Вы здесь

О времени возникновения практики замены тетраграммы и ее библейские свидетельства

III век до н.э. (реже Хасмонейский период, II век до н.э.) традиционно считается временем возникновения практики замены и произношения тетраграмматона יהוה - священного четырехбуквенного Божьего Имени ЙХВХ. Однако научные исследования последних лет позволяют утверждать, что данная практика берет начало значительно раньше – в персидский период (V-IV вв.), во время которого происходит окончательное формирование позднебиблейских книг (1 и 2 Паралипоменон, Эсфирь, Экклезиаст, Песнь Песней[1]) и «элохистической» Псалтири (Пс. 42-72, 73-89)[2].

В этот период начинает зарождаться тенденция к минимизации употребления тетраграмматона и далее к его полной замене такими словами как Бог (Эль) и Господь (Адонай). Эта тенденция хорошо иллюстрируется на вторичном материале двух книг Паралипоменон в виду её текстуальной зависимости от более ранних четырех книг Царств.

Первая группа текстов показывает примеры замены тетраграмматона из первичного материала книг Царств на слово Бог (Элохим) в параллельных отрывках в книгах Паралипоменон:

1 Цар. 7:40 – 2 Пар. 4:11

2 Сам. 24:10 – 1 Пар. 21:8

2 Сам. 23:17 – 1 Пар. 11:19

2 Сам. 7:27 -  1 Пар. 17:25

1 Цар. 12:15 – 2 Пар. 10:15

Вторая группа текстов показывает изменение устойчивой конструкции «Адонай ЙХВХ», из первичного материала, на «ЙХВХ Элохим» или простое «ЙХВХ», что может быть объяснено только уже существующей практикой произнесения слова Адонай при наличии в тексте тетраграмматона ЙХВХ. Такая замена позволяла избежать возникновения несуразного дублета «Адонай Адонай» при чтении текста, содержащего конструкцию «Адонай ЙХВХ» (ср. 2 Сам. 7:18,19,20, 22, 28,29,  – 1 Пар.17:16,17,19,20,26,27).

И хотя в книгах Паралипоменон тетраграмматон используется как личное имя Бога, сложно не заметить тенденцию к его замене на слово Бог (Элохим), даже если такая замена стилистически неудачна и идет в разрез с традиционными формулировками. Яркий тому пример: «И приобщил он (к союзу) всех находившихся в Йерушалаиме и в (земле) Бинйамина; и стали поступать жители Йерушалаима по завету Бога, Бога отцов своих» (2Пар.34:32 МТ). Аналогичную конструкцию мы встречаем в элохистической Псалтыре: «Слушай, народ Мой, и Я буду говорить, Йисраэйль, и Я предостерегу тебя. Бог, Бог твой Я!» (Пс.50:7 МТ) или «И приду к жертвеннику Божию, к Богу радости, веселья моего, и на кинноре буду славить Тебя, Бог, Бог мой!» (Пс.43:4 МТ), хотя обычной конструкцией в Торе и Пророках являются «ЙХВХ, Бог отцов твоих» или «ЙХВХ, Бог твой».

Наиболее ярким свидетельством использования слова Бог (Элохим) в качестве личного Имени выступает 2 и 3 книги Псалмов, которая идентифицируется как принадлежащая элохистической традиции. Сравнение удобно проводить на примере параллельных псалмов, принадлежащих двум разным традициям:

 

«ЙХВХ с небес взирает на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумный, ищущий Бога» (Пс.14:2 МТ)

«Бог с небес смотрел на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли человек разумный, ищущий Бога» (Пс.53:3 МТ)

 

«Ведь знали все творящие беззаконие, съедающие народ мой, (как) съедают хлеб, (что предстоит им)? ЙХВХ не призывали они!» (Пс.14:4 МТ)

«Ведь должны были знать совершающие беззаконие, съедающие народ Мой, (как) едят хлеб! Бога они не призывали» (Пс.53:5 МТ)

 

«Да придет из Цийона спасение Йисраэйля! Когда возвратит ЙХВХ пленников народа Своего, ликовать будет Иааков, веселиться будет Иисраэйль!» (Пс.14:7 МТ)

«Дано было бы из Цийона спасение Йисраэйлю! Когда возвратит Бог плененный народ Свой, возрадуется Йааков, возвеселится Йисраэйль!» (Пс.53:7 МТ)

 Считается, что богословски обусловленное использование слова Элохим вместо тетраграммы – это авторская традиция библейских документов Северного израильского царства (т.н. «Документальная теория» текста ВЗ). Однако подобному взгляду противоречит ряд фактов. То, что имя ЙХВХ было известно в Северном царстве уже в середине VIII в. следует из остраконов, найденных в Самарии, и использовании Имени ЙХВХ пророками Северного царства (Осия 12:10, 13:4). Отсюда можно сделать вывод, что тенденция замены тетраграмматона на слово Бог (Элохим) во 2 и 3 книги Псалмов - это результат ревизии переписчиков, произошедшей на очень ранней стадии, произошедшей до момента объединения всех пяти книг Псалтыри в один корпус.

Наиболее близкой практикой является замена тетраграмматона словом Бог (Эль) в ряде библейских и небиблейских рукописях Кумранской общины: 11QPs (Пс. 145), 1QIsa (Ис.42:5), 4Q252 (Быт.6:3), 4QPsb, 4QHosb, 1QHa, 1Q22 (цитата из Второзакония).

Едва ли случайно отсутствие тетраграмматона в книгах Эсфирь, Экклезиаст и Песнь Песней, окончательный вид текста которых был оформлен в послепленную персидскую эпоху[3]. И хотя некоторые находят несколько акростихов, содержащих четыре буквы ЙХВХ в тексте книги Эсфирь, доказать их присутствие авторским замыслом попросту невозможно: подобные «акростихи» могут образовываться из слов случайным образом и присутствуют во многих библейских книгах[4]. Так же присутствие Имени в краткой форме Ях некоторые видят в книге Песнь Песней 8:6 («пламя Ях»). Однако согласно масоретской традиции бен-Ашера и свидетельства самых авторитетных рукописей, перед нами одно слово с усилительной частицей «великое пламя», либо попросту притяжательный суффикс «её пламя», а не Имя из двух букв.

Исследователями высказывались разные версии, объясняющие причину появления замены тетраграмматона на слова Бог (Эль, Элохим) и при чтении на слово Господь (Адонай). Обычно указывают на суеверие, влияние иной религиозной культуры и попытку защиты Имени от профанации и осквернения со стороны нечестивцев. Какой бы ни была причина, послепленное развитие монотеистического сознания иудеев может быть тем контекстом, на фоне которого запрет становится богословски объяснимым. Поскольку имя служит средством идентификации и отличия одного бога от другого  в этом более не было необходимости, так как Бог только один. В раннебиблейскую допленную эпоху израильтяне были монолатристами и признавали существование языческих богов, культ которых времени от времени проявлялся в Израиле. Имя ЙХВХ идентифицировало и выделяло Бога Израиля. Однако под влиянием проповеди пророков и особенно после плена иудеи приходят к строгому монотеизму, в котором просто не оставалось места для существования иных божеств, кроме Единого Бога. В таком контексте личное Имя Бога перестаёт быть непременным условием культа.

Теологические выводы

Свидетели Иеговы известны своим учением о Божьем Имени Иегова, которое играет исключительно важную роль в их религиозной практике. Замену тетраграмматона ЙХВХ на заменители Господь и Бог как в Ветхом Завете так и в Новом Завете, свидетели Иеговы считают кощунственной практикой, свидетельствующей об искажении Божьего Слова и порчей подлинного богодухновенного текста.

Однако вышеизложенный материал ставит свидетелей Иеговы в двусмысленное положение: как они могут принимать в качестве боговдохновенных библейские тексты, имеющие явные следы минимизации и замены тетраграмматона, или даже его полного отсутствия (как в случае книги Экклезиаст)? Не означает ли это, что библейский текст может быть богодухновенным и каноничным, не смотря на замену или отсутствие тетраграмматона ЙХВХ? И мог ли богодухновенный автор послания к Евреям свободно цитировать ветхозаветный текст, в котором тетраграмма уже была заменена (см. Евр.1:9)?

 

Литература: Emanuel Tov, Textual Criticism of the Hebrew Bible, Qumran, Septuagint, Volume 3, 2015. Larry Hurtado, The Earliest Christian Artifacts: Manuscripts and Christian Origins, 2006. Adolfo D. Roitman, Lawrence H., The Dead Sea Scrolls and Contemporary Culture, 2011.  Eugene Ulrich, The Dead Sea Scrolls and the Developmental Composition of the Bible, 2015. Martin Roesel The Reading and Translation of the Divine Name in the Masoretic Tradition and the Greek Pentateuch, 2007. Koog P. Hong, The Euphemism for the Ineffable Name of God and Its Early evidence in Chronicles, 2013.

 


[1] Последние три книги были предметом споров среди древних раввинов и включены в иудейский канон позже всех.

[2] Научное название 2 и 3 книги Псалмов, отражающее текстуальную традицию, в которой Божьим Именем преимущественно выступает не тетраграмматон ЙХВХ, но слово Бог (Эль, Элохим).

[3] Хотя традиционно книги Экклезиаст и Песнь Песней приписываются царю Соломону, лексический анализ текста этих книг не позволяет отнести их к допленной эпохе.

[4] См. подробный анализ: Interested Readers: Essays on the Hebrew Bible / edited IN HONOR OF DAVID J. A. CLINES by James K. Aitken, Jeremy M. S. Clines, and Christl M. Maier, 2013. pp.183-193.

 

 

Автор: 
Григорян Артём
Опубликовано 9 января, 2016 - 22:58

Комментарии

По мнению библеистов во многих местах подмена Иеговы на Эль произведена иудейскими масоретами в более позднее время в средние века

http://levhudoi.blogspot.ru/2012/03/blog-post_20.html ?
*: Слово "Адонай" ("Господь") по отношению к Богу не существует в еврейской Библии

Аватар пользователя Григорян Артём

Лев, возможно. Но факты показывают, что замена в некоторых псалмах и книгах Паралипоменон (Хроник) была осуществлена гораздо раньше масоретов - в персидскую эпоху.

 

Как помочь центру?

Яндекс.Деньги:
41001964540051

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "БЛАГОПРАВ"
р/с 40703810455080000935,
Северо-Западный Банк
ОАО «Сбербанк России»
БИК 044030653,
кор.счет 30101810500000000653