Вы здесь

Наставление Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу

Оставить родину и идти въ места отдаленныя, дикія, лишенныя многихъ удобствъ жизни, - для того, чтобы обращать на путь истины людей еще блуждающихъ во мраке неведенія и просвещать светомъ Евангелія еще не видевшихъ сего спасительнаго света, - есть дело, поистине, святое и равноапостольное. Блаженъ, кого изберетъ и поставитъ Господь на такое служеніе; но сугубо блаженъ тотъ, кто со всею ревностію, искренностію и любовію подвизается въ деле обращенія и просвещенія, перенося труды и скорби, встречаемые на поприще своего служенія, ибо мзда его многа на небеси! Но горе тому, кто призванъ и поставленъ благовестить, и не благовествуетъ, и еще горше тому, кто прешедъ сушу и море для того, дабы обращать другихъ, - обращенныхъ делаетъ сынами геенны, сугубейшими себя.

Итакъ, ты, іерее, поставляешься на такое дело, за которое ты или внидешь въ радость Господа твоего, яко добрый и верный делатель Его, или пріимешь лишшее осужденіе, какъ лицемерный, лукавый и ленивый рабъ Его! И да сохранитъ тебя Господь Богъ отъ последняго и да дастъ тебе желаніе и силы достигнуть перваго! Находясь на месте служенія твоего, ты будешь иметь особенныя и различныя обязанности: во первыхъ, духовныя, какъ священнослужитель и проповедникъ слова Божія, во вторыхъ, внешнія, какъ членъ состава благоучрежденнаго управленія общества; а потому для руководства твоего здесь предлагаются тебе наставленія, касающіяся техъ и другихъ.

Часть первая.

Главнейшія наставленія, касающіяся духовныхъ обязанностей веропроповедника.

Наставленія, касающіяся сего предмета, довольно ясно означены въ указе 1777 года, где сказано: «чтобы онъ долгъ свой понималъ не въ торопливомъ сподобленіи крещенія (обращае-мыхъ имъ), а старался бы внушить имъ и силу христіанскаго ученія и руководствовать ко всякому благонравію, безъ чего крещеніе дикарямъ преподаваемое едва-ли не можетъ назваться злоупотребленіемъ одного изъ величайшихъ таинствъ христіанской веры».

I. Приготовленіе къ веропроповеданію.

1) Первое и действительное приготовленіе къ сему есть молитва, которая одна можетъ отверзать источникъ высшихъ наставленій и низводить благословеніе на всякое благоначинаніе и дело, а потому всегда, особенно предъ всякою беседою съ теми, которыхъ желаемъ просветить светомъ истины, обращайся къ Богу съ теплою молитвою.

2) Имей всегда скромное и смиренное расположеніе духа, и не обещай себе самонадеянно необычайныхъ или верныхъ успеховъ по твоему делу. Таковыя обещанія происходятъ отъ гордости, а гордымъ не дается благодать. Помни всегда, что обращеніе на путь истины грешника или язычника отнюдь не зависитъ отъ насъ, или отъ нашего искусства, но прямо и единственно отъ Бога. Угодно Ему обратить кого либо, - и самое простейшее (но истинное) слово изъ устъ простаго чтеца касается сердца слышавшаго, западаетъ въ немъ глубоко, и въ свое время приноситъ плодъ. Неугодно Ему, - и самое убедительнейшее слово изъ устъ перваго оратора не произведетъ никакого спасительнаго действія. И потому все мы отъ перваго до последняго ничто иное, какъ орудіе въ рукахъ Божіихъ.

3) Всякій разъ, когда ты принимаешься за дело, приводи себя въ спокойное и полное присутствіе духа, иначе ты не можешь высказать и того, что знаешь твердо и основательно.

4) Не приступай къ делу безъ предварительнаго размышленія и не исполняй его съ разсеянностію и нераденіемъ, ибо дело твое есть дело Божіе, а тотъ проклятъ, кто творитъ его съ небреженіемъ.

5) Помни всегда, что если проповедникъ не будетъ иметь въ себе любви какъ къ своему делу, такъ и къ темъ, кому проповедуетъ, то и самое лучшее и красноречивейшее изложеніе ученія можетъ остаться безъ всякаго успеха, ибо только любы созидаетъ, а потому старайся иметь въ себе духъ святой любви.

6) Поставь себе въ правило: во время посещенія отдаленныхъ местъ (такихъ, где уже положено начало христіанства) не начинать отправленія богослуженій и требъ дотоле, пока не предложишь посещаемымъ тобою прихожанамъ хотя краткаго поученія.

7) Проповедь слова Божія естественно начинать прежде тамъ, где ты будешь иметь постоянное местопребываніе; но если обстоятельства заставятъ, или будутъ представляться случаи быть и въ другихъ дальнейшихъ местахъ, то, несмотря на то, что ты еще немного успелъ между живущими съ тобою, не упускай случая быть где только можно и предлагай слово свое везде и всемъ сообразно возрасту, состоянію и времени.

8) Время для поученій и беседъ съ инородцами избирай преимущественно то, въ которое они бываютъ въ сборе; для сего ты можешь или идти къ нимъ, или, если можно, приглашать ихъ къ себе.

9) Въ начале по незнанію языка инородцевъ ты долженъ употреблять переводчика (толмача) твоихъ речей; старайся избирать его изъ самыхъ благочестивыхъ и благонамеренныхъ и заблаговременно обучай его катихизису. Лучше, если переводчикъ при тебе будетъ всегда одинъ и тотъ-же.

II. Порядокъ веропроповеданія.

10) Христіанство есть потребность, удовлетвореніе и утешеніе преимущественно сердца, а не одного ума, и поэтому въ преподаваніи ученія веры надобно стараться действовать более на сердце, нежели на умъ. Любопытство ума ненасытимо. Но кто сердцемъ восчувствуетъ потребность веры, вкуситъ и утешеній ея, - тотъ приметъ ее скоро и удобно, и она въ немъ будетъ не безплодна. Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить отъ сердца. Отъ избытка бо сердца уста глаголютъ. И потому только тотъ, кто исполненъ и избыточествуетъ верою и любовію, можетъ иметь уста и премудрость, ей-же не возмогутъ противиться сердца слушающихъ, и которыя верно указуютъ какъ, где и что говорить. Итакъ, примечай и лови минуты сердечнаго расположенія слушающихъ тебя. Сіе время всегда благопріятно для сеянія слова Божія.

11) Способъ преподавать ученіе веры бываетъ различенъ: и по внутреннему состоянію души поучаемаго, и по возрасту и по умственнымъ способностямъ. И въ семъ отношеніи имей въ виду, что те, съ которыми ты будешь иметь дело, по привычкамъ и понятіямъ суть язычники и заблудшіе, и по степени образованія - дети. Къ сему должно применять способъ и порядокъ преподаванія имъ спасительныхъ истинъ.

12) Порядокъ въ преподаваніи ученія веры должно сообразовать съ темъ, который показало намъ самое Провиденіе. Законъ Моѵсеевъ данъ былъ прежде, чемъ законъ Евангельскій; а еще прежде писаннаго закона Моѵсеева ведомъ былъ неписанный законъ естественный и Виновникъ его Богъ Творецъ и Промыслитель. Предъ самымъ временемъ закона Моѵсеева явлено было торжественное знаменіе силы, всемогущества и славы Божіей.

Взирая на сей великій и всеобщій образъ, учреждай свое малое и частное дело такъ:

а) Отъ бытія и благоустройства видимыхъ вещей показать бытіе (въ которомъ, впрочемъ, кажется, никто изъ нихъ не сомневается), всемогущество, силу и славу Творца вселенныя, Его благость, всеведеніе и проч. Вместе съ симъ кратко разсказать исторію сотворенія перваго человека и происхожденія отъ него всехъ людей и народовъ, которые въ семъ отношеніи суть живые памятники и видимыя доказательства Творческаго всемогущества и премудрости. Засимъ, изложить составъ человека изъ души и тела, различіе отъ прочихъ животныхъ, безсмертіе души его, и указать намереніе Божіе въ сотвореніи человека, т. е. блаженство.

б) Потомъ показать нравственный законъ Моѵсеевъ, какъ Богописанный законъ естественный, какъ средство къ достиженію блаженства, - просто и кратко.

Говоря о законе, наверное, можешь услышать отъ самыхъ дикихъ отголосокъ и подтвержденіе истине сего закона, неизгладимо начертаннаго на скрижаляхъ сердца каждаго. Напримеръ, кто не знаетъ, что должно почитать родителей, не надобно вороваты убивать и проч.?! Старайся возбуждать въ нихъ сіе чувство и употребляй его въ свою пользу.

в) Когда слушатели твои будутъ убеждены въ существованіи Бога и закона, тогда (а не ранее) показать имъ необходимость исполненія закона, какъ воли Творца, и видимыя следствія неисполненія закона и несохраненія его. Въ примеръ сего разсказать кратко о потопе (преданіе о немъ, хотя и сбивчивое, но есть у дикихъ народовъ), какъ последствіи несохраненія закона Божія; о благословеніи Богомъ праотцевъ после потопа и въ особенности Авраама (коего потомки существуютъ даже до ныне) - какъ о последствіи исполненія закона.

д) После сего начинай собственно евангельскую проповедь, такъ, какъ началъ ее Самъ Іисусъ Христосъ, т. е. возвещеніемъ покаянія и утешенія, или приближенія Царствія Небеснаго. Старайся приводить ихъ въ чувство раскаянія, или - близкое къ раскаянію. Сего можно достигнуть убежденіемъ ихъ въ томъ, что за неисполненіе закона, написаннаго въ сердцахъ ихъ, они непременно будутъ наказаны и въ сей жизни и въ будущей, или, если не въ сей, то темъ тягчай вечно въ будущей; что никто самъ собою не избегнетъ сихъ наказаній и проч.

Здесь надобно говорить такъ, чтобы возбудить въ нихъ некоторый страхъ будущихъ наказаній; и когда они будутъ приведены въ сіе чувство, тогда благовествуй имъ Іисуса Христа, Спасителя, Искупителя и Надежду всехъ людей, во утешеніе имъ.

Привести въ чувство раскаянія и сокрушенія есть одно изъ труднейшихъ делъ проповедника; но сіе состояніе есть одно изъ важнейшихъ въ обращеніи человека и есть возделанная земля для насажденія семени христіанства, ибо тогда оно можетъ пасть въ самую глубину сердца его и, при последующемъ содействіи благодати, принести обильный плодъ. Благовествованіе Спасителя грешнику, чувствующему себя виновнымъ предъ закономъ, предварительно и безъ всякаго убежденія поселяетъ въ немъ любовь къ сему Спасителю, Котораго онъ еще не знаетъ. А кто возлюбитъ Іисуса Христа такимъ образомъ, тотъ особенно возлюбитъ Его, узнавъ Его, и тотъ поверитъ всему, что говорилъ Онъ и что о Немъ будешь говорить и ты. Следовательно, тогда открытіе всехъ таинствъ спасенія нашего будетъ и легко для проповедника, и удобопріятно для слушающихъ его въ такомъ расположеніи духа.

е) Показавъ необходимость искупленія рода человеческаго и величество любви Божіей къ нему, преподавай о пришествіи въ міръ обетованнаго Искупителя, Его предвечномъ рожденіи отъ Отца (здесь надобно сказать и о таинстве Святыя Троицы), воплощеніи, рождестве и земной жизни Іисуса Христа, о Его ученіи, страданіи, смерти, воскресеніи, вознесеніи, всегдашнемъ пребываніи съ верующими и второмъ Его пришествіи, - о воскресеніи мертвыхъ (которому, хотя и по своему, но все американскіе дикари верятъ), будущей жизни, воздаяніи праведнымъ и грешнымъ.

ж) Наконецъ, скажи, что Іисусъ Христосъ во время земной жизни Своей имелъ многихъ учениковъ, изъ коихъ Онъ избралъ 12, далъ имъ особенную благодать и силу и послалъ ихъ во весь міръ проповедывать Евангеліе всей твари; - и все, чему они учили и что заповедалъ Іисусъ Христосъ, написано въ ихъ писаніяхъ, которыя дошли и до насъ и которыя известны почти всемъ народамъ, и что все добрые и простосердечные люди, которымъ удалось слышать ученіе ихъ, приняли его съ радостію и последовали и последуютъ Ему. Таковые люди обыкновенно называются христіанами, а те изъ нихъ которые точно соблюдали слово Іисуса Христа, сделались святыми, и тела многихъ изъ нихъ почиваютъ многія столетія нетленными и проч.

После, сего (и отнюдь не ранее) ты можешь сделать имъ предложеніе - не пожелаютъ-ли и они вступить въ число верующихъ въ Іисуса Христа и чрезъ Него чающихъ вечное спасеніе, блаженство и проч. Сего ученія веры на первый разъ для неслыхавшихъ прежде слова спасенія, довольно.

13) Въ изъясненіи предметовъ веры надобно говорить обдуманно, ясно, отчетливо и сколько возможно кратко, иначе проповедь твоя будетъ иметь мало успеха.

Въ изъясненіи ученія Іисуса Христа здесь не нужно много распространяться, т. е. не упоминать всего, что сказалъ Іисусъ Христосъ, но только говорить, что все ученіе Іисуса Христа заключается въ томъ, чтобы мы покаялись, веровали въ Него и имели къ Нему и ко всемъ людямъ любовь безкорыстную, чистую. Въ подтвержденіе ученія Его сказать кратко и о чудесахъ Его.

14) Когда увидишь, что слушатели твои тебя поняли и изъявятъ желаніе сопричислиться стаду Христову, тогда предлагать имъ: а) объ условіяхъ для желающихъ вступить въ число верующихъ; б) о святомъ крещеніи, какъ таинственномъ возрожденіи отъ воды и духа, вводящемъ въ новую жизнь христіанскую, и о прочихъ таинствахъ, какъ средствахъ къ полученію благодати Іисуса Христа, и в) о томъ, какъ долженъ вести жизнь свою тотъ, кто хочетъ быть истиннымъ христіаниномъ и, следовательно, воспользоваться всеми плодами спасенія.

а) Условія, подъ которыми желающіе могутъ вступить въ число учениковъ Іисуса Христа, суть: 1) отречься своей прежней веры, оставить шаманство и шамановъ не слушать; 2) не следовать обычаямъ противнымъ христіанству; 3) согласиться исполнять все то, что потребуетъ отъ нихъ новый законъ и Церковь: 4) исповедывать грехи свои.

б) Желающимъ и соглашающимся выполнять все означенныя условія говорить, что вступленіе въ христіанство есть дело великое и важное, и потому вступленіе въ него должно быть торжественно, где желающій вступить долженъ предъ свидетелями отречься отъ всего противнаго христіанскои вере и дать обещаніе быть ученикомъ Іисуса Христа, и все это запечатлеть святымъ крещеніемъ, которое есть вместе и видимый знакъ вступленія въ христіанство и средство къ очищенію души отъ греховъ и дверь къ принятію прочихъ даровъ, или средствъ преподающихъ благодать Божію, т. е. таинствъ святой Церкви, о которыхъ здесь и сказать.

Здесь-же нужно показать важность и достоинство святаго креста и силу крестнаго знаменія, а также и то, въ какомъ разуме и съ какимъ благотворнымъ намереніемъ святая Церковь пріемлетъ и чтитъ святыя иконы.

Говоря объ иконахъ, между прочимъ, можно сказать, что оне для неграмотныхъ то же, что книга, и проч.

в) Что касается до ученія о томъ, какъ долженъ вести себя христіанинъ, - на первый разъ много не распространяться, но говорить только то, что кто хочетъ быть истиннымъ христіаниномъ, т. е. ученикомъ Іисуса Христа, и воспользоваться всеми дарами искупленія, - тотъ долженъ: 1) съ верою, надеждою и любовію предать себя Іисусу Христу; 2) подражать Ему во всемъ, т. е. стараться, сколько возможно, поступать всегда такъ, какъ поступалъ Онъ. Здесь кратко сказать о добродетеляхъ Іисуса Христа, упоминаемыхъ въ Евангеліи, для того, чтобы вступающій могъ понять, какъ именно онъ долженъ поступать.

Напримеръ, Іисусъ Христосъ прощалъ врагамъ Своимъ, такъ должны делать и мы.

15) Наконецъ, надобно говорить, что никто, особливо надеющійся на свои силы и самого себя, безъ помощи Божіей не можетъ быть истиннымъ ученикомъ Іисуса Христа, и еслибы Іисусъ Христосъ, по великой Своей любви къ людямъ, не даровалъ намъ Своей помощи, то никто бы и никогда не могъ сделаться совершеннымъ последователемъ Его.

Но теперь всякій, кто только хочетъ, можетъ получать отъ Него помощь. Помощь сія есть Духъ Святый, даруемый туне; Его можно получать преимущественно молитвою; молитва-же есть обращеніе сердца къ Богу съ покорностію, верою и надеждою. Молиться можно везде и всегда, преимущественно же близка благодатная помощь Божія къ молитве церковной.

16) Таковаго ученія довольно для новообращенныхъ. Дальнейшее ученіе христіанства, какъ-то: пространное и более духовное истолкованіе десяти заповедей и проч., изъясненіе словъ Іисуса Христа, преданныхъ въ Евангеліи, ученіе апостоловъ и (отчасти) преданія святыхъ отцевъ - составляютъ предметъ уже не первоначальнаго вероученія и духовную пищу не младенцевъ въ вере, но возрастныхъ, или, по крайней мере, возрастающихъ въ христіанстве.

Часть вторая.

III. Особенныя наставленія относительно ученія, Богослуженія и обхожденія съ инородцами и пр.

17) Догматовъ веры и сущности деятельнаго ученія держаться надлежитъ такъ твердо, чтобы ничего противнаго имъ не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть. Но снисхожденіе новообращающимся, яко младенцамъ въ вере, въ разсужденіи некоторыхъ недостатковъ обрядовыхъ, необходимо надлежитъ оказывать, частію по местнымъ обстоятельствамъ, частію въ ожиданіи утвержденія ихъ въ вере и жизни.

18) Соблюдать посты такъ, какъ соблюдаютъ ихъ обыкновенно, т. е. переменою пищи, вземлемой изъ царства животныхъ, на одну растительную, - тамошніе жители почти совсемъ не могутъ по самой местности, и постъ ихъ удобнее можетъ состоятъ не въ качестве, но въ количестве и времени употребленія пищи. И потому не должно ихъ принуждать къ соблюденію постовъ переменою пищи, но, во-первыхъ, - объяснять имъ намереніе учрежденія постовъ и пользу ихъ, потомъ, по мере ихъ убежденія и усердія, располагать ихъ къ сохраненію поста въ известные дни такимъ образомъ, чтобы, смотря по обстоятельствамъ, уменьшать количество пріемлемой пищи и не принимать оной въ ранніе часы дня. Что касается до дней Страстной седмицы и особенно последнихъ дней предъ Пасхою, то - убеждать всехъ проводить ихъ въ возможномъ посте и телесномъ, и душевномъ въ память спасительныхъ страстей Іисуса Христа.

19) Слушаніе обыкновенныхъ богослуженій, кроме литургіи, не поставлять непременною обязанностію и строгаго исполненія сего не требовать; а потому, во время путешествій твоихъ по отдаленнымъ местамъ, когда обыкновенно все посещаемые тобою должны исповедываться и причащаться Святыхъ Таинъ, - не считать непременною обязанностію то, чтобы они ходили въ церковь целую неделю, какъ делается у насъ обыкновенно, но столько, сколько позволятъ обстоятельства, и только советовать и напоминать имъ, чтобы они въ то время, какъ можно чаще, въ сердце своемъ молились Богу о прощеніи греховъ своихъ, а также соблюдали бы, какъ возможно, строгій постъ.

Поученіе слову Божію для нихъ всегда есть лучшее приготовленіе къ принятію таинствъ, нежели чтеніе обыкновенныхъ псалмовъ и молитвъ, потому что никто изъ нихъ весьма еще долгое время не будетъ понимать того, что читается въ церкви.

20) При заключеніи браковъ облегченія строгости правилъ могутъ быть допускаемы только по самымъ уважительнымъ причинамъ и по крайней нужде; а какія именно могутъ быть облегченія, о томъ будутъ тебе даны особыя наставленія. Малочисленность местнаго народонаселенія, подобно какъ въ патріархальныя времена, не позволитъ далеко расширять кругъ возбраненнаго къ супружеству родства; впрочемъ, запрещенія, положенныя по сему предмету въ книге Левитъ (XVIII гл.), должно иметь въ виду неопустительно.

21) Отъ старыхъ обычаевъ, непротивныхъ христіанству, вдругъ не отводить, но только объяснять, что имъ сіе дозволяется по снисхожденію.

22) Инородцамъ, не принявшимъ святого крещенія, если не предвидится, что отъ нихъ можетъ произойти какое-либо оскорбленіе святыни, или нарушеніе благопристойности, не только не возбранять быть при нашихъ богослуженіяхъ, какъ то: вечерни, утрени и молебнахъ, если они того пожелаютъ, - но даже приглашать ихъ къ тому. Что же касается до литургіи, то хотя по правиламъ Церкви и не должно допускать ихъ къ слушанію литургіи верныхъ, но такъ какъ некогда и послы святаго Владиміра въ Константинополе, будучи язычниками, были допущены къ слушанію всей литургіи, а сіе послужило въ неизъяснимую пользу целой Россіи, - то и ты по усмотренію можешь оказывать подобное снисхожденіе, въ надежде спасительнаго действія святыни на сердца еще омраченныя.

23) Никакіе брачные союзы и договоры, заключенные до крещенія, не считать препятствіемъ къ принятію святаго крещенія, и никакихъ заключенныхъ до крещенія браковъ, выключая самыхъ кровныхъ (каковыхъ, впрочемъ, едва-ли можно встретить), не расторгать и въ разбирательство ихъ не входить.

24) Новообращающимся ни до крещенія, ни при самомъ крещеніи и вскоре после крещенія не делать и не позволять воспріемникамъ делать какіе-либо подарки, дабы сіе не могло быть для инородцевъ приманкою или поводомъ къ различнымъ ухищреніямъ, а потому и при самомъ крещеніи инородцевъ не давать имъ ни рубашекъ и ничего, кроме крестиковъ.

25) На данномъ тебе святомъ антиминсе ты имеешь власть совершать божественную литургію на всякомъ месте: и въ чистомъ, жиломъ доме, и подъ открытымъ небомъ; но для сего, по многимъ причинамъ, приличнее иметь особую палатку, которую раскидывать на местахъ по возможности чистыхъ, и на таковыхъ местахъ убеждать жителей поставлять кресты, которые потомъ будутъ какъ признакомъ самаго места, где была приносима безкровная жертва, такъ и местомъ общественныхъ молитвъ для жителей въ отсутствіе твое.

26) Более постоянное пребываніе иметь тебе тамъ, где будетъ более полезно и нужно. Сугубо счастливъ тотъ проповедникъ, пребываніе котораго у себя инородцы считаютъ своимъ счастіемъ.

27) Въ преподаваніи ученія выше-изложеннымъ порядкомъ наблюдай, чтобы къ изъясненію предметовъ последующихъ приступать не прежде, разве когда слушающіе тебя все, или, по крайней мере, большая часть изъ нихъ, поймутъ предыдущіе, несмотря на то, хотя бы отъ сего могло замедлиться самое крещеніе многихъ. Чемъ тверже будетъ положено основаніе, темъ прочнее будетъ зданіе и легче созидать его.

28) Касательно ученія веры и закона христіанскаго никакихъ доказательствъ, Священнымъ Писаніемъ не подтвержденныхъ, не употреблять, кольми паче ложныхъ чудесъ и откровеній не вымышлять, подъ опасеніемъ строжайшаго осужденія. Но если где Господь видимо явитъ силу Свою или въ чудесномъ исцеленіи кого, или необыкновенномъ откровеніи и проч., таковыхъ делъ Божіихъ не скрывать, но, сделавъ надлежащее и безпристрастнейшее изследованіе дела со всеми доказательствами, представить намъ.

29) Для того, чтобы умножать число принимающихъ святое крещеніе, отнюдь не употреблять какихъ либо меръ и средствъ несвойственныхъ евангельскому духу и неприличныхъ проповеднику, какъ то: ни принужденій, ни угрозъ, ни подарковъ, ни обещаній (напримеръ, льготъ, податей и ир.), ни какихъ либо суетныхъ обольщеній, - но всегда действовать съ апостольскою искренностію.

30) Къ сподобленію святаго крещенія инородцевъ приступать не ранее, какъ они будутъ научены тобою выше-означеннымъ предметамъ веры и закона, и когда они сами изъявятъ на то желаніе.

31) По прибытіи въ поселенія дикарей, отнюдь не говорить, что ты посланъ отъ правительства, и не выдавать себя за какого нибудь начальника, но за простого странника, желающаго ближнимъ истиннаго благополучія и пришедшаго для того только, чтобы показать средства и по возможности руководить.

32) Съ перваго вступленія твоего въ должность, поведеніемъ и добродетелями своими, приличными твоему сану и званію, старайся заслужить хорошее о себе мненіе и уваженіе какъ инородцевъ, такъ и живущихъ тамъ цивилизованныхъ людей. Доброе мненіе заставляетъ уважать, а кого не уважаютъ, того и не послушаютъ.

33) Отнюдь не показывай явнаго презренія къ ихъ образу жизни, обычаямъ и проч., какъ бы они ни казались того стоющими, ибо ничто не можетъ столько оскорбить и раздражить дикарей, какъ явное презреніе къ нимъ и насмешки надъ ними и всемъ, что ихъ.

34) Съ перваго свиданія съ инородцами старайся снискать ихъ доверенность и благорасположеніе, но не подарками, или ласкательствомъ, а разсудительностію, готовностію на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностію. Иначе, кто откроетъ тебе свое сердце, если не будетъ иметь къ тебе доверенность?..

35) Въ преподаваніи ученія и вообще въ беседахъ съ инородцами будь кротокъ, ласковъ, простъ и отнюдь не показывай величаваго учительскаго вида, чемъ весьма много можно повредить успехамъ своего дела.

36) Когда говоритъ тебе кто нибудь изъ инородцевъ, то выслушивай внимателыю, снисходительно и терпеливо, и на вопросы ихъ отвечай вразумительно и съ особеннымъ расположеніемъ и ласкою, ибо вопросъ отъ инородца касательно духовныхъ предметовъ есть дело для проповедующаго очень важное, ибо онъ можетъ показать и состояніе души вопрошающаго, и способности его, и желаніе просвещенія. Но не ответя инородцу одинъ разъ, или ответя съ оскорбленіемъ его, можно заставить его молчать навсегда.

37) Нежелающихъ принять святое крещеніе, даже и после несколькихъ убежденій, не огорчать чемъ либо и особенно не принуждать къ принятію крещенія. И хотя справедливость требуетъ въ обхожденіи съ дикарями быть более ласковымъ и внимательнымъ къ темъ, которые уже приняли христіанство, или готовы принять его, по ты, какъ проповедникъ евангелія, не долженъ оскорблять и не желающихъ принять проповеди евангельской и обходиться съ ними дружелюбно. Это будетъ лучшимъ доказательствомъ того, что ты желаешь имъ истиннаго блага.

38) У некоторыхъ тамошнихъ дикарей можно встретить многоженство, но всегда только у богатыхъ и сильныхъ; а потому, преклоняя ихъ къ единоженству, действуй со всемъ благоразуміемъ и отнюдь не поступай здесь властительски, дабы темъ и не ожесточить и не раздражить ихъ.

39) Отъ новообращающихся и новообращенныхъ ни подъ какимъ видомъ не требовать никакихъ вкладовъ или приношеній для церкви, или на какія-либо другія богоугодныя дела, но и не отвергать и добродушно принимать приношенія отъ техъ, которые сами по своей воле будутъ предлагать что-либо, но только съ темъ, что при принятіи всякаго приношенія объяснять приносящимъ намереніе и цель таковыхъ приношеній, дабы не поселить въ нихъ мысли, что Богъ, подобно ихъ духамъ, требуетъ приношеній, или что они суть жертва очистительная, или умилостивительная и проч.

40) Впредь, до особаго о семъ предписанія, работниковъ и проводниковъ для твоихъ путешествій ты долженъ будешь брать отъ новообращенныхъ, или отъ тамошнихъ туземцевъ; но въ семъ деле надобно поступать такъ, чтобы темъ не подать имъ причины подумать, что они, принимая христіанство, въ то-же время становятся какъ-бы рабами или работниками своихъ просветителей: и потому при всякой подобной нужде просить отъ дикарей пособія дружески и всегда платить за труды проводникамъ и всемъ услуживающимъ.

41) Ни подъ какимъ видомъ не выпрашивать тебе отъ новообращенныхъ и прочихъ инородцевъ какихъ-либо подарковъ и приношеній и не входить съ ними въ какія-либо торговыя сношенія ни самому лично, ни чрезъ посредство другихъ, подъ опасеніемъ строжайшаго суда: даже для самой пищи потребное принимать отъ нихъ только въ необходимости и за плату, или отъ усердія предлагаемое на трапезе.

42) Путешествія предпринимать во время удобное, т. е. когда жители тамошніе бываютъ более свободны отъ промысловъ зверей и рыбы, дабы неблаговременнымъ путешествіемъ не лишить выгодъ какъ инородцевъ, такъ и компанію. Но еслибы оказалось, что посетить какое-либо место съ пользою большею можно не иначе, какъ въ промысловое время, то заблаговременно представлять о семъ къ намъ съ прописаніемъ всехъ причинъ и следствій, могущихъ быть отъ того, или другаго.

43) Чтобы вернее и более быть полезнымъ своимъ прихожанамъ, ты долженъ въ непродолжительномъ времени узнать языкъ ихъ, на первый разъ, по крайней мере, до того, чтобы понимать. Дьячку же, находящемуся при тебе, поставляется въ непременную обязанность изучить языкъ ихъ совершенно. Ты имеешь обязанность наблюдать за симъ.

44) Старайся узнавать обстоятельно: веру, обряды, обычаи, наклонности, характеръ и весь бытъ твоихъ прихожанъ, особенно для того, чтобы темъ вернее и удобнее действовать на нихъ.

Отдавать справедливость ихъ хорошимъ обычаямъ есть дело немаловажное для успеха твоего.

45) Во время посещенія твоего и пребыванія на местахъ, когда время позволитъ, давай дикарямъ советы и наставленія касательно улучшенія ихъ быта и образа жизни, но безъ всякаго принужденія и оскорбленія, чистосердечно и дружески, и все таковые советы и наставленія должны быть сообразны съ местностію и простотою ихъ правовъ.

46) Въ разбирательство мірскихъ делъ не входить и никакой власти, поставленной отъ начальства, или ихъ собственной, въ глазахъ инородцевъ не ослаблять ни явными, ни тайными внушеніями, такъ какъ и Самъ Іисусъ Христосъ, живя на земле, никакого управленія не оскорблялъ и ничьихъ правъ собственности не касался. Но если где поступки начальствующаго и обращеніе съ инородцами слишкомъ жестоки и несносны, то таковаго прежде съ кротостію и дружелюбіемъ увещевать и наставлять, но если таковая мера будетъ недействительна, то обстоятельно и со всею справедливостію писать о томъ секретно къ намъ, или, въ случае отсутствія нашего, благочинному для доведенія до сведенія главнаго начальства.

47) На все, превышающее власть твою, требовать разрешеній отъ насъ, и о недоразуменіяхъ и сомненіяхъ писать къ намъ офиціально, или партикулярно, смотря по обстоятельствамъ дела.

48) Судя по кроткому характеру многихъ дикарей, населяющихъ берега Америки, кажется, что при мирномъ и проповеднику евангелія свойственномъ поведеніи, невозможно ожидать какого-либо нападенія, или покушенія на жизнь; но еслибы, паче чаянія, и случилась какая либо опасность твоей жизни, то решительныя и последнія меры къ защищенію себя принимать не иначе, какъ въ самыхъ крайнихъ случаяхъ. Но стократъ блаженъ будешь, если сподобишься пострадать ради имени Іисуса Христа.

49) Для того, чтобы лучше можно было видеть твои труды, действія и успехи въ поручаемомъ тебе деле, и темъ верніе ценить твое служеніе, иметь тебе журналъ, въ которомъ записывать все твои действія, все главныя мысли и слова, передаваемыя тобою дикарямъ при собеседованіяхъ съ ними и проч., и все, что стóитъ замечанія. И таковые журналы представлять къ намъ каждогодно при своихъ прочихъ донесеніяхъ.

50) Относительно порядка делъ, какъ-то: веденіе приходо-расходныхъ книгъ, отчетности, а также разныхь записей и формъ, по какимъ писать те и другія, тебе будутъ даны особыя предписанія.

51) Смотря по удобству и возможности, постарайся завести и иметь первоначальную школу для наставленія детей въ Законе Божіемъ, чтеніи и проч., въ роде техъ, какія Высочайше повелено иметь при монастыряхъ и церквахъ. Если же не будетъ возможности завести школу на основаніи сихъ правилъ, то, по крайней мере, два или одинъ разъ въ неделю собирай къ себе, или въ часовню, детей обоего пола, сначала живущихъ тамъ русскихъ и креоловъ, а потомъ и детей новопросвещенныхъ, наставляй ихъ въ ихъ обязанностяхъ въ отношеніи къ Богу, родителямъ, властямъ, другъ другу и ближнимъ. Для пособія тебе въ обученіи детей грамоте можешь употребить причетниковъ твоихъ.

52) Само собою разумеется, что ты, кроме всего вышеписаннаго, долженъ исполнять во всей силе и точности всеобщія и частныя постановленія касательно церквей и причтовъ, не сообразныхъ съ местными обстоятельствами и учрежденіями, и все предписанія, какія тебе будутъ даваемы, а также и все учрежденія и распоряженія местнаго начальства, относящіяся ко всемъ вообще, какого бы рода они ни были, - исполнять и исполненіемъ ихъ подавать примеръ другимъ.

Помни, что ты находишься на такомъ месте, где ты более и скорее многихъ можешь получить награды - и небесныя, будущія, и земныя, настоящія.

Небесныя награды въ руце Великаго Мздовоздаятеля, Который всегда будетъ видеть твои дела, и намеренія, и духъ, въ которомъ ты будешь действовать. Въ отношеніи же наградъ земныхъ будетъ обращаемо вниманіе сколько на число обращенныхъ тобою, но более на усердіе и ревность твою въ исполненіи твоего дела, переведеніе чего либо изъ книгъ Священнаго Писанія на языкъ твоихъ прихожанъ и наученіе читать изъ нихъ (переведенное), по крайней мере до 50 человекъ - будетъ достаточнымъ доказательствомъ твоего усердія и заслугою, стоющею высшихъ наградъ, коихъ удостоивается духовенство.

Потщися убо себе искусна поставити предъ Богомъ делателя непостыдна, право правяща слово истины. Внимай себе и ученію и пребывай въ нихъ, сія бо творя, и самъ спасешися и послушающіи тебе.

Благодать Господа нашего Іисуса Христа да будетъ со духомъ твоимъ!

Источникъ: Наставленіе высокопреосвященнаго Иннокентія, бывшаго архіепископа Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго, Нушагакскому миссіонеру іеромонаху Ѳеофилу. // Церковныя ведомости, издаваемыя при Святейшемъ Правительствующемъ Сѵноде. Еженедельное изданіе, съ прибавленіями. 1900. Первое полугодіе. - СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1900. - С. 97-107.

Опубликовано 23 мая, 2015 - 13:36
 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653