал вселенскую любовь и организовывал духовные путешествия, во время которых десятки людей были вынуждены находиться вместе в течение четырех суток в пустынном месте дикой природы. Чтобы присоединиться к такому путешествию, надо было выложить почти тысячу шекелей. То, что там происходило, напоминало повальный душевный стриптиз. Члены секты рассказывали о себе ужасные вещи - о том, как они подвергались в детстве надругательству и многое другое, отчего многие впадали в состояние психоза - начинали истерически визжать, блевать в костер и так далее. Были моменты, когда все раздевались догола, начинали обнимать и гладить друг друга, правда, ничего сексуального в этом не было. Скорее, эдакое псевдобратство. Мне тоже пришлось раздеться: во-первых, чтобы не выдать себя, во-вторых, иначе мне не разрешали фотографировать "на память" все происходящее.

- Как твой муж относится к тому, что ты специализируешься на сектах?

- Он (муж Аэлет работает в полиции - Ш.Ш.) воспринимает все это достаточно тяжело, но терпит мое увлечение подобными вещами.

- Как ты относишься к подобным сектам?

- Меня ужасно бесит шарлатанство подобного рода: человеку влезают в мозги и управляют им словно куклой. Кстати, в 1980-х годах в Израиле пытались провести закон, запрещающий психологическое воздействие на человека, однако, он так и не было принят.

- Ты входишь в секты с черного хода, не обнаруживая себя. Какова реакция руководителей и членов секты после того, как статья выходит в свет?

- Во-первых, до того, как она появляется в печати, я звоню руководителям секты и сообщаю о том, что я журналистка, побывавшая на их сборищах и хотела бы получить от них реакцию о происходящем - уже в качестве журналистки.

- Неожиданный ход! И какова же реакция на твои звонки?

- Эйяль, например, как человек умный, решил, что ему выгоднее сотрудничать со мной и охотно ответил на все вопросы и согласился сфотографироваться. Гиди тоже воспринял мой звонок спокойно и более-менее ответил на все вопросы. Что же касается других... Мириам отказалась со мной говорить: по-моему, она и по сей день жалеет о том дне, когда пустила меня на занятие секты. Эстер вообще не соизволила подойти к телефону, а ее адепты сказали, что я не стою ее ногтя и всячески меня проклинали.

- Ты не боишься того, что однажды войдя в какую-либо секту, не сумеешь из нее выйти?

- Это нереально. Я довольно скептична и цинична, контролирую ситуацию, вижу все манипуляции и методы, к которым прибегают гуру. Кроме того, я не из тех, кто любит подчиняться чужой воле.

- Чем ты объясняешь тот факт, что в Израиле так много сект и желающих в них обретаться?

- Это своего рода эскапизм - желание убежать от действительности. В нашей стране такое сложное положение, что иным действительно хочется забыть обо всем хотя бы на время. Я обратила внимание на то, что в подобные секты нередко приходят люди, пережившие серьезную душевную травму. Поначалу может сложиться впечатление, что гуру пытается им помочь. Но его подлинный интерес в другом. Власть и деньги - вот что для него важно. Отсюда и метод - расположить к себе человека, затем подчинить и сделать его своим адептом, или, точнее будет сказать, рабом. Конечно, в картине присутствует некая идея и момент веры в нее - иначе было бы трудно внушить нечто подобное другим людям. Однако, обратим внимание и на то, какую жизнь ведут обычно гуру. Я не говорю о таких, как Ошо - там вообще была создана целая индустрия. Возьмем тех, что помельче. Никто из них не работает. А зачем им работать, если поборы с членов секты обеспечивают им вполне благополучную жизнь. Я видела, на машинах какой марки разъезжают гуру, в каких домах они живут. Плюс ко всему, они избавлены от бытовых забот: члены секты уберут их дом, приготовят пищу - это явление, кстати, очень распространено.

- А вот что касается душевного стриптиза... Ведь гуру становится своего рода исповедником - члены секты раскрывают ему душу, вытаскивая из тайников памяти полузабытые травмы.

- И это очень опасно. Потому что гуру - не психиатр и не психолог, чтобы залечить вскрытую рану профессионально. Например, из встреченных мной руководителей сект, никто не имел отношения к вышеупомянутым профессиям: Эйяль в прошлом занимался сельским хозяйством, Эстер была учительницей физкультуры, Мириам работала муниципальной служащей, Гиди - физик. И вот человек обнажил перед членами секты свою боль и продолжает жить с ней: у иных этих состояние настолько усугубляется, что они вынуждены впоследствии прибегать к помощи психиатра, годами принимать антидеприссанты. Кроме того, я не раз имела возможность наблюдать, насколько холоден и безразличен гуру к подобным исповедям. Он не может ободрить человека, дать ему тепло: единственное, что его заботит - сохранение дистанции, собственной власти над членами секты. Он просто манипулирует людьми, используя их слабости. При этом у него нет за них никакой ответственности. Эйяль, например, сказал одному парню, который каждую ночь уединялся и уходил от группы далеко в пустыню: "Это твое внутреннее путешествие". Но ведь бродить в пустыне ночью одному просто небезопасно!

- Что за люди приходят в секты? Какого возраста? Каких профессий?

- Возраст самый разный: от совсем молоденьких парней и девушек - до 40-60 летних людей, прошедших развод и переживающих в связи с этим душевную травму.

- Почему они не идут конвенциональным путем, не обращаются к психологу?

- Хороший вопрос! Думаю, что они предпочитают секту из-за принадлежности к группе таких же людей, которые тоже находятся в состоянии душевного разброда. Они ведь иногда даже селятся вместе, образуя что-то типа коммуны. То есть речь идет о некоей групповой поддержке, хотя настоящпей поддержки, на мой взгляд, там нет. Если ты слишком сильный - тебя обязательно попытаются сломать, ведь секта признает только одного гуру, а он не потерпит никакого соперничества. При том, что Мириам воздействовала грубо и прямолинейно, например, в отличие от интеллектуала Гиди, цели и результаты у них были одни и те же.

- Как ты проникала в эти секты?

- Каждый раз я составляла план своих действий, придумывала амплуа. То есть была и сыщиком и актрисой в одном лице. В рассказах о себе например, на собеседовании - старалась избегать обилия деталей, чтобы не запутаться. Что же касается самого пребывания в секте, мне было очень тяжело раздваиваться: с одной стороны я журналист и должна фиксировать и запоминать происходящее, с другой - нахожусь в роли, я одна из них и делаю то же, что и все - например, если все визжат, я тоже визжу. Кстати, потом некоорые из членов секты спрашивали меня, почему я решила проникнуть с черного хода, почему не пришла открыто. Я отвечала, что если бы не ощутила себя частью происходящего, то не смогла бы проникнуть в суть явления настолько глубоко: приди я в в роли журналиста, никто не сказал бы мне настоящей правды.

- К тебе обращались родственники людей, попавших в секты?

- Я была в шоке от огромного количества откликов, которые начали поступать после публикаций. Оказывается, эта проблема беспокоит очень многих. Я встречалась с родителями детей, попавших в сети разных сект, и мы вместе решали, что тут можно сделать.

- Насколько изменилось положение после твоих публикаций: описанные тобой секты продолжают существовать?

- Из секты Эстер часть народа ушла, оставшиеся живут коммуной, сменили адрес. Что касается секты Гиди, ее покинули 2-3 человека, кроме того, родители очень активно пытаются вытащить оттуда своих детей. Ушли несколько человек и из секты Мириам.

- Ты веришь в существование хороших сект?

- Нет. Секта - это закрытая система. В большинстве сект человек теряет себя, свою личность, остается голым. Привлечь основателей сект к уголовной ответсвенности крайне трудно, если там не употребляют наркотики, не совершают сексуальных преступлений, не привлекают детей и так далее. Взрослые люди вправе заниматься тем, что им нравится, если это не входит в противоречие с законом. Эгомания - вот что движет гуру: быть доминантным, управлять, подчинять, властвовать. Для членов секты привлекательность момента состоит в ощущении избранности: мы не такие, как все, только нам доступна некая идея, некое таинство и т.п. Отсюда - особые манеры, речь, одежда, амулеты. Руководители сект укрепляют это - на самом деле мнимое - единство, убеждая своих адептов жить вместе, образовывать браки исключительно с членами секты и так далее. Подытоживая наш разговор, хочу сказать, что "искать себя" можно и другими путями - читая духовные книги, или путешествуя по миру. Во всяком случае, это намного безопаснее.

Опубликовано 19 августа, 2012 - 13:39
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653