Вы здесьВера Васильева. Путь Харе Кришна: туда и обратноОднажды у меня в жизни был период кризиса, мои отношения трещали по швам, я запуталась и не могла найти выход. К тому времени я уже прочитала много того, что входит в набор современного искателя смысла жизни (Кастанеда, Ошо, Гурджиев, Зеланд… список может быть длинным). Пробовала ходить в церковь на утренние службы, да, это успокаивало, но кризис оставался кризисом. Ходила на йогу, пробовала буддийские медитации. Да, это на какое-то время давало ощущение гармонии, но жизнь не менялось. И тут однажды в солнечный день, где-то на бульваре между цветущими клумбами радостный молодой человек вручил мне книжку Б.Свами Прабхупады. Я с интересом прочитала, там предлагался путь решения всех бед с небольшими усилиями - читать мантру Харе Кришна и соблюдать правила – не пить (алкоголь,чай, кофе), не употреблять наркотики, не есть мясо, не заниматься сексом, если не замужем. К тому времени я уже около года не ела мясо, к алкоголю я тоже равнодушна, без кофе и чая тоже вполне могла прожить, да и мои отношения уже практически рухнули, так что выполнение последнего правила не было проблемой. Самым сложным из всего было носить длинные юбки, их у меня не было, пришлось покупать. И вот я, ухватившись, за эту соломинку решила попробовать. В течение года дисциплинировано ходила в «ведический» храм раз в неделю, изучила почти всю предлагаемую литературу, читала мантру по утрам, постоянно увеличивая количество кругов на четках, перед употребление пищи тоже освящала ее специальным ритуалом, прослушала все найденные мной лекции на тему семейных отношений от Торсунова и Нарушевича. К тому времени мои отношения уже окончательно разрушились – мой молодой человек подумал, что я сошла с ума и это, добавившись к остальному огромному списку наших проблем, поставило жирную точку. Зато у меня появилось много друзей в этом клубе по интересам Харе Кришна (ИСККОН), кроме посещения храма раз в неделю, я еще стала бывать на их дружеских посиделках дома (Бхакти-врикша), где мы изучали книги, пели мантры, ели прасад. Там рассказывалось, что современные люди (карми как их называют в кришнаитской субкультуре) совсем не думают о смерти и поэтому живут не пойми как, что Бог – это Личность и надо служить ему. Очень много про отношения мужчин и женщин – об ответственности первых и развитии женских качеств вторых. Я тогда очень грустила из-за расставания и это всё было как свет в конце туннеля, тем более что у меня там появилось много друзей, которые поддерживали. Только вот мои прежние друзья стали все реже появляться в моей жизни. Мой круг общения начинал состоять исключительно из соратников по обществу сознания Кришны. Это и понятно, если я все выходные провожу в храме, а вечер посреди недели на обсуждении тем кришнаизма. Собственно эти темы я и пыталась продолжать со своими друзьями тоже, в результате мы стали встречаться всё реже. Родители к моим увлечениям относились с легкой тревогой, но я их успокаивала, что просто интересуюсь индийской культурой. Так отвечать меня научили как раз друзья из ИСККОН. Помню однажды ездила в поход с кришнаитами, эта была просто жесть... Один кришнаит просто проспал и забил, никого не предупредив и выключив телефон. У другого вообще не было денег на дорогу и еду и он занял их у меня. При том, что сразу намекнул что отдавать не будет - что он их воспринимает как подарок Кришны. И что для меня помощь преданным - это супер духовная практика. Мне были не так важны эти 300-400 руб., но сам подход. Но вот чем дольше я там находилась, тем больше у меня возникало вопросов без ответов. Почему при знании божественных законов о семейных отношениях браки кришнаитов распадаются чаще, чем у обычных людей? Почему мои друзья некришнаиты, которые и могут иногда выпить алкоголь или съесть мясо, оказываются ответственнее, искреннее и добрее? Почему Кришне так необходимо, чтоб люди ему прислуживали и восхищались? Разве это качества развитой личности? Почему кришнаиты внушают, что существует только две крайности – или Сознание Кришны или беспрерывно бухать в подворотне? Почему кришнаиты читают исключительно книги ИСККОН, путешествовать предпочитают только в Индию.., ведь разве мир не прекрасен своим разнообразием? Почему чтение мантр – это путь к Богу, а прогулка по лесу, музыка или занятие любимым делом – это не путь? И чем больше я наблюдала за происходящему, тем сильнее понимала, что что-то тут не так. Мантра Харе Кришна, которая мгновенно меняет судьбу уж очень напоминала рекламные ролики в духе «будь счастлив с Кока-Колой». Отказ от своего мнения, необходимость присмыкания перед духовными учителями (Свами, Гуру), старшими преданными и т.д., уж не отказ ли от ответственности за свою жизнь? Почему кришнаиты говорят, что обычные люди не задумывается о смерти, если все мы теряли родных, близких? А может дело в том, что точно доподлинно неизвестно, что ждет после смерти? А Личность Бога, Гуру, требующие такого трепетного отношения к себе – почему все так? Но у кришнаитов уже были на все готовые шаблонные ответы, которые заучены ими как речевки. Я на тот момент работала с детьми, учила их. И дети обожествляли меня - они видели меня идеальной (это свойственно детям в возрасте 7-8 лет по отношению к учителям). Были такие, которые не переставая ходили за мной и повторяли моё имя. Кто-то и правда испытывал большую привязанность ко мне, кто-то надеялся таким образом получить похвалу или оценку получше. Они старались быть похожими на меня, в манере говорить, а девочки даже и одеваться. Но мне ничего этого не было нужно от них - я хотела, чтобы они учились, развивались, росли как личности, вырабатывали индивидуальность, а не старались быть моими копиями, были независимыми со своим мнением, а не подлизывались ко мне, совершали бы ошибки, но исправляли их и учились на них. Я сама испытывала к ним привязанность, но если бы пришлось оставить кого-то из них на второй год, тут бы совсем не играло никакой роли насколько часто они повторяли бы моё имя... А если у меня будет ребенок - в каком-то смысле мое творение - каким бы я хотела, что бы он был? Хотела бы я чтобы он 2 часа в день тратил на то, чтобы благодарить меня или бубнить мое имя? Чтобы его интересы сводились лишь к тому, чтобы изучать сказанное и написанное мною? Чтобы он выделил в комнате стенку, повесил бы на ней мои портреты и не садился бы есть пока не созвонится со мной? Нет... Мне бы хотелось видеть в нем то же, что и в моих учениках - индивидуальность, желание расти, узнавать новое, пусть бы он совершал свои ошибки, падал, но потом бы поднимался и шел дальше. Мне бы хотелось, что бы вместо 2-ух часов восхваления меня, он бы это время потратил на творчество, познание себя, привнесения чего-то хорошего в этот мир. И вот когда я это поняла, меня как током ударило, и я осознала, что если Создатель, Высшие силы существуют, то не нужны ему наши мантры, преданность... что это все пустая трата времени. Так продолжалось еще где-то полгода, мои друзья-кришнаиты все чаще пытались меня накормить прасадом из Индии, расспрашивали: не перестала ли я читать мантру, усиленно начинали звать на свои встречи. Возможно, им и правда хотелось больше со мной дружить, а может мои вопросы и отдаление вызывали тревогу внутри них самих? Видимо в глубине души и они все же понимали, что, а вдруг действительно это не какой и не Путь развития, а уход от него? Ведь жизнь, преодоление трудностей, воплощение своей мечты, принятие себя и других людей – требует огромной работы над собой. Как же часто я бежала от этого в различные "духовные практики" – уж не это ли механизм религиозной парадигмы мышления? И однажды солнечным воскресным утром, спустя два года после того как цветущий мальчик на бульваре вручил мне книжку Харе Кришна, я больше не стала читать мантру и не пошла в храм. Я пошла в парк, ходила босиком по траве, слушала пение птиц и радовалась жизни. Опубликовано 5 июля, 2015 - 12:57
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |