Вы здесь

Православная миссия среди Свидетелей Иеговы: анализ факторов успеха и неудач

Прежде всего, хотелось бы сделать это выступление более практическим, нежели теоретическим. Однако без теоретического осмысления практики тоже не обойтись. Что мы можем сказать о результатах православной миссии среди адептов организации Свидетелей Иеговы за последние 15-20 лет? Начнем с неудач. Первое, нужно сразу оговориться, что какой-либо централизованной миссии среди Свидетелей на канонической территории МП не ведется. В общем, как и по другим псевдохристианским группам. Борьбу с ними в плоскости закона мы к миссии, естественно, отнести не можем. Второе, отдельные миссионерские акции среди Свидетелей, типа пикетирования их конгрессов и раздача листовок антикультистского содержания, результатов не приносят. Третье, частные встречи священников и православных миссионеров со Свидетелями Иеговы будь то в реальной жизни или в формате общения в Интернете, как правило, оказываются малоэффективными.

Теперь о положительных моментах. По нашим данным на канонической территории РПЦ за последние семь лет вернулись или приняли Православие более 30 Свидетелей Иеговы. В том числе, сотрудники главного управления СИ в России, видные старейшины, а так же активисты Организации. Один из старейшин служит даже дьяконом. Учитывая крайне негативное отношение СИ к ПЦ это можно назвать своего рода чудом Божьего Промысла.

Неплохих результатов в миссии среди СИ добился миссионерский отдел Калининградской епархии во главе с о. Александром Пермяковым, который разработал методику общения со СИ под названием «Вефильский гамбит». Она основана на материалах самой же Организации. Благодаря этой методике некоторые СИ разочаровывались в доктрине Организации и покинули ее ряды. Правда, православными они пока не стали.

Наш миссионерский апологетический центр «Ставрос» уделяет особое внимание помощи бывшим и действующим СИ. В результате такого служения Православие приняли трое бывших и один действующий СИ. Помощь этим людям заключалась в организации дружеских встреч и бесед на интересующие их вопросы. Была создана среда общения в домашней обстановке. По возможности некоторым была так же оказана практическая помощь в трудоустройстве. Мы поставили цель не доказывать, а показывать Православие в жизни реальных людей: священников, верующих семей и христианской молодежи. Приходская община с оглашением и библейскими группами оказалась достойной альтернативой тесно сплочённым собраниям Свидетелей. Хорошим подспорьем так же стали такие книги как «Несвятые святые», «Флавиан» и «Архиерей». Конечно же, и богословская сторона общения получила самое широкое освещение.

Наш опыт участия в различных конференциях показывает, что проблема СИ остро стоит в каждой епархии РПЦ. Все озадачены активной деятельностью СИ, но никто не знает, что с ними делать. Естественной и привычной реакцией становятся силовые методы борьбы, когда на помощь привлекаются власти и законы. Однако этот путь кроме бонусов самим СИ ничего не приносить с точки зрения миссии.

На наш взгляд проблема православной миссии среди СИ заключается в том, что до сих пор не была выработана и апробирована эффективная методология общения со СИ. Однако временам меняются. Количество СИ вернувшихся в Церковь позволяет проанализировать их путь к Православию и суммировать те аргументы, которые оказались решающими. Я предлагаю рассмотреть конкретные причины. Начнем с неудач. Говорить о глубокой индоктринации мы не будем. Это и так ясно. Итак, почему православная миссия оказывается неэффективной?

  1. Полное отсутствие библейских групп на приходах, катехизации и общин в 90-х годах. Подавляющее число нынешних СИ, а их 165 000, – это невоцерковленные православные люди с негативным опытом встречи с церковной реальностью 90-х. Не найдя того, что они искали в Церкви, они стали легкой добычей для СИ. В сознании этих людей ПЦ ассоциируется сугубо с суеверным требоисполнением и внешним обрядоверием. Именно такой образ Церкви они унесли с собой, став СИ.

  2. Община, а с ней катехизация и библейские группы, пока не стали повсеместной нормой церковной жизни. Там же где они есть, о них не знают сектанты. Внешний мир за церковной оградой, в основном, остается не информирован о том, что люди могут прийти в такой-то храм и получить ответы на свои вопросы, бесплатно повысить уровень своей религиозной грамотности, изучать Св. Писание. СИ – это люди, которые совершенно не представляют христианство вне формата общины, поэтому любая попытка проповедь Православия будет упираться в вопрос «куда прийти?». Предложить прийти в храм, где люди друг друга не знают даже по имени просто нереально.

  3. Неверная методика построения диалога. Самой распространенной ошибкой, которую допускают христиане в разговорах со СИ – это начало полемики с классических спорных тем. Например, о Божестве Христовом и Пресвятой Троице. Почти всегда подобная полемика обречена на провал. Все закончится забрасыванием цитатами из Библии и в итоге все останутся при своем мнении. Классический случай произошел совсем недавно. 25 февраля состоялся религиозный диспут православной молодёжной группы «Рассвет» при Свято-Вознесенском Архиерейском подворье в Закамском благочинии с представителями религиозной организации «Свидетели Иеговы». В ходе беседы оказалось, что оппоненты не могут принять аргументы православных, так как у них есть свои контраргументы и собственное понимание библейских стихов, которые использовали православные христиане. Круг замкнулся.

  4. Разные переводы Библии и текстологические основы Писания. Как правило, православные христиане апеллируют к Синодальному переводу, который с точки зрения современной библеистики в ряде случаев далек от идеала. СИ имеют собственный перевод Библии под названием Новый мир. Это весьма искаженный перевод, созданный специально для поддержки вероучений СИ. Естественно они считают его самым точным из всех существующих. Почти все важные, с христологической точки зрения, тексты НЗ тщательно отредактированы. Поэтому полемика по ключевым стихам обречена на неудачу.

  5. Миф логичные и ошибочные представления о СИ и их вере, которые кочуют от одного источника к другому. Эта проблема носит обоюдный характер. Противника невозможно победить, не зная его истинной природы. В сектоборческих кругах давно ведется полемика относительно природы Организации СИ. Что это: псевдохристианский бизнес-проект или же религиозный феномен? Я, исходя из личного опыта, как бывший СИ, придерживаюсь второй точки зрения. Важно понять, что ни о какой миссии среди свидетелей невозможно говорить, если не рассматривать адептов этой организации как искренне заблуждающихся людей с духовными поисками.

  6. Мы говорим со СИ не только на разных языках, но и думаем иными категориями. СИ, как правило, становятся люди любящие простоту, рациональность и логичность. Вероучений СИ максимально упрощено, где-то даже примитивно, материалистично и рационально. СИ крайне сложно принять такие сверх-рациональные истины как Троичность Божества и Боговоплощение. По опыту участия в полемиках могу сказать, что большинство православных священников и семинаристов разговаривают со СИ на языке никео-халкидонского богословия, которое им совершенно не понятно даже на уровне терминов. Такие слова как сущность, ипостась и предвечное рождение просто им не понятны, и кроме того, вызывают лишь раздражение. Причина сего кроется в нашем неумении обращаться к нецерковной аудитории, которая мыслит в иных категориях. Кроме того, мы вкладываем разные смыслы в одни и те же понятия. Например, Божественность Христа в представлении СИ – это не то же самое, что подразумеваем мы. Они понимают божественность как категорию духовной, ангельской природы.

 

Давайте теперь поговорим о причинах успеха миссии среди СИ:

 

  1. Наиболее эффективный путь построения диалога со СИ заключается в рассмотрении самой главной темы, которая служит своего рода водоразделом, и, к которой, в итоге, приходит любая полемика. Это вопрос понимания и интерпретации Священного Писания. Самоочевидно ли Писание? Объясняет ли Писание само себя? Исчерпывает ли Писания полноту Божественного Откровения? Может ли Божественная истина передаваться вне Писания? Кто и когда решил, что из себя будет представлять Библия? Эти вопросы принципиально важно рассмотреть в самом начале беседы, так как всё непонимание проистекает от двух диаметрально разных взглядов на Библию. СИ убеждены, что Библия самоочевидна и что нужно только искренне и честно позволять Писанию объяснять само себя при помощи метода сравнения стихов. Кроме того, СИ приучены думать, что их прочтение Библии единственно возможно и других альтернатив нет. Поэтому необходимо на основании Писания показать, что Библия не подтверждает такой точки зрения (2 Пет. 3:16). К тому же личный опыт подсказывает, что существует множество истолкований Библии и ее можно понимать по-разному. Отсюда необходимо перейти к закономерному вопросу о том, чье же понимание Библии верно? Каковы критерии правильного разумения Писаний? Почему мы можем быть уверены, что понимание Библии, которое дает «верный раб» из Бруклина, от Бога? Важно показать, что текст Писания и его понимание не тождественны.

  2. СИ постулируют принцип «только Писание» и утверждают, что источником религиозной истины может быть только Библия. Важно показать, что их теория расходится с практикой, так как печатные публикации СИ содержат положения и учения, о которых прямо ничего не говорится в Писании, но при этом они имеют силу библейских учений. Руководство Организации подчеркивает, что Бог дает руководство СИ через Библию, журналы и конгрессы. Таким образом, у нас появляется возможность на примере их же Организации показать, что у них есть собственное предание, только которое называется у них теократией. Например, каждый СИ обязан сдавать отчет о проповедническом служении, в котором отмечается время, затраченное на разговоры с людьми о Боге. Если изучающий со СИ Библию человек, не начнет сдавать такой отчет, его не покрестят и соответственно, он теоретически погибнет в Армагеддоне. Это типичный пример их теократии в действии.

  3. Как правило, основным аргументом СИ в пользу истинности их веры является уникальность Организации и ее плоды. Это то, на что будет напирать любой СИ. Среди плодов: всемирная проповедь, любовь в собрании и международное братство, неучастие в кровопролитии и войнах, ненависть мира. Очень важно показать, что озвученные дела еще ничего не доказывают. А) Да, действительно, СИ наиболее активная конфессия в плане прозелитизма. Они проповедуют в 235 странах и издают свою литературы на огромном количестве языков. СИ искренне убеждены, что на них исполняются слова из Мат. 24:14. Однако при всем этом, в Писании мы не найдем такого критерия истинности проповеди как ее размах и масштабность. Христос говорил фарисеям: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф.23:15), а ап. Павел был не менее резок: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, [так] и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал.1:8,9). Таким образом, главный признак истинности проповеди – это ее апостольское содержание и происхождение. Но СИ не имеют никакого исторического отношения к апостолам. Они не в состоянии показать преемство веры и учений от апостолов. Их вера – это восстановленная реконструкция того, во что якобы веровали первые христиане, а по факту адвентисты второй половины XIX века, с которыми тесно общался их основатель Чарльз Рассел. Б) СИ очень гордятся любовью в своих собраниях. Их общины действительно очень крепки. Но существует немало конфессий, где есть такие же общины. Если бы в них не было любви, то чтобы в них делали искренние люди, которые там, безусловно, есть? Следовательно, братская любовь, какой бы она замечательной не была, еще не может быть безошибочным критерием. В) СИ известны тем, что отказываются брать в руки оружие и никогда не участвуют в войнах. Но подобным образом поступают уже 400 лет меннониты и квакеры. В советское время оружие не брали в руки баптисты и адвентисты. Г) СИ всегда подчеркивают, что мир их ненавидит, и что они становятся жертвами репрессий. Однако по данным статистики, ежегодно в исламских и африканских странах мученически погибают около 105 000 христиан (католиков, протестантов, православных)! И среди них нет СИ!

  4. Разочароваться в иеговизме еще не значит стать православным. Слишком большая разница разделяет нас и СИ. Здесь и образ молитвы, богослужения, благочестия, мышления, форм Богопочитания и многое другое. Поэтому крайне важно помочь СИ увидеть, каким было христианство на стыке I и II веков. И здесь просто неоценимым подспорьем окажется корпус писаний «мужей апостольских». Именно наиболее ранняя христианская литература может оказать положительный эффект на СИ. Например, Климент Римский пишет свое послание коринфянам в 96 году н.э., то есть, еще в апостольское время. Дидахе рассказывает нам о времени, когда общины еще посещали странствующие пророки. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский пишут свои пастырские послания, когда в Церкви еще были широко распространены харизматические дары Духа, о чем ясно чуть позже свидетельствуют Юстин Мученик и Ириней Лионский. Очень важно заострить внимание на то, что Дух еще не покинул Церковь, но она почему-то уже исповедовала Божество Христа, которое они отрицают, совершала Евхаристию, которую они понимают чисто символически, имела епископальное устройство, которое считается ими выдумкой, и крестила детей, которых они не крестят. В таком случае, совершенно не понятно, каким образом Дух мог пребывать в якобы отступнической Церкви.

  5. Для того, чтобы преодолеть проблему разницы переводов, необходимо использовать подстрочный перевод греческого текста Нового Завета. Обычно СИ соглашаются разговаривать на его основании. Кроме того, использование подстрочника поможет увидеть тенденциозные вставки в ПНМ. Православные, в свою очередь, должны знать, что некоторых стихов, которые есть в Синодальном переводе, нет в научном критическом издании Нового Завета Нестле-Аланда.

  6. При разговоре со свидетелями Иеговы лучше всего избегать слов-раздражителей, таких как ипостась, сущность, предание и т.д. Лучше использовать слова-заменители. Например, вместо благодатный – одобряемый Богом, соборный – коллективный, ипостась – личность, предание – передача.

  7. СИ очень любят укорять православных в том, что те якобы забыли Имя Божие и никоим образом Его не славят. Речь идет о священном четырехбуквенном Имени ЙГВГ, произношение которого неизвестно. В русской литературе устоявшейся формой с XIX века стала форма произношения Иегова. Как правило, православные теряются, когда разговор заходит об этом Имени. Однако в действительности для СИ будет полной неожиданностью узнать, что в православной традиции это же самое Имя употребляется и поныне. Только мы его знаем как Сущий или по-церковнославянски Сый. Этот вариант гораздо древнее, чем форма Иегова, которая появилась лишь в XV веке, так как она восходит к Септуагинте, где Имя Божие определяется через выражение «Который есмь», то есть, Сущий. В литургии Василия Великого мы читаем: «Сущий Владыка, Господи Боже, Отец Вседержитель поклоняемый!». Преп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» говорит: «Из всех имен, усвояемых Богу, кажется, самое высшее есть: Сый (ο ων), как и Сам Он, отвечая Моисею на горе, говорит: рцы сыном Израилевым, Сый посла мя (Исх. 3, 14)». На иконах Спасителя мы находим это же Имя, написанное по-гречески ο ων. В конце концов, в православном богослужении постоянно звучит славословие «аллилуйя», которое с иврита дословно обозначает «восхваляйте Йаг».

Артём Григорян. Православная миссия среди Свидетелей Иеговы: анализ факторов успеха и неудач
Опубликовано 30 марта, 2013 - 18:04

Комментарии

Спасибо, что даёте возможность увидеть себя со стороны. Я действующий Свидетель Иеговы. Уже где-то как год я перестал питаться с кухни Организации. Как то одна Свидетельница Иеговы сравнила прослушивание публичной речи с приёмом витаминки, и на мгновение я представил, как в псих больнице пичкают лекарствами здоровых людей чтобы их там удерживать. Теперь, посещая встречи собрания, я и моя жена имеем совершенно другой взгляд на происходящее внутри Организации. Удерживает пока то, что мы имеем в собрании много друзей и знакомых, с которыми приятно проводить свободное время, общаться на свободные темы. Я думал, что напрочь пропал интерес к духовному, не хотелось читать ни какой литературы, ни Библии, а тут на тебе, слушая аудиозаписи с вашего сайта потянулась рука к Писанию и стало интересно обсуждать с супругой услышанное. Не нашёл обсуждаемой темы о Святом Духе, а то вро де бы с божественностью Христа становится всё понятно, а вот с Духом - абсолютный ноль. Помню, своего рода заготовку для парирования учения о Троице. В отличии от Отца и Сына, Святой Дух не имеет личного имени, его ни кто не видел в видениях, хотя даже Отца, как сидящего на пристоле видел Иоанн, Святой дух появляется в Библии как голубь или в виде языков пламени. И, по моему, греческое слово ПНЕУМО - среднего рода, что говорит о его неодушевлённости. Буду благодарен ссылке на материал по этой теме.

Аватар пользователя Григорян Артём

Дорогой Олег, все аргументы Свидетелей Иеговы о безличности Святого Духа опровергаются в этих двух статьях: http://stavroskrest.ru/content/Pneumatology и http://stavroskrest.ru/Holy%20Spirit

Спасибо, посмотрю.

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653