Вы здесьДискуссия «Христианство и астрология»Как православные христиане относятся к астрологии? Действительно ли эта псевдонаука прочно вошла в современную жизнь? Есть ли правда в гороскопах и допустимо ли пользоваться ими? На очередном круглом столе, проведенном «ВЖ» в Просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери, обсуждались эти и другие вопросы, связанные со звездами. Иерей Димитрий Симонов, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове: Энциклопедия дает такое определение астрологии: «Это оккультное учение, согласно которому по расположению небесных тел возможно предсказывать будущее отдельных людей и целых народов, исход предпринимаемых действий и происходящих событий». Астрология готова предсказывать судьбу человека по расположению звезд в момент его рождения. Гороскопы составлялись для стратегии поведения правителей и частных лиц. Астрология была очень популярна в древнем мире и даже в средневековье, когда Европа уже стала христианской. Насколько актуальна астрология для современного человека? Возможен ли какой-то диалог между астрологией и христианством? Иерей Вячеслав Санин, клирик храма Преображения Господня в Лесном: Астрология, скорее, относится к области веры, а не науки. Конечно, нам интересно изучать Божий мир, это вполне можно делать в рамках астрономии или просто любуясь звездным небом, отдавая должное предыдущим культурам и цивилизациям, которые дали имена звездам и созвездиям. Но строить серьезный диалог между астрологией и христианством я не вижу смысла. Иерей Михаил Браверман, настоятель храма святых Константина и Елены: Получается так, что мы всюду натыкаемся на астрологические прогнозы: в бесплатных газетах, которые бросают в наш почтовый ящик, на разных интернет-сайтах. Видимо, эта тема актуальна для наших соотечественников; поэтому у нас должен быть свой ответ на этот вопрос. Все мы живем, не зная будущего, и если у человека нет веры как доверия Богу, то он будет пытаться любым способом избавиться от страха неизвестности. С утра заглядывает такой человек в астрологический прогноз и получает инструкцию, как ему жить дальше. И все его вопросы решены. Реально ли это? В идеале человек должен ощущать свою связь с Тем, Кто является Владыкой Вселенной и Владыкой нашей жизни, — с Богом и с этим ощущением соотносить свою жизнь. Самое главное противоречие между астрологией и христианством — изъятие из человеческой жизни той свободы, которая должна быть в отношениях между человеком и Богом, в соответствии с которой наша судьба (то есть суд Божий) зависит как от Творца, так и от нас самих. Конечно, очень грустно, если свою жизнь человек вручает не Живому Богу — Творцу неба и земли, а его творениям — звездам. Протоиерей Александр Сорокин, настоятель церкви Феодоровской иконы Божией Матери: Как я понимаю, миссия астрологии не в предсказании будущего и не в покушении на свободу. Мы определены тем местом, где родились, семьей, где мы воспитывались, образованием, которое мы получили, качествами характера, унаследованными от наших родителей, и всем прочим, в чем нет нашей свободы. Мы не можем это изменить. Но подлинная свобода состоит в отсечении всего, в чем мы действительно несвободны. Нам нужно найти это «маленькое пространство», по выражению Николая Лосского, где находится подлинная свобода. Предсказания гороскопа... или старца Иерей Димитрий Симонов: Может ли на человека влиять положение звезд? Господь создал светила, а мы знаем, что магнитные бури, вспышки на солнце влияют на окружающие планеты, луна влияет на приливы и отливы на Земле, и даже погода может влиять на наше самочувствие и настроение. А если светила могут на нас влиять, то почему бы нам не использовать эти знания? Иерей Вячеслав Санин: Наука основывается на эксперименте, а кто измерил, как сочетание звезд оказывает влияние на судьбу человека? Может быть, светила могут в какой-то степени влиять на наше самочувствие, но зачем специально настраиваться на это? Разве мы не хотим преодолеть влияние среды? Господь дает нам силы и возможности для того, чтобы мы «превосходили естества чин». Помимо звезд, на нас оказывает влияние и наша генетическая память, и определенные внешние условия, но, преодолевая эти влияния, мы тем самым начинаем свое восхождение к воскресению, то есть восстанию, преодолению всех этих естественных тяготений!.. По-видимому, существует общее духовное заболевание человечества — нежелание быть свободным. Даже не веря в астрологию, приходя в церковь, мы ждем точных указаний и предсказаний. Мы опять вписываем себя в систему каких-то координат, забывая о той царственной свободе, которая нам дарована в Церкви не как в системе, а как в новой реальности. Иерей Димитрий Симонов: Если светский человек не знает, как поступить, он идет к астрологу, а православный христианин — к старцу. Множество людей стремится к духовным авторитетам за пророчествами, указаниями, подтверждением собственных решений. Чем они отличаются от тех, кто идет к астрологу? Иерей Михаил Браверман: Есть большая разница между обращением к человеку и обращением к материи. Все творение, весь мир свидетельствует о Боге, но после воплощения Сына Божия нет никакого смысла обращаться к деревьям, птицам, звездам для получения откровения. Ведь Бог, став человеком, может говорить прежде всего через человека, это очевидно. Иерей Вячеслав Санин: Возможно, увлечение старцами мало отличается от упования на звезды. В нашем церковном опыте много искажений. Для людей легче бегать по разным священникам, чем трудиться над собой. Или такая детерминированность: совершу 100 поклонов — и все будет хорошо. Но, с другой стороны, диалог — это нормально. Если человек как-то неправильно мыслит, то общение с другим мудрым или духовно опытным человеком вполне может ему помочь. Дело тут в желании узнать волю Божию. К сожалению, часто люди просто интересуются своим будущим, поэтому интерес к пророчествам довольно широко распространен в православной среде. А ведь через миропомазание человеку дано быть царем, пророком и священником. Пророчествовать — это значит осуществлять ту уникальную задачу, которая дана нам Богом, выполнять Его замысел о нас, узнавать этот замысел, принимая во внимание все внешние влияния, архитипы, национальные различия и тому подобное. Спроси о замысле Божием у звезд Иерей Димитрий Симонов: Некоторые люди хотят пользоваться астрологическими расчетами для того, чтобы утвердиться, например, в правильности своего решения, а не для того, чтобы узнать будущее. Допустимо ли это для христианина? Алла Придорожная: В астрологии важен личный гороскоп, который состоит из взаимодействия светил, стоявших в определенном положении во времени и месте, когда человек родился. Именно это взаимодействие задает человеку определенное направление. Я думаю, что в этом есть разумное зерно. Безусловно, важна личность конкретного астролога. Иерей Вячеслав Санин: Светила и звезды даны для ориентации в космосе, для различения дня и ночи. Но нам следует обращаться к Тому, Кто над звездами. Я понимаю, что газеты и журналы нам предлагают примитивную профанацию астрологии. Но и серьезная астрология (с высоты христианского откровения) не может играть существенной роли в жизни христианина. Татьяна: Астрология — древнейшая наука. У халдеев есть таблица наблюдения за светилами за 10 000 лет. Светила определяют характер человека. Мне интересно, например, узнать, какие у меня есть сильные и слабые стороны, на что следует обратить внимание. Чтобы решить жизненно важные вопросы, я обращалась к священнику, постоянно молюсь Богу, но эти вопросы не решаются. Вероятно, мне нужно обратиться к чему-то более конкретному? Раз у Господа есть замысел о каждом человеке, то я хотела бы узнать замысел относительно меня. Как мне определить, что мне надо делать в том или ином случае? Священное Писание абстрактно, а астрология конкретна и детальна, но она — вспомогательное средство. Татьяна Шморгун: Я думаю, астрология формирует в человеке безответственность, поскольку он стремится переложить ответственность за свои поступки на астролога, который будет его по жизни вести и подсказывать, что делать. В христианстве это может быть священник, от которого люди ждут конкретных указаний. Лично я в сложных ситуациях обращаюсь непосредственно к Богу, прошу Его руководить мною и вести меня по жизни. Я полностью Ему доверяю: «Блажен, кто верует». Самое главное — довериться Богу, который всех нас любит и обо всех заботится. В этом христианин намного сильнее мирского человека, который боится неизвестного. Елена Стальнова: Моя подруга училась на астролога и вполне профессионально составила мне гороскоп. Но с самого начала мне было странно, что все так жестко предопределено. Сначала я старалась следовать своему гороскопу, но постепенно почувствовала, что мне это не нужно. Когда я «слушалась» гороскопа, ушла радость жизни, а когда я пришла в храм, начала исповедоваться и причащаться, эта радость ко мне вернулась. Иерей Димитрий Симонов: Мне кажется, что человек, живущий в Новом Завете и имеющий глубоко личные отношения со Христом, обязательно услышит ответ от Него, даже если он придет не сразу и не очень явно. Для того чтобы понять свое призвание и узнать волю Божию о себе, нужно приложить определенное внутреннее усилие. В этом отношении идти путем астрологии — упрощенчество. Протоиерей Александр Сорокин: Восторженное отношение к звездам часто выливается в суеверный страх и поклонение. Против такого идолопоклонства выступает Библия, которая в Книге Бытия, сообщая о сотворении мира, намеренно называет солнце и луну большим и малым светилами. Свой антиастральный выпад христианство красноречиво высказало тем, как расположило по календарю свои главные праздники. В Евангелии не написано о том, когда родился Господь наш Иисус Христос, но мы празднуем Рождество 25 декабря (по старому стилю), поскольку для нас «Солнце правды» — Христос, о чем поется в рождественском тропаре. А язычники поклонялись в эти дни тварному солнцу, потому что начинает увеличиваться день. Наш праздник установлен в противовес этому языческому пониманию солнца. От Рождества отсчитывается праздник Благовещения. Но в этой солярности нет астрологической направленности. В астрологии много шарлатанства, поэтому к звездам в христианстве возникло настороженное отношение. Путь пастуха или волхва Иерей Димитрий Симонов: У волхвов, пришедших к Христу вслед за Вифлеемской звездой, путь был достаточно долгим и непрямым. Все-таки им пришлось сначала обратиться к Ироду. А у пастухов путь был простым, поскольку им о Христе возвестили ангелы. Иерей Михаил Браверман: Волхвы были такие мудрые, что им были открыты знамения времен. Пастухи были так чисты сердцем, что ангелы открыли им весть о Рождестве Христовом. В нашей жизни важно то, что приводит нас ко Христу. Астрология претендует на то, чтобы заниматься довольно глубокими вещами — будущим и судьбой человека, но ведь богословие говорит о еще более глубоких вещах. И кардинальная разница состоит в том, что богословие основано на том, что Сам Бог говорит нам о Себе в Предании и Писании, тогда как астрология — некий опыт жизни человека в этом мире. Иерей Вячеслав Санин: Продуктивнее обращаться не к макрокосмосу, а к микрокосмосу, не к астрологии, а к психологии. Есть, например, школа логотерапии Виктора Франка, которую я бы рекомендовал православным. Ответы надо искать не где-то вовне, а в самом себе. Не нужно стараться соответствовать ничьим ожиданиям, кроме ожиданий Господа, и ни с кем не соревноваться. Иерей Димитрий Симонов: Итак, не стоит противопоставлять христианство и астрологию. Если цель астролога — отдернуть завесу с того, что Бог скрыл от человека, то это весьма опрометчиво, даже опасно. Если человек пытается с помощью астрологии найти ответы на какие-то вопросы, то важно, чтобы это увлечение занимало свое место в его жизни. Когда центр тяжести смещается и Господь занимает лишь одно из мест в жизни такого человека, нужно произвести переоценку ценностей. А если увлечение астрологией является неким поиском, то оно может быть допустимо для человека, идущего путем волхва. Хотя современные российские ученые негативно относятся к астрологии: «С точки зрения науки астрология является типичным лженаучным явлением, разновидностью гадательной магии. При этом наука признает, что на определенном этапе своего развития астрология стимулировала развитие наблюдательной астрономии, математики, метеорологии и других областей знания». Журнал «Вода Живая», № 1, 2010 г. Опубликовано 7 апреля, 2012 - 17:48
|
Библия с
подстрочником Святоотеческие
толкования Реабилитация
наркозависимых Как помочь центру?Яндекс.Деньги: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935, Северо-Западный Банк ОАО «Сбербанк России» БИК 044030653, кор.счет 30101810500000000653 |